Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Профессиональная пригодность




ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

1. Введение в психологию профессиональной деятельности.В настоящее время в психологии существуют два подхода к изучению профессиональной деятельности:

· морфологический – это действия, операции;

· функционально-динамический – это мотив, цель, осознание конечного результата, планирование, контроль, коррекция и система индивидуальных свойств личности.

Указанные подходы не взаимоисключают друг друга, а скорее, взаимодополняют, поскольку второй из них является, по существу, развитием и углублением первого (хотя и его частичным отрицанием).

При выборе будущей профессии, в ходе профессионального обучения и в дальнейшем процессе повышения квалификации, построения карьеры, на всех этапах развития человека, как профессионала, он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных.

Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств).

Субъективные факторы – это имеющиеся у данного конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

Так, довольно часто в ходе профессионального обучения и набирания профессионального опыта человек как бы «подстраивается» к профессиональным требованиям, изменяет, преобразует и развивает самого себя до уровня заданных в профессии требований. Реализуется и другой «путь» в профессии: когда человек ни по каким «меркам», на первый взгляд, не отвечает профессиональным требованиям и длительный период не принимается в профессиональном сообществе. Однако через какое-то время, демонстрируя продукты своего труда, он становится признанным и создает новые профессиональные образцы и систему новых профессиональных требований. В последнем случае работник «подстраивает», точнее перестраивает, систему профессиональных требований под собственную индивидуальность и тем самым создает в принципе новую профессию. Так происходит в случаях профессионального новаторства, нововведений, профессионального творчества.

Профессиональная пригодность

Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда. При этом профессиональная пригодность обеспечивает высокую профессиональную эффективность труда работника при наличии у него специальных знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессионального обучения.

Следует отметить, что в ходе длительного трудового стажа работника не только формируются отдельные функциональные системы и психические процессы человека, позволяющие ему достичь высоких результатов в своей работе, но и изменяется его личность. Постепенно развивается профессиональное мышление работника, складывается профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями профессионального поведения, общения и образа жизни. В целом профессия накладывает свой отпечаток и на внешний облик человека. Например, всегда можно узнать представителей таких профессий, как педагог, художник и артист, юрист и др.

Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности человека, зависит от форм и методов профессионального обучения, условий выполняемой профессиональной деятельности и индивидуальных способностей человека.

Профессиональный отбор – система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией или группой профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях.

Выделяются четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический.

Профессиональные стандарты – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида деятельности. Таким образом, профстандарты включают требования к знаниям и умениям работника, а также к его профессиональным навыкам и опыту.

2. Становление профессионализма.Профессионализм – это мера и степень совершенства, которые достигает человек в своей деятельности, поднимаясь на высшую ступеньку мастерства в своем роде занятий.

Компетентность - деятельностная характеристика, которая раскрывает степень проявления профессионализма и выступает одновременно не только как характеристика профессиональной деятельности, но и как нравственная категория – ответственность, которая корректирует процесс профессионального роста специалиста.

Компетентность профессионала может быть реализована в деятельности в том случае, если у человека есть возможность и способность рефлексивно использовать инновационный потенциал, творчески изменять или адаптировать сформированные ранее средства деятельности под новое содержание или способы самой деятельности.

Понятие «квалификация» означает качество профессиональной деятельности, степень подготовленности специалиста к труду, но не рассматривает самого субъекта деятельности, личности работника, его индивидуальных способностей, особенностей, качеств. Характеристика профессиональной деятельности определяет взаимосвязь и взаимосоответствие цели и продукта труда работника, причем продукта, получившего со стороны независимых экспертов положительную оценку.

Определение человеком своего места в мире профессий, осознанный выбор профессии и нахождение личностного смысла в выполняемой профессиональной деятельности отражается в понятии «профессиональное самоопределение».

Выделяют основные моменты процесса самоопределения личности:

· Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии;

· Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии;

· Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни;

· Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание профессионального учебного заведения, смена местожительства и т. д.

· Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Центральной категорией, отражающей сущность самоактуализации человека в профессии, является профессиональное развитие, которое в психологии рассматривается как фундаментальный процесс изменения человека, как объяснительный принцип становления профессионализма и как ценность профессионального сообщества.

Планирование карьеры

Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей и, наконец, уход на пенсию. Эти стадии работник может пройти последовательно в разных организациях.

Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную смену стадий развития работника в одной организации. Она может быть:

- вертикальной – подъем на более высокую ступень структурной иерархии;

- горизонтальной – перемещение в другую функциональную область деятельности либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.).

- центростремительной – движение к ядру, руководству организации, например приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера; получение доступа к неформальным источникам информации; доверительные обращения, выполнение отдельных важных поручений руководства.

Планы карьеры часто разрабатываются в графической форме.

А. Мэйо описывает различные системы управления карьерой, и эти системы названы у него так: процессы планирования индивидуальной карьеры, процессы совместного планирования карьеры, а также организационные процессы.

Планирование карьеры обеспечивает:

– учет и увязку целей и потребностей организации и сотрудника;

– ознакомление людей с реальными перспективами их роста и условиями, которые позволят им достичь желаемого, избежав при этом карьерных тупиков;

– трудовую мотивацию;

– выявление потенциала продвижения и определение мероприятий, обеспечивающих его реализацию в виде серии перемещений в должности;

– индивидуальное развитие, профессиональный рост, соответствие квалификации персонала новым требованиям.

Карьерограмма– описание оптимального пути развития сотрудника для занятия им желаемой позиции в организации, четко и наглядно описывающее путь, который должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.

3. Динамика работоспособности. Факторы, влияющие на работоспособность.Работоспособность – это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени.

Работоспособность определяется состоянием здоровья, половой принадлежностью, характером питания, режимом труда и отдыха, условиями работы, настроением и многими другими факторами. Она зависит от уровня знаний человека, умений, навыков и опыта, физического и психического состояния.

Все факторы, влияющие на работоспособность, можно разделить на физиологические, психологические и профессиональные.

Физиологические факторы: для сохранения здоровья, повышения уровня работоспособности необходимо, чтобы образ жизни человека совпадал с фактическими колебаниями временных процессов его организма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...