Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Значения вопросов эксплуатации и ремонта машинСтр 1 из 24Следующая ⇒
Эксплуатация и обслуживание машин (конспект лекций) для студентов направления подготовки «Инженерная механики»
Рассмотрено
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
Правильная эксплуатация и обслуживание машин позволяют полностью реализовать основные функции – обеспечение заданной производительности, безопасности и улучшение условий труда обслуживающего персонала. При подготовке специалистов направления «Инженерная механика»в высших учебных заведениях обязательным является формирование устойчивых знаний и навыков по качественной эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту машин. Исходя из этого дисциплина «Эксплуатация и обслуживание машин»необходима для общетехнической подготовки будущих инженеров – механиков, обслуживающих существующее оборудование на предприятиях различных отраслей (горной , металлургической, химической и т.д.). Она входит до профессионально – ориентированных, изучающих студентами бакалаврата. При изучении этого предмета используются знания, полученные студентами из курсов общенаучных и общеинженерных дисциплин, таких как теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, основы проектирования машин. Цель - научить студентов терминологии, основам ЕСКД и ее использованию при составлении нормативных документов, правилам технической эксплуатации и обслуживанию, проводить анализ функционирования машин и механизмов с целью определения места и причин появления повреждений. Авторами использован опыт преподавания данной дисциплины в ГВУЗ «ДонНТУ» на протяжении ряда лет. При разработке этого пособия использована кредитно – модульная система. Дисциплина включает в себя два модуля. Каждый модуль рассчитан на 8 часов лекционных и 8 часов лабораторных занятий. Самостоятельная работа по двум модулям составляет 58 часов.
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Основные термины Любая машина проходит стадии изготовления и эксплуатации, причем, идеи и свойства, заложенные в машину конструкторами и машиностроителями, реализуются (проявляются) именно на стадии эксплуатации. Эксплуатация - стадия существования изделия в распоряжении потребителя от момента приобретения (постановки на баланс) до списания. Различают производственную и техническую эксплуатацию. Производственная эксплуатация - это совокупность организационных, технических, горнотехнических и других мероприятий по выполнению механизированных горных работ. Она включает технологию, организацию и учет механизированных горных работ, планирование и управление работой электромеханического оборудования. Осуществляют производственную эксплуатацию горные инженеры и техники, горнорабочие очистных забоев и т. д. Техническая эксплуатация оборудования - это совокупность организационных, технических и других мероприятий по поддержанию оборудования в работоспособном состоянии. Таким образом, техническая эксплуатация определяет пути и методы наиболее эффективного управления техническим состоянием оборудования. Организует работу на всех этапах технической эксплуатации горный инженер-электромеханик. Процессы технической эксплуатации и их возможная взаимосвязь показаны на рис. 1.1 Рис. 1.1. Процессы технической эксплуатации
Хранение - комплекс организационных и технологических мероприятий, защищающих машины и узлы от разрушающих воздействий внешней среды и разукомплектования. Монтаж - комплекс операций по сборке и непосредственной подготовке машины к использованию по назначению. Ревизия- осмотр и поэлементная проверка отдельных сборочных единиц, деталей и объекта в целом для выявления наладки или ремонта. Сборка - соединение составных частей изделия. Наладка - приведение фактических отклонений режимов работы в соответствие с нормативными. Испытания - измерение по специальным программам параметров оборудования для установления его пригодности к использованию по назначению. Использование по назначению - разновидность производственного процесса, при котором изделие выполняет свои функции, предусмотренные нормативно-технической документацией. Техническое обслуживание (ТО) - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия при подготовке к использованию по назначению, при хранении и транспортировании. Текущий ремонт (ТР) - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия. Демонтаж - комплекс операций по отсоединению машины от коммуникаций, разборке на транспортабельные части и погрузке на средства транспорта. Все процессы технической эксплуатации равноценно важны. Так, например, при хранении происходит изнашивание оборудования вследствие воздействий внешней среды, возможно его повреждение грызунами, разукомплектование. Некачественная сборка, проявляющаяся, например, в отклонениях во взаимном расположении элементов, несоблюдении требуемых зазоров и пятен контакта, приводит к повышенному изнашиванию, увеличению частоты и продолжительности ремонтно-восстановительных мероприятий и, как следствие, ухудшению технико-экономических показателей машины. Несвоевременное выполнение операций ТО и ТР является причиной аварийного выхода машины из строя, возникновения травмоопасных ситуаций. Небрежное выполнение операций демонтажа, проявляющееся в поломке крепежных изделий, повреждении посадочных мест, разукомплектовании, значительно увеличивает время и материальные затраты для повторного использования машины. Поэтому на всех стадиях технической эксплуатации машины должны неукоснительно выполняться мероприятия, предусмотренные эксплуатационной документацией.
Общие вопросы эксплуатации
Хранение. С момента поступления машины к потребителю он отвечает за ее сохранность. Машина не сразу вводится в эксплуатацию, а при монтаже в строящемся цехе до ввода ее в работу проходит значительное время, в течение которого необходимо организовать правильное хранение машины, исключающее ее порчу под воздействием факторов внешней среды. При хранении в течение 3 мес. и более машина, находившаяся в работе на открытом воздухе, должна быть подвергнута длительной консервации с соблюдением специальных правил. Она должна пройти очередное техническое обслуживание и быть в состоянии полной работоспособности, очищена, вымыта (снаружи и внутри), обтерта насухо и подкрашена. Неокрашенные и хромированные поверхности покрывают защитным лаком. Резиновые и кожаные изделия снимают и хранят при температуре 10 СС. Также снимают и хранят в закрытых помещениях электрооборудование, аккумуляторы и приборы. Колесные машины с рессорным подвешиванием устанавливают на опоры. Рабочие жидкости сливают. При хранении на открытом воздухе состояние консервации проверяют каждые 2,5-3 мес. После года хранения машину опробуют вхолостую.
Рис. 1.2. Схема эксплуатации машин
Для некоторых видов машин (автомобильных кранов, автопогрузчиков и др.) должны соблюдаться также определенные правила межсезонного хранения. В зимнее время необходимо сливать воду из системы охлаждения, а при температуре —20 °С сливают и масло. При открытом хранении машину закрывают брезентом, а при больших габаритах укрывают силовую установку и открытые части трансмиссии. Ввод в эксплуатацию. Машины, поступившие после изготовления или ремонта в собранном виде, вводят в эксплуатацию следующим образом. Проводят наружную расконсервацию: снимают промасленные бумажные пластыри, протирают наружные поверхности ветошью. Проверяют техническое состояние машины внешним осмотром, а затем опробуют вхолостую и под нагрузкой. Приемку заканчивают обкаткой под нагрузкой по режимам, установленным в инструкции завода-изготовителя или ремонтного предприятия. Вводить в эксплуатацию можно только технически исправное оборудование, укомплектованное согласно документации завода-изготовителя. Предъявление рекламаций. По действующему «Положению о поставках продукции производственно-технического назначения» заводы-изготовители гарантируют исправную работу машин в течение определенного срока, предусмотренного технической документацией, при условии соблюдения установленных инструкциями правил обкатки, эксплуатации и хранения. В течение этого срока, называемого гарантийным (обычно 6—9 мес.), все неисправности, возникающие при правильной эксплуатации машин, устраняются заводом-изготовителем. Претензию потребителя рассматривает образованная им самим комиссия с участием представителя завода-изготовителя или без него, если он не прибудет к установленному сроку. По результатам рассмотрения составляется рекламационный акт, который является обязательным для завода-изготовителя. В акте указывают характер, количество и стоимость подлежащих замене деталей и предварительную стоимость связанных с этим работ. Акт может быть оспорен в арбитражном порядке, но обычно заводы-изготовители удовлетворяют справедливые претензии потребителей. Ремонтомназывают комплекс работ для поддержания и восстановления исправности или работоспособности изделия. Из этого определения следует, что ремонт можно выполнять с различными целями: 1) для поддержания исправности (работоспособности); 2) для поддержания ресурса изделия. Ремонт, преследующий первую цель, является составной частью технического обслуживания. Такой ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности изделия и состоящий в замене и восстановлении отдельных его частей и их регулировке, называют текущим (ГОСТ 18322—78* (СТ СЭВ 5151—85)]. Ремонт, преследующий вторую цель — восстановление исправности (работоспособности) изделия и полное или близкое к полному восстановление его ресурса, называется капитальным. Техническое обслуживание и ремонт — составные части единой системы поддержания и восстановления работоспособности машин, организационное построение которой основано на двух общих принципах: плановости и предупредительности. Онисостоят в том, что все мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту заранее планируются, а ремонт проводится не по потребности (при отказе), а планируется заранее и проводится до наступления ожидаемого (предполагаемого) отказа. Списание машин. Согласно «Типовой инструкции о порядке списания пришедшего в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, числящегося в составе основных фондов», списанию подлежат морально устаревшие, изношенные и непригодные для дальнейшего использования машины после отработки ими установленных сроков службы при условии, что восстановление их невозможно или экономически нецелесообразно, и они не могут быть переданы безвозмездно и реализованы. Для определения этого и оформления документации на списание создают постоянно действующие комиссии. Списание проводят с оформлением актов по установленной форме. При списании оборудования, подконтрольного государственным инспекциям, к работе комиссий привлекают представителей этих инспекций. Годные детали, сборочные единицы и агрегаты разобранных после списания машин приходуют и используют по назначению. Значения вопросов эксплуатации и ремонта машин Продолжительность использования многих видов машин (ПТМ) (эскалаторов, лифтов, некоторых видов кранов) исчисляется десятками лет. В течение этого времени необходимо бесперебойно снабжать машины запасными частями, обслуживать и ремонтировать их. Связанные с этим затраты средств и труда за полный срок эксплуатации машины иногда в 5—10 раз и более превышают затраты на ее изготовление. Например, за 8 лет эксплуатации тракторов ДТ-54, ДТ-74, ДТ-75 эксплуатационные затраты в 4-5 раз превысили их начальную стоимость. Аналогичные данные приводятся и по ПТМ. Расходы на ремонт и обслуживание некоторых типов мостовых кранов достигают их стоимости за 15 мес., башенных кранов и погрузчиков — за 1 год. Стоимость текущих ремонтов погрузчика до капитального ремонта в среднем превышает его первоначальную стоимость в 4—5 раз. Опыт эксплуатации машин показывает, что при выполнении одних и тех же видов работ затраты на поддержание их в исправном и работоспособном состоянии различаются в 3—5 раз и более. Например, для мостовых кранов металлургических заводов, работающих при разных режимах (среднем и тяжелом), они различаются в 2,3—2,6 раза. Это указывает на большие резервы снижения затрат труда и средств на эксплуатацию машин (ПТМ). Но этим не исчерпывается значение вопросов эксплуатации и ремонта. От правильного их решения во многом зависят сроки пребывания машин в неработоспособном состоянии, что часто имеет более важное значение. Например, простои ПТМ в портах по техническим причинам составляют 20—22% их общего числа (включая простои из-за необеспеченности работой). Из них 16— 17% приходится на ремонт и 4—5% — на неисправности. Простои из-за неисправностей и некоторая часть простоев в ремонте (неплановом) связаны с прямыми потерями производительности машин (ПТМ), простоями обслуживаемого технологического оборудования, снижением планового выпуска продукции, удлинением времени нахождения транспортных средств (вагонов, судов, автомобилей и др.) под погрузкой, т. е. со снижением показателей грузооборотов, с потерей добычи полезных ископаемых, а в отдельных случаях — снеобходимостью выполнения работ вручную. Связанный с этим экономический ущерб часто намного превышает расходы на покупку машин (ПТМ) и поддержание их и работоспособном состоянии. Еще один крупный источник потерь связан с недостатками в организации эксплуатации машин (ПТМ). Неумелое управление ими, небрежное обращение с грузами и транспортными средствами приводят к повреждению и порче их (повреждению оборудования при погрузке и разгрузке, бою стекла и других хрупких грузов, повреждению рулонов бумаги, обшивки вагонов и.др.). Связанные с этим убытки также огромны. Существенные издержки в народном хозяйстве связаны с недостаточной эффективностью использования и несовершенством парка машин (ПТМ) на предприятиях и шахтах. Машины недоиспользуются по времени и техническим параметрам, а чрезмерное многообразие их на предприятии существенно усложняет эксплуатацию. Важная задача эксплуатации машин (ПТМ) — всемерное сокращение всех этих затрат и потерь при одновременном повышении производительности и полезной отдачи машин.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 253. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |