Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типология профессиональных кризисов личности
В профессиональном становлении личности выделяются следующие стадии процесса: оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и мастерство. Переход от одной стадии к другой порождает нормативные кризисные явления – кризисы профессионального развития личности. 1. Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации – формирования профессиональных намерений. Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, отторгнутости, ненужности. 2. На стадии профессиональной подготовки многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения 3. После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис. Возможны два варианта разрешения кризиса: – конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы; – деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций. 4. Кризис профессионального роста – следующий нормативный кризис профессионального становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3–5 лет работы. К этому времени специалист освоил и продуктивно выполняет нормативно одобряемую деятельность. При отсутствии перспектив профессионального роста личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии. Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию. 5. Кризис профессиональной карьеры. Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его ко вторичной профессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность. 6. Кризис социально-профессиональной самоактуализации. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении. Кризис социально-профессиональной самоактуализации – это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него – новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса – увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия. 7. Кризиса утраты профессиональной деятельности. Связан с уходом из профессиональной жизни. Эта неудовлетворенность современной жизнью обусловлена укорочением жизненной перспективы, аморфностью профессиональной идентичности, социальной изоляцией и одиночеством. Профессиональный стресс Проблема стресса остро заявила о себе в ХХ веке. Впервые, понятие «стресс» в 1936 году ввел в научную и медицинскую практику канадский физиолог Г. Селье. Стресс – это реакция организма на воздействие того или иного стрессора. В качестве стрессора могут выступать испуг, зависть, гнев, ссора. На воздействие стрессора организм отвечает напряжением, происходит мобилизация и «срабатывание» защитных функций организма. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Стресс также может быть эпизодическим или хроническим. Кратковременный или эпизодический стресс можно даже назвать полезным, так как он мобилизует и тренирует защитные силы организма для преодоления стрессовой ситуации. Под хроническим стрессом понимается непрерывная череда эпизодических стрессов. Ослабление защитных сил организма человека при сильном эпизодическом или хроническом стрессе приводит не только к психическому перенапряжению, но и к сердечно-сосудистым заболеваниям, желудочно-кишечным расстройствам и др.. Различные органы могут стать мишенью для стресса. В итоге вместо вполне нормальных стрессовых реакций человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Дистресс – это стресс-реакция, при которой защита от повреждающего фактора происходит с ущербом для организма, с ослаблением его возможностей. Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально- отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью: 1) слишком много работы; 2) плохие физические условия труда; 3) дефицит времени (все время что-то не успеваешь); 4) необходимость самостоятельного принятия решения. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации: 1) ролевая неопределенность (недостаточная информированность о профессиональных обязанностях; 2) ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, что не должен делать; 3) ответственность за людей и какие-то вещи (оборудование, бюджет); 4) слишком низкая ответственность (бьет по самолюбию); 5) малая степень участия в принятии решений организации.
Таблица 1. Страхи и способы их преодоления
Психологами давно отмечена эффективность методов и приемов психической саморегуляции, которая представляет собой систему сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение благоприятного психического состояния, управление своей психикой. Это способы и приемы самопощи, применяемые людьми для предупреждения отрицательных последствий психотравмирующих факторов. Особенности саморегуляции: – саморегуляция обозначает процесс воздействия на собственное физиологическое и нервно-психическое состояние; – саморегуляция зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями; – способность к саморегуляции не является врожденной, но вырабатывается в процессе жизни. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 481. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |