Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм.
Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливает создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства. Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства: 1. Отраслевое законодательствосодержит нормы, которые регулируют качественно определённый вид общественных отношений, являющихся предметом одной отрасли права (земельные, трудовые, уголовные и др.). 2. Внутриотраслевое законодательство выражает нормы подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений (авторское законодательство в составе гражданского права; горное, водное - в составе земельного; банковское - в финансовом праве). 3. Комплексное законодательствовключает нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспортное и др.). Система законодательства- это совокупность нормативно-правовых актов, расположенных в определенном иерархическом порядке. На вершине законодательной пирамиды находится конституция и/или конституционные законы, которым должны соответствовать все нормативно-правовые акты государства. Ступенью ниже в иерархии законов находятся обычные (текущие) законы. В систему законодательства государства могут включаться также международные договоры, ратифицированные парламентом. Кроме такого иерархического, вертикального строения, система законодательства делится также по отраслевому признаку (по горизонтали): конституционное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство.
Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация. Кодификация- это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней обработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений, Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками: 1) кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий; 2) в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших; 3) кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений; 4) кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования определенной отрасли права (например, Кодекс законов о труде). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права; 5) нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенно общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем. Кодификация всегда имеет официальный характер.При этом устаревшие нормы заменяются новыми. В результате кодификации создаются кодификационные акты - конституции, основы законодательства, кодексы, уставы, положения, законы и др. Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на четыре основных вида: 1) конституция- Основной Закон государства, закрепляющий основы общественного строя и политики, основы правового положения личности, форму государства, систему государственных органов и символы государства; 2) основы законодательства - это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. 3) кодекс - наиболее распространенный акт, действующий в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и др.); 4) устав, положение- это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами, например президентом или правительством. Кодификационными актами являются общевойсковые уставы, действующие в Вооруженных Силах, Устав железных дорог и др. Инкорпорацияпредставляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация- это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер, например Бюллетень нормативно-правовых актов министерств и ведомств и др. Официальная инкорпорация производится, например, Министерством юстиции Украины. Неофициальная инкорпорация- внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и др. лицами) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специальные потребности учреждений, организаций и граждан. Консолидация- это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 282. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |