Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика финансовой политики компании




Лекция 1: Основы финансовой политики компании

   В Гражданском Кодексе Российской Федерации используется термин «организация». Однако в современной мировой практике его аналогом является термин «компания». С учетом вхождения России в глобальную мировую экономику в учебном пособии используется именно этот термин.

   Финансовая политика компаниизаключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям.

   В условиях современного развития, усиления конкуренции повышается роль финансовой политики компании в достижении поставленных ею целей. Разработка финансовой политики компании позволяет ясно представить намеченные цели, способы и приемы ее формирования,  позволяет реализовывать интересы сторон в управлении финансово–производственными процессами. Финансовая политика компании призвана учитывать многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. При отсутствии финансовой политики действия руководства могут оказаться ошибочными и компания может потерять динамичность и стабильность развития, оказаться в кризисной ситуации. Напротив, эффективная финансовая политика является условием успешной деятельности компании, грамотного инвестирования, рационального ценообразования, преодоления дефицита денежных средств.

   Основная цель разработки финансовой политики компании–оптимизация управления финансами для достижения стратегических и тактических целей деятельности.

   Задачами финансовой политики компании являются:

   Øмаксимизация прибыли;

   Øповышение уровня капитализации компании;

   Øоптимизация структуры капитала компании;

   Øобеспечение финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности компании;

Øповышение конкурентоспособности и усиление позиций компании на рынке;

Øобеспечение инвестиционной привлекательности компании.

   Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных компанией целей и задач.

   Эффективность финансовой политики характеризуется уровнем достижения наилучшего результата при наименьших затратах и может быть измерена показателями финансовой эффективности деятельности как компании в целом, так и отдельных ее подразделений, показателями эффективности направления и использования компанией своих финансовых потоков (текущих, инвестиционных, финансовых) и др.

   Эффективность финансовой политики компании непосредственно влияет на результативность ее работы и рыночные позиции, то есть фактически определяет ее жизнеспособность. Мировой финансовый кризис  и посткризисный период особенно остро поставили перед российскими компаниями вопрос качества финансовой политики. Очевидно, что финансовый менеджмент должен учитывать особенности функционирования компании в новых условиях, финансовые управленческие решения должны быть обоснованы и своевременны.

   Выбор того или иного варианта финансовой политики компании зависит от множества внутренних и внешних факторов. При разработке финансовой политики необходим учет следующих современных, наиболее важных внешнихфакторов бизнес–среды: динамичное изменение экономического окружения компаний, возрастающая информационная прозрачность деятельности компаний, усиление влияния социальной ответственности бизнеса для формирования имиджа компании, заинтересованность акционеров в финансовом состоянии компаний, увеличение влияния акционеров на принятие управленческих решений, изменение взаимоотношений компаний с клиентами.

   Среди внутренних факторов, оказывающих влияние на выбор финансовой политики компании, следует выделить: организационно–правовую форму компании, отраслевую принадлежность и вид деятельности, масштабы деятельности, наличие автоматизированных информационных систем, организационную структуру управления, степень развития финансового менеджмента в компании. Изменение условий функционирования современных компаний отражается на развитии инструментария управления финансами.

   Финансовую политику компании определяют ее собственники и менеджмент компании. Исполнителями этой политики являются финансовые службы, производственные структуры, отдельные подразделения и работники компании.

   По направлению действия финансовая политика компании подразделяется на внутрен­нюю и внешнюю. Внутренняя финансовая политика направлена на оптимизацию финансовых отношений и процессов, происхо­дящих внутри компании. Внешняя финансовая политика направлена на оптимальное использование возможностей различных сегментов национального и международного финансовых рынков для всестороннего развития компании.

   В зависимости от временного горизонта и целей следует различать долгосрочную и краткосрочную финансовую политики компании.По составу элементов долгосрочная финансовая политика отличается от краткосрочной финансовой политики компании.

Долгосрочная финансовая политика компании– это система долгосрочных целевых установок и способов развития финансов компании для достижения ее долгосрочных целей. Такая политика направлена на поиск источников финансового обеспечения развитиякомпании, достижение ею высокого финансового потенциала,обеспечивающегодолгосрочную финансовую устойчивость.

   Финансовый потенциал компании проявляется в ее способности привлекать финансовые ресурсы и эффективно их использовать для выполнения поставленных задач. Он характеризуется составом финансовых ресурсов и их ценой. Формализованную оценку финансового потенциала компании целесообразно проводить по показателям его деловой (производственной) активности, инвестиционной деятельности, финансового состояния.

   В состав долгосрочной финансовой политики включаются инвестиционная и дивидендная политики, поскольку именно от этих направлений в большей степени зависят финансовый потенциал и долгосрочная финансовая устойчивость компании. Инвестиционная политика направлена на повышение инвестиционной привлекательности компании и оптимизацию привлекаемых инвестиционных ресурсов. Эффективная дивидендная политика компании является гарантом ее финансовой устойчивости и ориентиром для привлечения инвесторов.

   Краткосрочная финансовая политика компании– это система краткосрочных целевых установок и способов управления финансами­ком­пании. Она направлена на оперативное решение острых текущих финансовых проблем, позволяющее улучшить финансовое состояние компании и повысить ее финансовую устойчивость в короткие сроки.В состав краткосрочной финансовой политики компании включаются ценовая политика, учетная и налоговая политики, политика управления оборотными активами, политика управления кредиторской задолженностью.

   Для достижения высокой результативности и приемлемого уровня финансовых рисков, связанных с реализацией финансовой политики в долгосрочном и краткосрочном периодах, необходима их внутренняя сбалансированность и согласованность. Взаимосвязь долгосрочной финансовой политики с краткосрочной проявляется в том, что последняя конкретизирует инструменты и способы достижения долгосрочных целей компании по отдельным аспектам ее финансовой деятельности в целях повышения финансовой устойчивости. Приоритет в принятии финансовых решений в компании принадлежит долгосрочной финансовой политике, способной обеспечить эффективное развитие компании и ее высокую финансовую устойчивость.

   При разработке и реализации финансовой политики следует учитывает, что все входящие в нее элементы должны быть взаимосвязаны и недолжны вступать в противоречие друг с другом.

   Так, ценовая политика задает вектор формирования финансовой политики. Без четко проработанной (сформированной) ценовой политики компания не в состоянии обосновать другие элементы финансовой политики – инвестиционную, дивидендную, налоговую, учетную политики,политику управления оборотными активами и кредиторской задолженностью.

   Дивидендная политика в значительной степени определяет инвестиционную политику, так как она отвечает на вопрос какую часть прибыли выплачивать акционерам, а какую направлять на реинвестирование в развитие компании. Вместе с тем, и инвестиционные возможности компании рассматриваются в качестве критериев выбора реализации конкретного типа дивидендной политики.

   Взаимосвязь учетной и налоговой политик сводится к своевременному формированию достоверной и полной информации о налогооблагаемых показателях, которые могут быть подтверждены по результатам аудиторской проверки по первичным документам, регистрам и финансовой отчетности. То есть, учетная политика выступает по отношению к налоговой в качестве источника информации. Едина и методологическая база для обоих видов учетной деятельности – учетная техника, методы и приемы.

   Используемые методы и приемы ведения учетной политики при формировании финансовых показателей деятельности также оказывают влияние на принятие решений акционерами и инвесторами, базируемых в большей степени на данных финансовой отчетности, относительно инвестиций в бизнес компании.

   Взаимосвязи между учетной политикой и политикой управления оборотными активами проявляются в том, что продуманная учетная политика обеспечивает отсутствие дефицитаисточников финансирования оборотных активов.От учетной политики зависят и значения коэффициентов рентабельности и оборачиваемости обротных активов.Так, на величину коэффициентов оборачиваемости оборотных активов непосредственное влияние оказывает принятая в компании методика их оценки.

   Согласованность политики управления дебиторской задолженностью, как части общей политики управления оборотными активами, с политикой управления кредиторской задолженностью выражается через синхронизацию денежных потоков компании.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...