Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм.




Разнооб­разие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в раз­личных сферах общественной жизни, необходимость их эффектив­ной организации обусловливает создание в системе законодатель­ства таких структурных элементов, которые не совпадают с систе­мой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отрас­лям законодательства.

Система законодательства включает в себя следующие основ­ные виды отраслей законодательства:

1. Отраслевое законодательствосодержит нормы, которые регулируют качественно определённый вид общественных отноше­ний, являющихся предметом одной отрасли права (земельные, тру­довые, уголовные и др.).

2. Внутриотраслевое законодательство  выражает нормы подотрасли или института права, которые регулируют разновид­ность отраслевых общественных отношений (авторское законода­тельство в составе гражданского права; горное, водное - в составе земельного; банковское - в финансовом праве).

3. Комплексное законодательствовключает нормы несколь­ких отраслей права, которые регулируют различные по своему со­держанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни    (хозяйственное, транспортное и др.).

Система законодательства- это совокупность нормативно-правовых актов, расположенных в определенном иерархическом порядке. На вершине законодательной пирамиды находится кон­ституция и/или конституционные законы, которым должны соот­ветствовать все нормативно-правовые акты государства. Ступенью ниже в иерархии законов находятся обычные (текущие) законы. В систему законодательства государства могут включаться также ме­ждународные договоры, ратифицированные парламентом.

Кроме такого иерархического, вертикального строения, сис­тема законодательства делится также по отраслевому признаку (по горизонтали): конституционное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, семейное, трудовое, уголовное, уго­ловно-процессуальное законодательство.

 

Систематизация нормативно-правовых актов - это дея­тельность, направленная на упорядочение и совершенствова­ние правовых норм. В настоящее время используются три ос­новные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.

Кодификация- это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубо­кой и всесторонней обработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

В процессе кодификации в проект создаваемого акта включа­ются действующие нормы, не утратившие своего значения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регу­лирование определенной области общественных отношений,

Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками:

1) кодификационной деятельностью занимаются только ком­петентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий;

2) в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших;

3) кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных ак­тах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отно­шений;

4) кодификационный акт является основным среди актов, ко­торые действуют в определенной сфере общественной жизни. Та­кой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования определенной отрасли пра­ва (например, Кодекс законов о труде). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой от­расли права;

5) нормативно-правовые акты, создаваемые в результате ко­дификации, рассчитаны на длительное регулирование обществен­ных отношений. Они учитывают возможные изменения в общест­венной жизни и способны регулировать более совершенно общест­венные отношения, которые могут возникнуть в будущем.

Кодификация всегда имеет официальный характер.При этом устаревшие нормы заменяются новыми.

В результате кодификации создаются кодификационные акты - конституции, основы законодательства, кодексы, уставы, поло­жения, законы и др.

Кодификационные акты по своему содержанию и наиме­нованию подразделяются на четыре основных вида:

1) конституция- Основной Закон государства, закрепляю­щий основы общественного строя и политики, основы правового положения личности, форму государства, систему государственных органов и символы государства;

2) основы законодательства - это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) опреде­ленной отрасли права или сферы государственного управления.

3) кодекс - наиболее распространенный акт, действующий в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упо­рядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и др.);

 4) устав, положение- это кодификационные акты специально­го действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами, например президентом или правительством. Кодификационными актами являются общевойско­вые уставы, действующие в Вооруженных Силах, Устав железных дорог и др.

Инкорпорацияпредставляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в опреде­ленном порядке без изменения содержания. В результате инкорпо­рации производится внешняя обработка действующего законода­тельства. Инкорпорация бывает официальной и неофициаль­ной.

Официальная инкорпорация- это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников дейст­вующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер, напри­мер Бюллетень нормативно-правовых актов министерств и ве­домств и др. Официальная инкорпорация производится, например, Министерством юстиции Украины.

Неофициальная инкорпорация- внешняя обработка зако­нодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и др. лицами) без специальных на то полномочий правотворческих орга­нов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специальные по­требности учреждений, организаций и граждан.

Консолидация- это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержа­ния. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...