Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка эффективности деятельности организации




Для определения принципов и методов оценки эффективности деятельности рассмотрим взаимоотношение двух важнейших экономических категорий – эффекта и эффективности. И эффект, и эффективность отражают рост и развитие экономического объекта, т.е. способность к прогрессивным количественным изменениям, отраженным в объемных показателях и к прогрессивным качественным изменениям, дополняющим количественные и связанным, как правило, со структурной динамикой объекта.

Но есть и разница. Эффект является отражением результата деятельности, т.е. того состояния, к которому стремится экономический объект. Эффект и результат – тождественны. Такое управление, с использованием данного критерия – эффекта – получило в международной практике название «управление по результатам» и направлено на количественный прирост результирующих показателей, хотя и подразумевает вместе с тем изменение качественных характеристик.

Эффективность, в отличие от эффекта учитывает не только результат деятельности (прогнозируемый, планируемый, достигнутый, желаемый), но и рассматривает условия, при которых он достигнут. Эффективность определяется соотношением результата (эффекта) и затрат, обусловивших этот результат. Поэтому эффективность – сравнительная оценка результата деятельности.

М.б. как максимизация Э/З, так и минимизация З/Э.

Принципы и методы оценки эффективности деятельности

Деятельность всегда направлена на достижение цели, хотя не всегда к ней приводит, но обязательно заканчивается результатом, даже если он и не запланирован или не имеет положительного характера. Первый принцип оценки эффективности деятельности: если конечный результат совпадает с целью, то деятельность может быть признана рациональной.

Совпадение результата с поставленной целью особенно важно с позиции выбора наиболее успешных решений. Здесь эффективность – это совпадение цели и конечного результата, в практике управление по данным параметрам называется «Управление по целям».

Второй принцип оценки эффективности– доступность использования нескольких критериев оптимальности (доступность, но не необходимость). Т.е. решается задача многоцелевой оптимизации, т.к. есть три блока: производство, коммерция, финансы и цели их могут быть взаимоисключающими. Здесь, как правило, используют маркетинговую стратегию развития предприятия, опирающуюся на текущее и оперативное планирование количественных и качественных показателей. Целевые приоритеты ориентируются в сторону управления рынком на основе маркетинговой концепции для повышения совокупного результата деятельности в течение периода, обусловленного стратегией. Основной результат – увеличение доходов и прибыли.

Третий принцип оценки эффективности – в процессе целеполагания целесообразно отдавать преимущество целям, характеризующим устойчивость рыночных позиций предприятия, реализуя принципы маркетинга как рыночной концепции управления. Здесь не только максимизация прибыли, но и создание условий для успешного функционирования в длительной перспективе. Оценка эффективности при этом проводится с учетом стратегических приоритетов, а во множестве возможных оценочных показателей превалируют показатели, характеризующие результативность усилий, предпринимаемых в том или ином стратегическом направлении.

Четвертый принцип оценки эффективности связан с жизненным циклом продукции. Здесь оценочные показатели эффективности меняются в зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла на данный момент находится продукция.

Существуют различные методы оценки эффективности.

Так применяются различные показатели: конкурентоспособности (выбор частных показателей, экспертный анализ), доход исчисляемый с учетом производимой продукции, затрат фирмы и цен, комплексный показатель затрат (з на воспроизводство ОПФ, з на маркетинг, з на воспроизводство оборотных фондов, з на воспроизводство трудовых ресурсов).

Для производственной подсистемы: ресурсоотдача, рентабельность, производительность труда, и т.д. Для коммерческой: объем реализации продукции и затраты на организацию сбыта и продвижения на рынок, показатель надежности выбора поставщиков и т.д. Для оценки финансовой подсистемы – доходы от основной деятельности, себестоимость реализованной продукции, чистый доход без учета доли в прибылях ассоциированных компаний, чистый налог до налогообложения и др. Для коммуникативной подсистемы: эффективность рекламной деятельности, эффективность стимулирования сбыта, система показателей, характеризующих работы выставок и ярмарок и т.д.

Особое место занимает показатель имиджа предприятия (доверия со стороны потребителя). Он может использоваться как при оценке коммуникативной подсистемы, так и в целом предпринимательской деятельности при ориентации на концепцию социально-экономического маркетинга.

Понятие рентабельности. Система ее показателей и факторов изменения.

Рентабельность - относительный показатель эффективности производства, который позволяет соизмерить прибыль и затраты на ее получение,т.е., исчислить прибыль на единицу затрат. Это необходимо для получения представления об эффективности деятельности предприятия.

Но т.к. существуют различные понимания затрат производства и прибыли, то выделяют 3 основных показателя рентабельности:

1. Рентабельность продукции:

r1=прибыль от реализации \ себестоимость (текущие затраты на производство продукции)

Это наиболее применимый показатель.

2. Рентабельность по балансовой прибыли - общая рентабельность производства:

r2=балансовая прибыль \ производственные фонды (ранее сюда включалась сумма основных и оборотных фондов, а теперь это первый раздел пассива баланса, т.е., капитал предприятия, выраженный в деньгах.

3.Рентабельность продаж (сколько прибыли приходится на рубль продаж):

r3=чистая прибыль \ выручку от реализации.

Изучение факторов, влияющих на величину прибыли расширяется с учетом 1-3 показателей.

Также существует еще одна формула для исчисления общей рентабельности производства. Если дано ri-рентабельность производства каждого вида продукции, то общая рентабельность производства выражается формулой:

R=åriti, где ti-удельный вес затрат на производство i-го продукта в общей сумме затрат. Данный показатель не зависит от объема производства, а зависит только от структуры производимой продукции.

Показатель рентабельности можно проанализировать на основе показателей текущих затрат, использования кап.затрат, эффективности реализации продукции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...