Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общие положения и рекомендации
Согласно ОСТ 12.14.191-81 для электромеханического оборудования шахт должны применяться смазочные материалы без токсичных для человека свойств и обладающие совместимостью с резиновыми и полимерными материалами, имеющимися в машине. Не должны применяться дефицитные и слабоосвоенные промышленностью смазочные материалы, а также те, в которых содержатся животные и растительные жиры. Желательно, чтобы число марок смазочного материала для одной машины было не более трех: одна марка смазочного масла, одна марка гидравлического масла (огнестойкой рабочей жидкости) и одна марка пластичного смазочного материала. Для качественной смазки конкретного электромеханического устройства заводы-изготовители в руководствах по эксплуатации приводят необходимые данные по маркам основных смазочных материалов и их заменителям. Свойства заменителя должны обеспечивать выполнение всех функций и работоспособности оборудования в течение ограниченного времени. При этом вязкость заменяющего масла должна быть равной или несколько большей вязкости заменяемого масла. Степень очистки на заводах должна быть аналогичной или более глубокой; температура вспышки должна быть не меньше, чем у заменяемого масла, а температура замерзания - больше. Заменяющий смазочный материал должен иметь несущую способность, равную или большую, чем у заменяемого материала (предел прочности должен быть равен или больше, а число пенетрации равно или меньше). Температура каплепадения у заменяющего смазочного материала должна быть не ниже, чем у заменяемого, а показатель растворимости - аналогичным. При отсутствии таблицы или карты смазывания смазочный материал для каждого конкретного агрегата или узла трения подбирают по аналогии с другими подобными машинами, т. е. в зависимости от воздействующих на контактирующие поверхности удельных нагрузок, скоростей качения или скольжения, температуры поверхностей трения деталей и окружающей среды, степени шероховатости и зазора между поверхностями трения, расположения поверхностей трения и пар трения и конструктивных особенностей систем смазывания. Надо помнить, что если с увеличением шероховатости и зазора, давления и температуры окружающей среды вязкость масла и его смазочная способность должны быть выше, то при больших скоростях скольжения или качения и увеличении диаметра подшипников требуется масло меньшей вязкости. Согласно ОСТ 12.14.191-81 в зависимости от геометрии смазываемой пары и характера относительного перемещения смазываемых поверхностей имеет место гидродинамический (жидкостный) или граничный режим трения. В первом случае выбор масла должен быть основан на определении его вязкости, без учета действия присадок. Во втором случае необходимо выбирать смазочное масло, содержащее высокоэффективные противоизносные и противозадирные присадки. Режим трения должен определяться по критерию долговечности:
(1)
где hmin- минимальная толщина смазочного слоя, мкм, определяемая по уравнениям 2 и 3 (см. ниже); - среднее арифметическое отклонение шероховатости контактирующих поверхностей, определяемое по классам и разрядам шероховатости. При λ≤1 контакт гребешков микронеровностей смазываемых поверхностей неизбежен, что недопустимо. Поэтому выбираемое масло при конкретном классе шероховатости контактирующих поверхностей, их радиусах и скоростях при заданной нагрузке должно отвечать условию 1. Если такое неравенство не выполняется, то выбираемое масло должно содержать высокоэффективные противозадирные и противоизносные присадки. Минимальная толщина слоя масла для зубчатых колес и подшипников качения определяется по уравнению:
(2)
где R - приведенный радиус кривизны смазываемых поверхностей в контакте, м:
R1, R2 - радиусы контактирующих деталей, м (знак плюс соответствует внешнему контакту, знак минус -внутреннему); α - пьезокоэффициент вязкости масла, характеризующий зависимость вязкости от давления (м2/Н); η - динамическая вязкость масла при рабочей температуре смазываемых поверхностей, (Па • с); υ- средняя скорость движения смазываемых поверхностей деталей, м/с:
υ = (υ1+υ2)/2,
υ1,υ2- окружные скорости, м/с; Е - приведенный модуль упругости тел качения, Па; Р0 - максимальное давление в контакте по Герцу, Па. Пьезокоэффициент вязкости для применяемых масел в проектируемом оборудовании должен определяться экспериментально. Минимальную толщину слоя масла для подшипников скольжения следует определять по уравнению
' (3)
где ν - кинематическая вязкость масла, м2/с; υ - линейная скорость вращения цапфы, м/с; d, dп - диаметры цапфы и подшипника соответственно, м; Рп - нагрузка на каждую единицу ширины подшипника, Н/м; ψ - относительный зазор между подшипником и цапфой; В — ширина подшипника, м. Величина относительного зазора определяется по формуле:
ψ = (dп - d)/d .
Выбор смазочного масла, выполняемый по данной методике, производится по паре трения с наибольшим контактным напряжением. Если в результате расчета λ не удовлетворяет требованию (1), можно принять масло большей вязкости. Если и эти меры не дают желаемого результата, то в масло необходимо ввести специальные присадки, уменьшающие трение.
Необходимую вязкость масла для машин, состоящих из различных узлов трения (например, редуктор) определяют экспериментально. Вычисляют вязкость по каждому узлу трения. В результате получают ряд вязкостей ВУmin BУmax
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 195. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |