Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие теоретические сведения




 

Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса США в 30-е годы, а первое практическое использование такого кода датируется 60-ми годами: железнодорожники США с помощью штрих-кода проводили идентификацию железнодорожных вагонов. Широкое использование штрихового кодирования товаров стало возможным в 70-е годы благодаря развитию микропроцессорной техники. Универсальный товарный код (IРС) был принят в США в 1973 г., а в 1977 г. появилась Европейская система кодирования ЕАN, которая в настоящее время применяется и за пределами Европы.

Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизованы. Штриховые коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами - сканерами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.

В зарубежных странах наличие штрихового кода на упаковке товара стало обязательным требованием, без выполнения которого торговые организации могут отказаться от товара. Это относится и к международной торговле. Дело не только в том, что такая система информации экономически эффективна, когда не менее 85% товаров кодируется, но и в прямом влиянии кодирования на упорядочение и ускорение сбора и формирования заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации и бухгалтерский учет, контроль товаров при их складировании и сбыте.

   Краевые штрихи                                                Краевые штрихи

Рис.1. 13-разрядный код EAN                      Рис.2. 8-разрядный код ЕАN

 

Наиболее широко применяются два кода ЕАМ: 13-разрядный и 8-разрядный цифровые коды, представляющие собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра (или разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов (рис.1 и 2). 13-разрядный код состоит из кода страны ("флаг страны"), кода предприятия (фирмы) - изготовителя, кода самого товара и контрольного числа. Ассоциация ЕАМ разработала коды стран и централизованно предоставляет лицензию на использование кодов. Например, Франция получила диапазон 30-37 для обозначения своей страны, Италия - 80 - 87. Для некоторых стран коды трехзначные: 520 - Греция, 789 - Бразилия, Россия - 460, Эстония - 474, Венгрия 599.

Код предприятия-изготовителя составляется в каждой стране соответствующим национальным органом. Он включает пять цифр, следующих за кодом страны.

Код товара составляет непосредственно изготовитель (пять цифр) Расшифровка кода не является стандартной, он может отражать определенные характеристики (признаки) самого товара либо представляет регистрационный номер товара, известный лишь этому предприятию.

Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму ЕАN.

Код ЕАN-8 предназначен для небольших упаковок, на которых нельзя разместить более длинный код. ЕАN-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя - регистрационный номер продукта).

Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателя. Информация для конечного потребителя ограничивается только указанием страны, поскольку коды стран публикуются в различных специализированных и справочных изданиях или содержатся в банках данных.

Полный штриховой код позволяет закупочным торговым или внешнеторговым организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору).

Расшифровка кода не является стандартной, он может отражать определенные характеристики (признаки) самого товара, либо представляет регистрационный номер товара, известный лишь этому предприятию.

Разработан принцип расчета подлинности штрихового кода EAN-13.

Пример:

Быстрорастворимый кофе фирмы «Якобс», произведенный в Германии и называющийся «День и ночь» имеет код: 4000508082504

1. Сложим все цифры, стоящие на четных местах. 0+0+0+2+0=2

2. Полученную сумму умножим на 3.         -       2 × 3=6

3. Сложим все цифры, стоящие на нечетных местах (без контрольной). 4+0+5+8+8+5=30

4. Сложим результаты, полученные в 3 и 2 действиях. 6+30=36

5. От полученного результата отбрасывают десятки.

6. Оставшуюся цифру отнимают от 10.

10-6=4

Результат должен соответствовать контрольной цифре в штриховом коде, в противном случае штриховой код - подделка.

UРС - Универсальный товарный код, принятый в США. В нем для обозначения страны всегда отведено 2 цифры, причем первая и последняя меньше остальных.

 

Информационные знаки - это обозначения, наносимые на упаковку и/или товар, информирующие: о фирме изготовителе, соответствии товара нормативным документам, правилах использования товара, правилах упаковки.

Порядок присвоения и правила нанесения знаков устанавливаются стандартами и другими нормативными документами. Функции информационных знаков могут выполнять графические обозначения, рисунки, буквы, цифры, слова.

Товарные знаки и знаки обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических и физических лиц.

Товарный знак может быть зарегистрирован сроком на 10 лет Патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак. Право на товарный знак охраняется законом.

Наиболее часто используемыми знаками являются:

1. Графические символы текстильных изделий. Указывают на те или иные операции, | соблюдение которых обеспечит сохранение качества товара.

2. Манипуляционные знаки. Указывают способы обращения с грузами.

3. Информационные знаки по безопасному использованию вещества. Изображаются на оранжевом (желтом или красном) фоне, характеризуют вид опасности, представляемой данным веществом, и текстовое определение этих видов опасности.

4. Экологические знаки.

Отражают безвредность изделий для экологии или призывают к охране окружающей среды.

Наиболее прогрессивной в области использования экологических знаков является Германия. Здесь еще в 1978 году впервые появился знак «Голубой ангел», связанный с программой ООН по защите окружающей среды. Продукция, маркированная этим знаком, соответствует установленной группе критериев, гарантирующих ее экологическую безопасность. Например, автомобиль, имеющий этот знак, оборудован надежной системой очистки выхлопных газов.

Знак «Зеленая точка» на упаковке указывает на возможность ее переработки, поэтому цивилизованные потребители выбрасывают упаковку с таким знаком в специальные контейнеры.

Ранее используемые только в Германии экознаки «Голубой ангел» и «Зеленая точка» стали общеевропейскими.

Аналогичное значение имеет знак «Ресайклинг», встречающийся на изделиях США, Великобритании, скандинавских и других стран.

Используются также знаки - обозначающие выполнение изготовителем требования по сохранению озонового слоя Земли:

- экознак «Исследован на пригодность товара для пищевых продуктов»;

- экознак, проставляемый на бумаге, полученный из вторичного сырья (США)

- знак опасности товара для окружающей среды;

- экознак Японской ассоциации по охране окружающей среды.

В ЕС принято экомаркировка специальным знаком. Цель введения знака - достоверное информирование потребителей об экологичности приобретенного продукта и стимулирование изготовителей к соблюдению норм и требований по охране окружающей среды. Экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные к директивами к опасным, но в допустимых приделах. Цвет знака может быть зеленым, голубым, черным на белом фоне (и наоборот). Для получения права использовать экознак изготовитель должен представить продукт для оценки его экологичности в орган для сертификации. Экознак активно используется в рекламе и способствует продвижению товара на рынок, положительно влияя на конкурентные позиции изготовителя.

 

 

Г)                                  д)

Рис. 3. Знаки соответствия бытовых электроприборов требованиям безопасности: а) Франция, б) Австрия, в) Германия, г) Великобритания, д) Знак "Проверено на безопасность" (Германия)

Приложение 1

Коды ЕАN некоторых стран для штрихового кодирования товаров

Код страны   Страна   Код страны   Страна   Код страны   Страна  
93 Австралия 539 Ирландия 383 Словения
90-91 Австрия 569 Исландия 00-09 США
779 Аргентина 84 Испания   и Канада
54 Бельгия 80-83 Италия 869 Турция
  и Люксембург 529 Кипр 64 Финляндия
380 Болгария 690 Китай 30-37 Франция
789 Бразилия 850 Куба 859 Чехия
50 Великобритания 750 Мексика 780 Чили
599 Венгрия 87 Нидерланды 73 Швеция
759 Венесуэла 94 Новая Зеландия 76 Швейцария
400-440 Германия 70 Норвегия 860 Югославия
489 Гонконг 590 Польша 880 Южная
520 Греция 560 Португалия   Корея
57 Дания 460-469 Россия 45-49 Япония
729 Израиль 888 Сингапур    

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...