Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология профессиональных кризисов личности




В профессиональном становлении личности выделяются следующие стадии процесса: оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и мастерство. Переход от одной стадии к другой порождает нормативные кризисные явления – кризисы профессионального развития личности.

1. Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации – формирования профессиональных намерений. Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, отторгнутости, ненужности.

2. На стадии профессиональной подготовки многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения

3. После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис. Возможны два варианта разрешения кризиса: – конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы; – деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.

4. Кризис профессионального роста – следующий нормативный кризис профессионального становления личности возникает на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3–5 лет работы. К этому времени специалист освоил и продуктивно выполняет нормативно одобряемую деятельность. При отсутствии перспектив профессионального роста личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии. Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.

5. Кризис профессиональной карьеры. Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит его ко вторичной профессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность.

6. Кризис социально-профессиональной самоактуализации. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении. Кризис социально-профессиональной самоактуализации – это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него – новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса – увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.

7. Кризиса утраты профессиональной деятельности. Связан с уходом из профессиональной жизни. Эта неудовлетворенность современной жизнью обусловлена укорочением жизненной перспективы, аморфностью профессиональной идентичности, социальной изоляцией и одиночеством.

Профессиональный стресс

Проблема стресса остро заявила о себе в ХХ веке. Впервые, понятие «стресс» в 1936 году ввел в научную и медицинскую практику канадский физиолог Г. Селье. Стресс – это реакция организма на воздействие того или иного стрессора. В качестве стрессора могут выступать испуг, зависть, гнев, ссора. На воздействие стрессора организм отвечает напряжением, происходит мобилизация и «срабатывание» защитных функций организма. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Стресс также может быть эпизодическим или хроническим.

Кратковременный или эпизодический стресс можно даже назвать полезным, так как он мобилизует и тренирует защитные силы организма для преодоления стрессовой ситуации.

Под хроническим стрессом понимается непрерывная череда эпизодических стрессов. Ослабление защитных сил организма человека при сильном эпизодическом или хроническом стрессе приводит не только к психическому перенапряжению, но и к сердечно-сосудистым заболеваниям, желудочно-кишечным расстройствам и др.. Различные органы могут стать мишенью для стресса. В итоге вместо вполне нормальных стрессовых реакций человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Дистресс – это стресс-реакция, при которой защита от повреждающего фактора происходит с ущербом для организма, с ослаблением его возможностей.

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально- отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

1) слишком много работы;

2) плохие физические условия труда;

3) дефицит времени (все время что-то не успеваешь);

4) необходимость самостоятельного принятия решения.

Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

1) ролевая неопределенность (недостаточная информированность о профессиональных обязанностях;

2) ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, что не должен делать;

3) ответственность за людей и какие-то вещи (оборудование, бюджет);

4) слишком низкая ответственность (бьет по самолюбию);

5) малая степень участия в принятии решений организации.

 

Таблица 1. Страхи и способы их преодоления

Страх Способ преодоления
1 Страх перед большой продолжительностью работы Начать с тщательной подготовки. Разбить работу на предельно малые и простые работы («съешьте слона по частям»)
2 Страх перед возможной неудачей Уменьшите субъективную ценность результата. Продумайте, что можно сделать в самых критических ситуациях (запасные варианты, пути отхода). Копните глубже «А судьи кто?» Доведите возможную неудачу до абсурда: «Не убьют же меня за это?!»
3 Страх перед собственной некомпетентностью Помните, что невозможно всё знать и уметь. Ищите наставника, просите помощи у других. Творчески ищите дополнительные и оригинальные ресурсы, которые помогут вам легко справиться с делом.
4 Страх перед скучной работой Вовлекайте, разделяйте, делегируйте. Привносите личное творчество, ищите личную выгоду. Укрупняйте масштабы работы (скучная работа – всего лишь подготовительные или промежуточный этап в другом – важном и серьёзном деле).
5 Страх перед невыгодной работой Что для вас является «выгодой»? Если только материальное, то попробуйте взглянуть на выгоду с другой стороны. Любая работа имеет другую, обычно нематериальную выгоду: познание нового, тренировка навыков, установление новых контактов и т.п. Всегда ищите «другую выгоду». «Другая выгода» может быть важной предпосылкой для получения привычной выгоды в будущем.
6 Незнание, с чего начать работу Начните с обстоятельной диагностики, исследования проблемы (задачи), опроса, оценки. Постарайтесь выработать собственный взгляд на проблему. Просите совета, помощи, консультируйтесь с экспертами.
7 Чувство ненужности, бесполезности работы Обсудите смысл работы с поручителем или людьми, которым доверяете. Найдите для себя дополнительные мотиваторы, например, в виде побочных выгод: укрепления хороших отношений с поручителем, возможности сделать карьеру, чему-нибудь научиться и т.п.
8 Уверенность в том, что нет нужных ресурсов Проведите ревизию наличных ресурсов (составьте список). Чётко спланируйте необходимые ресурсы (составьте список). Разработайте несколько вариантов выполнения работы с опорой на минимальные и максимальные ресурсы. Ищите помощь (новые источники ресурсов)
9 Твёрдая уверенность в том, что ничего не выйдет Причина – негативный прошлый опыт. Требуется самоанализ. Возможно, отказ от конкретной работы или смена работы.
10 Боязнь, что из-за этой работы не успеть сделать другие важные дела Чётко сформулируйте собственные планы, в случае нестыковок – скорректируйте цели, измените приоритеты, уточните сроки. Ужесточите борьбу с помехами. Перераспределите резервы времени.

 

Психологами давно отмечена эффективность методов и приемов психической саморегуляции, которая представляет собой систему сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение благоприятного психического состояния, управление своей психикой. Это способы и приемы самопощи, применяемые людьми для предупреждения отрицательных последствий психотравмирующих факторов.

Особенности саморегуляции:

– саморегуляция обозначает процесс воздействия на собственное физиологическое и нервно-психическое состояние;

– саморегуляция зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями;

– способность к саморегуляции не является врожденной, но вырабатывается в процессе жизни.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 481.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...