Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование и развитие группы
Можно выделить следующие стадии формирования группы,представленные в таблице 2.
Таблица 2 – Этапы формирования и развития группы
Характеристики группы Группы обычно определяются следующими общими характеристиками: 1) группы состоят как минимум из двух человек, связанных какими-то определёнными целями; 2) они имеют определённую структуру и разрабатывают роли, а затем вырабатывают правила и нормы (ценности, нормы, позиция, мнение), которые отдельные члены группы должны принимать; 3) конформность; 4) сплоченность; 5) взаимопомощь.
Социальные группы обычно определяются: 1) стандартизированной линией поведения (т.е. взаимодействие между членами группы, их роли и статус могут быть созданы формально – в зависимости от занимаемого поста в организации); 2) разделёнными или схожими ценностями, верой (т.е. необходимо разделять одни и те же взгляды); 3) способностью различать членов и не членов группы (например, знакомство членов группы друг с другом, манера одеваться и говорить).
Рассмотрим такие социологические понятия как ценности, норма, позиция и мнение (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Понятия, характеризующие групповые правила и нормы
Ценности – это существующие в обществе основополагающие нормы, которые являются общими для всех членов общества и руководят их поведением (например, справедливость и несправедливость; красота и безобразие; истина и ложь). Примеры ценностей фирмы представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Примеры ценностей фирмы
Норма (то лат. правило, образец) – это существующие в обществе или группе мнения, манера поведения или стандарт, к которым, как ожидают, группа приспособится. Нормы можно подразделить на следующие виды (см. таблицу 4): Нормы можно подразделить на следующие классы: 1) Нормы, связанные с процессом исполнения (нормы деятельности). Они особенно важны в фирмах, где работа с клиентами занимает основную часть времени (например, фирмы по продаже одежды); 2) Нормы, касающиеся неформальных социальных отношений. К ним можно отнести нормы, связанные с профессиональной солидарностью; 3) Нормы, связанные с распределением ресурсов внутри группы (например, общение работников с вышестоящими руководителями (распределение временных ресурсов), последовательность предоставления льгот и привилегий; 4) Общие организационные нормы (например, требования, предъявляемые к одежде; и стандарты поведения при ведении переговоров или участия в деловых совещаниях).
К нормам можно отнести: нравы и обычаи, законы и договора, этикет. Другие примеры норм поведения представлены в таблице 4. Таблица 4 – Примеры норм поведения
Нормы способствуют сохранению стабильности в группе, и предсказуемости поведения её членов.
Позиция– это: 1) устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении; 2) обобщенная характеристика положения человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре (роли будут рассмотрены далее). Она указываетна определённые общепринятые моменты в чувствах и мыслях человека, его готовность действовать по отношению к какому-то объекту, появившемуся в его окружении. Мнение – это убеждение, оценка или точка зрения, которые человек имеет о каком-либо предмете. Оно отличается от позиции тем, что в нём не присутствуют столь глубокие чувства как в позиции. Мнение может быть: - индивидуальное; - коллективное (т.е. общее для конкретной группы мнение, сформировавшееся на основе консенсуса. Группы привносят в процесс знания и опыт, которыми отдельный индивид не располагает, более успешно избегают ошибок и неудач в работе, наблюдается синергетический эффект, т.е. суммарная отдача больше, чем сумма всех результатов.
Одной из характеристик группы является конформность – это степень, с которой поведение индивида соотносится с нормами его группы. Конформность выступает в виде согласия отдельного члена группы (или нескольких из них) с мнением группового большинства. Таким образом, конформность представляет собой податливость человека реальному или воображаемому давлению группы и проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различаются конформность внешняя (публичная) и внутренняя (личная). Зависимость человека от группы вынуждает искать согласия с ней – подлинного или мнимого, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особая разновидность той же зависимости – негативизм (нонконформизм) – это стремление непременно поступать наперекор позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную позицию. Почему люди соглашаются? Причины: 1) нередко люди соглашаются абсолютно бездумно, даже не пытаясь сколько-нибудь рационально объяснить своё поведение (как правило этот тип согласия объясняется большой внушаемостью личности); 2) согласие может носить продуманный, чисто внешний характер при внутреннем полном несогласием с группой; 3) согласие основывается на доброжелательном отношении к членам группы; 4) согласие основывается на совпадении системы жизненных ценностей данного члена группы с мнением его большинства.
Следующей характеристикой группы является сплоченность, которая характеризует: 1) преданность ее членов друг другу и группе в целом; 2) их готовность пожертвовать своими интересами ради других членов группы. Сплоченность определяется следующими факторами личностного и группового характера: 1) мотивационная основа тяготения человека к группе (взаимная симпатия в межличностных отношениях); 2) цели и способ действия в группе, престиж группы (степень привлекательности (полезности) группы для ее членов); 3) ожидания личности и индивидуальным уровнем сравнения – это субъективная оценка последствий пребывания человека в разных социальных группах, с которой он сопоставляет возможные свои достижения в данной конкретной группе. В сплоченных группах мало проблем в общении, недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность труда выше, чем в других группах.
Одной из характерных особенностей группы является взаимопомощь. Взаимопомощь (взаимная помощь, сотрудничество, кооперация) - важнейшая составляющая благоприятного организационного климата, способствующая повышению эффективности совместной деятельности. На рисунке 2 отмечено, что личностные свойства могут как способствовать, так и препятствовать (агрессивность, честолюбие) проявлению взаимопомощи.
Рисунок 2 – Факторы, связанные с взаимопомощью
Групповые нормы могут поощрять помощь другим и, наоборот, её ограничивать. Иногда человек действует под влиянием настроения. Взаимопомощь может быть обусловлена: альтруистическим поведением, совестливым поведением, вежливостью, учтивостью. Примеры взаимопомощи. В животном мире: 1) Стадо бизонов при нападении волков становится в круг, надежно защищаясь таким образом от нападения хищников 2) Одиночные косули собираются во множество стад с огромной территории для того, чтобы всем вместе переплыть реку в самом узком ее месте 3) Общественные насекомые: муравьи, пчёлы, термиты и пр. 4) У журавлей стая кормится всегда под охраной часовых, а если бывает нужно, высылается несколько разведчиков, выясняющих, сохранилась ли опасность там, где она была недавно. 5) Гнездование птиц и совместная защита потомства, взаимопомощь у птиц в период их перелетов 6) Олени, антилопы, буйволы, горные бараны, мускусные быки, песцы, тюлени, моржи, киты, дельфины, – все эти животные ведут стадный образ жизни, что помогает им противостоять неблагоприятным условиям природы и окружающим их хищникам. В мире людей: Общество (касса) взаимопомощи –добровольное объединение физических лиц, вкладывающих свои денежные средства для материальной поддержки себя и членов своих семей при неблагоприятных обстоятельствах: в случае несчастий и при наступлении старости. Эти общества ставят своей целью не допустить резкого снижения жизненного уровня при заболевании, уходе на пенсию и потере кормильца. Общества взаимопомощи обеспечивают дополнительные к государственным меры социальной защиты. Взаимопомощь (цитаты): 1) «Ваша рожь поспела сегодня; моя будет готова завтра; для нас обоих выгодно, чтобы я работал с вами сегодня и чтобы вы помогли мне завтра. Но у меня нет расположения к вам, и я знаю, что вы также мало расположены ко мне. Поэтому ради вас я не возьму на себя лишней работы, а если бы я стал помогать вам ради себя самого в ожидании ответной услуги, то меня, скорее всего, постигло бы разочарование и я напрасно стал бы рассчитывать на вашу благодарность. Итак, я предоставляю вам работать в одиночку; вы отвечаете мне тем же; погода меняется; и мы оба лишаемся урожая вследствие недостатка во взаимном доверии и невозможности рассчитывать друг на друга». (Дэвид Юм).
2) «Сущность доверия состоит в том, чтобы убедить ваших визави [в том], что вы искренне хотите им помочь, а не просто получить что-то для себя. Всё, что вы хотите добиться в этом мире, вы получаете от других людей - будь то богатство, слава или уважение. Чтобы получить от другого человека то, что хотите вы, надо сначала дать ему то, что хочет он. Если вы говорите только "мне, мне, мне - дайте мне то, что я хочу!", - вы получите меньше. Если вы потратите больше времени на то, чтобы дать людям то, что они хотят, вы получите больше, чем хотели. Это фундаментальный человеческий парадокс» (Дэвид Майстер).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |