Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Значения вопросов эксплуатации и ремонта машин




Эксплуатация и обслуживание машин

(конспект лекций)

для студентов направления подготовки «Инженерная механики»

 

Рассмотрено

 

Оглавление

Предисловие    
Раздел 1. Основные понятия и определения эксплуатации машин  
1.1. Основные термины  
1.2. Общие вопросы эксплуатации  
1.3. Значения вопросов эксплуатации и ремонта машин  
1.4. Эксплуатационная документация  
  Раздел 2. Основные положения теории надежности деталей машин. Работоспособность машин и их состояние в процессе эксплуатации.  
2.1 Качество и надежность машин  
2.2. Работоспособность машин и их состояние в процессе эксплуатации.  
2.3. Характеристика факторов, вызывающие вредные процессы в подъемно – транспортных машинах  
  Раздел 3. Общая характеристика нагрузок и их влияние на работу машин. Прочность деталей машин. Местные напряжения и способы их снижения.    
3.1. Классификация нагрузок  
3.2. Методы измерения нагрузок  
3.3. Прочность деталей машин  
3.3.1. Виды отказов по критерию прочности  
3.3.2. Местные напряжения и способы их снижения  
3.3.3. Технологические способы упрочнения деталей машин  
  Раздел 4. Балансировка тел вращения. Виды неуравновешенностей. Центровка валов.  
4.1. Балансировка тел вращения.  
4.2. Виды неуравновешенностей  
4.3. Центровка валов.  
4.3.1 Теория центровки  
4.3.2. расположение валов  
  Раздел 5. Износостойкость деталей и сборочных единиц машин    
5.1. Основные понятия и определения  
5.2. Виды и характеристика внешнего трения  
5.3. Виды и характеристика изнашивания  
5.4. Методы определения износа  
5.5. Факторы, влияющие на износ деталей, и методы снижения скорости изнашивания  
  Раздел 6. Смазка машин.    
6.1. Цель и назначение. Типы смазки.  
6.2. Виды смазочных материалов.  
6.3. Свойства смазочных материалов  
6.4. Присадки  
6.5. Смазывание  
6.6. Выбор смазочных материалов  
6.7. Смазочно –эмульсионное хозяйство угольных шахт  
6.8. Основные требования безопасности при работе со смазочными материалами  
  Раздел 7. Техническое обслуживание и надзор за состоянием машин.  
7.1. Системы технического обслуживания и надзора  
7.2. Техническое обслуживание и надзор за состоянием типовых деталей. Узлов и механизмов машин  
7.3. Система планово – предупредительного ремонта в промышленности  
  7.3.1. Система технического обслуживания и ремонта в угольной промышленности  
7.3.2. Система технического обслуживания и ремонта в черной металлургии  
7.3.3. Система технического обслуживания и ремонта химического производства.  
  Раздел 8. Техническая диагностика оборудования.  
8.1. Методы технической диагностики  
8.2. Методы неразрушающего контроля  
Список литературы  

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

    Правильная эксплуатация и обслуживание машин позволяют полностью реализовать основные функции – обеспечение заданной производительности, безопасности и улучшение условий труда обслуживающего персонала.

    При подготовке специалистов направления «Инженерная механика»в высших учебных заведениях обязательным является формирование устойчивых знаний и навыков по качественной эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту машин. Исходя из этого дисциплина «Эксплуатация и обслуживание машин»необходима для общетехнической подготовки будущих инженеров – механиков, обслуживающих существующее оборудование на предприятиях различных отраслей (горной , металлургической, химической и т.д.).

    Она входит до профессионально – ориентированных, изучающих студентами бакалаврата. При изучении этого предмета используются знания, полученные студентами из курсов общенаучных и общеинженерных дисциплин, таких как теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, основы проектирования машин.

    Цель - научить студентов терминологии, основам ЕСКД и ее использованию при составлении нормативных документов, правилам технической эксплуатации и обслуживанию, проводить анализ функционирования машин и механизмов с целью определения места и причин появления повреждений.

    Авторами использован опыт преподавания данной дисциплины в ГВУЗ «ДонНТУ» на протяжении ряда лет. При разработке этого пособия использована кредитно – модульная система. Дисциплина включает в себя два модуля. Каждый модуль рассчитан на 8 часов лекционных и 8 часов лабораторных занятий. Самостоятельная работа по двум модулям составляет 58 часов.

 

 

РАЗДЕЛ 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Основные термины

Любая машина проходит стадии изготовления и эксплуатации, причем, идеи и свойства, заложенные в машину конструкторами и машиностроителями, реализуются (проявляются) именно на стадии эксплуатации.

Эксплуатация - стадия существования изделия в распоряжении потребителя от момента приобретения (постановки на баланс) до списания. Различают производственную и техническую эксплуатацию.

Производственная эксплуатация - это совокупность организационных, технических, горнотехнических и других мероприятий по выполнению механизированных горных работ. Она включает технологию, организацию и учет механизированных горных работ, планирование и управление работой электромеханического оборудования. Осуществляют производственную эксплуатацию горные инженеры и техники, горнорабочие очистных забоев и т. д.

Техническая эксплуатация оборудования - это совокупность организационных, технических и других мероприятий по поддержанию оборудования в работоспособном состоянии. Таким образом, техническая эксплуатация определяет пути и методы наиболее эффективного управления техническим состоянием оборудования. Организует работу на всех этапах технической эксплуатации горный инженер-электромеханик.

Процессы технической эксплуатации и их возможная взаимосвязь показаны на рис. 1.1


Рис. 1.1. Процессы технической эксплуатации

 

Хранение - комплекс организационных и технологических мероприятий, защищающих машины и узлы от разрушающих воздействий внешней среды и разукомплектования.

Монтаж - комплекс операций по сборке и непосредственной подготовке машины к использованию по назначению.

Ревизия- осмотр и поэлементная проверка отдельных сборочных единиц, деталей и объекта в целом для выявления наладки или ремонта.

Сборка - соединение составных частей изделия.

Наладка - приведение фактических отклонений режимов работы в соответствие с нормативными.

Испытания - измерение по специальным программам параметров оборудования для установления его пригодности к использованию по назначению.

Использование по назначению - разновидность производственного процесса, при котором изделие выполняет свои функции, предусмотренные нормативно-технической документацией.

Техническое обслуживание (ТО) - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия при подготовке к использованию по назначению, при хранении и транспортировании.

Текущий ремонт (ТР) - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия.

Демонтаж - комплекс операций по отсоединению машины от коммуникаций, разборке на транспортабельные части и погрузке на средства транспорта.

Все процессы технической эксплуатации равноценно важны. Так, например, при хранении происходит изнашивание оборудования вследствие воздействий внешней среды, возможно его повреждение грызунами, разукомплектование. Некачественная сборка, проявляющаяся, например, в отклонениях во взаимном расположении элементов, несоблюдении требуемых зазоров и пятен контакта, приводит к повышенному изнашиванию, увеличению частоты и продолжительности ремонтно-восстановительных мероприятий и, как следствие, ухудшению технико-экономических показателей машины. Несвоевременное выполнение операций ТО и ТР является причиной аварийного выхода машины из строя, возникновения травмоопасных ситуаций. Небрежное выполнение операций демонтажа, проявляющееся в поломке крепежных изделий, повреждении посадочных мест, разукомплектовании, значительно увеличивает время и материальные затраты для повторного использования машины. Поэтому на всех стадиях технической эксплуатации машины должны неукоснительно выполняться мероприятия, предусмотренные эксплуатационной документацией.

 


Общие вопросы эксплуатации

 

Хранение. С момента поступления машины к потребителю он отвечает за ее сохранность. Машина не сразу вводится в эксплуатацию, а при монтаже в строящемся цехе до ввода ее в работу проходит значительное время, в течение которого необходимо организовать правильное хранение машины, исключающее ее порчу под воздействием факторов внешней среды.

При хранении в течение 3 мес. и более машина, находившаяся в работе на открытом воздухе, должна быть подвергнута длительной консервации с соблюдением специальных правил. Она должна пройти очередное техническое обслуживание и быть в состоянии полной работоспособности, очищена, вымыта (снаружи и внутри), обтерта насухо и подкрашена. Неокрашенные и хромированные поверхности покрывают защитным лаком. Резиновые и кожаные изделия снимают и хранят при температуре 10 СС. Также снимают и хранят в закрытых помещениях электрооборудование, аккумуляторы и приборы. Колесные машины с рессорным подвешиванием устанавливают на опоры. Рабочие жидкости сливают. При хранении на открытом воздухе состояние консервации проверяют каждые 2,5-3 мес. После года хранения машину опробуют вхолостую.

 

Рис. 1.2. Схема эксплуатации машин

 

Для некоторых видов машин (автомобильных кранов, автопогрузчиков и др.) должны соблюдаться также определенные правила межсезонного хранения. В зимнее время необходимо сливать воду из системы охлаждения, а при температуре —20 °С сливают и масло. При открытом хранении машину закрывают брезентом, а при больших габаритах укрывают силовую установку и открытые части трансмиссии.

Ввод в эксплуатацию. Машины, поступившие после изготовления или ремонта в собранном виде, вводят в эксплуатацию следующим образом. Проводят наружную расконсервацию: снимают промасленные бумажные пластыри, протирают наружные поверхности ветошью. Проверяют техническое состояние машины внешним осмотром, а затем опробуют вхолостую и под нагрузкой. Приемку заканчивают обкаткой под нагрузкой по режимам, установленным в инструкции завода-изготовителя или ремонтного предприятия.

Вводить в эксплуатацию можно только технически исправное оборудование, укомплектованное согласно документации завода-изготовителя.

Предъявление рекламаций. По действующему «Положению о поставках продукции производственно-технического назначения» заводы-изготовители гарантируют исправную работу машин в течение определенного срока, предусмотренного технической документацией, при условии соблюдения установленных инструкциями правил обкатки, эксплуатации и хранения. В течение этого срока, называемого гарантийным (обычно 6—9 мес.), все неисправности, возникающие при правильной эксплуатации машин, устраняются заводом-изготовителем. Претензию потребителя рассматривает образованная им самим комиссия с участием представителя завода-изготовителя или без него, если он не прибудет к установленному сроку. По результатам рассмотрения составляется рекламационный акт, который является обязательным для завода-изготовителя. В акте указывают характер, количество и стоимость подлежащих замене деталей и предварительную стоимость связанных с этим работ. Акт может быть оспорен в арбитражном порядке, но обычно заводы-изготовители удовлетворяют справедливые претензии потребителей.

Ремонтомназывают комплекс работ для поддержания и восстановления исправности или работоспособности изделия. Из этого определения следует, что ремонт можно выполнять с различными целями:

1) для поддержания исправности (работоспособности);

2) для поддержания ресурса изделия.

Ремонт, преследующий первую цель, является составной частью технического обслуживания. Такой ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности изделия и состоящий в замене и восстановлении отдельных его частей и их регулировке, называют текущим (ГОСТ 18322—78* (СТ СЭВ 5151—85)].

Ремонт, преследующий вторую цель — восстановление исправности (работоспособности) изделия и полное или близкое к полному восстановление его ресурса, называется капитальным.

Техническое обслуживание и ремонт — составные части единой системы поддержания и восстановления работоспособности машин, организационное построение которой основано на двух общих принципах: плановости и предупредительности. Онисостоят в том, что все мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту заранее планируются, а ремонт проводится не по потребности (при отказе), а планируется заранее и проводится до наступления ожидаемого (предполагаемого) отказа.

Списание машин. Согласно «Типовой инструкции о порядке списания пришедшего в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, числящегося в составе основных фондов», списанию подлежат морально устаревшие, изношенные и непригодные для дальнейшего использования машины после отработки ими установленных сроков службы при условии, что восстановление их невозможно или экономически нецелесообразно, и они не могут быть переданы безвозмездно и реализованы. Для определения этого и оформления документации на списание создают постоянно действующие комиссии. Списание проводят с оформлением актов по установленной форме. При списании оборудования, подконтрольного государственным инспекциям, к работе комиссий привлекают представителей этих инспекций. Годные детали, сборочные единицы и агрегаты разобранных после списания машин приходуют и используют по назначению.

Значения вопросов эксплуатации и ремонта машин

Продолжительность использования многих видов машин (ПТМ) (эскалаторов, лифтов, некоторых видов кранов) исчисляется десятками лет. В течение этого времени необходимо бесперебойно снабжать машины запасными частями, обслуживать и ремонтировать их. Связанные с этим затраты средств и труда за полный срок эксплуатации машины иногда в 5—10 раз и более превышают затраты на ее изготовление. Например, за 8 лет эксплуатации тракторов ДТ-54, ДТ-74, ДТ-75 эксплуатационные затраты в 4-5 раз превысили их начальную стоимость. Аналогичные данные приводятся и по ПТМ. Расходы на ремонт и обслуживание некоторых типов мостовых кранов достигают их стоимости за 15 мес., башенных кранов и погрузчиков — за 1 год. Стоимость текущих ремонтов погрузчика до капитального ремонта в среднем превышает его первоначальную стоимость в 4—5 раз. Опыт эксплуатации машин показывает, что при выполнении одних и тех же видов работ затраты на поддержание их в исправном и работоспособном состоянии различаются в 3—5 раз и более. Например, для мостовых кранов металлургических заводов, работающих при разных режимах (среднем и тяжелом), они различаются в 2,3—2,6 раза. Это указывает на большие резервы снижения затрат труда и средств на эксплуатацию машин (ПТМ).

Но этим не исчерпывается значение вопросов эксплуатации и ремонта. От правильного их решения во многом зависят сроки пребывания машин в неработоспособном состоянии, что часто имеет более важное значение. Например, простои ПТМ в портах по техническим причинам составляют 20—22% их общего числа (включая простои из-за необеспеченности работой). Из них 16— 17% приходится на ремонт и 4—5% — на неисправности. Простои из-за неисправностей и некоторая часть простоев в ремонте (неплановом) связаны с прямыми потерями производительности машин (ПТМ), простоями обслуживаемого технологического оборудования, снижением планового выпуска продукции, удлинением времени нахождения транспортных средств (вагонов, судов, автомобилей и др.) под погрузкой, т. е. со снижением показателей грузооборотов, с потерей добычи полезных ископаемых, а в отдельных случаях — снеобходимостью выполнения работ вручную. Связанный с этим экономический ущерб часто намного превышает расходы на покупку машин (ПТМ) и поддержание их и работоспособном состоянии.

Еще один крупный источник потерь связан с недостатками в организации эксплуатации машин (ПТМ). Неумелое управление ими, небрежное обращение с грузами и транспортными средствами приводят к повреждению и порче их (повреждению оборудования при погрузке и разгрузке, бою стекла и других хрупких грузов, повреждению рулонов бумаги, обшивки вагонов и.др.). Связанные с этим убытки также огромны. Существенные издержки в народном хозяйстве связаны с недостаточной эффективностью использования и несовершенством парка машин (ПТМ) на предприятиях и шахтах. Машины недоиспользуются по времени и техническим параметрам, а чрезмерное многообразие их на предприятии существенно усложняет эксплуатацию. Важная задача эксплуатации машин (ПТМ) — всемерное сокращение всех этих затрат и потерь при одновременном повышении производительности и полезной отдачи машин.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...