Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОХОТА – ТРАДИЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ТУВИНЦЕВ




 

Большое значение в экономике Тувинской автономной области имеет охота. Этот промысел – излюбленное занятие, как степняков-животноводов, так и жителей горных районов области.

Республика Тыва расположена в самом центре азиатского материка, на стыке сибирских таежных и центрально-азиатских пустынно-степных ландшафтов. Граничит с Монголией, Красноярским краем, Хакасией, Бурятией и Алтаем. Около 82% территории республики занимают горы, 18% – межгорные котловины.

Тува славилась охотниками. Есть поговорка «Хороший конь сделает хозяина богачом; хороший охотник накормит народ». Охота – это часть экологической культуры тувинцев, элемент традиционного образа жизни формировавшегося в течение тысячелетий[48].

Охота занимала значительное место в хозяйстве древних людей по всему миру. Различные виды археологических источников говорят о роли охоты в племенах: это охотничьи амулеты из клыков диких животных, изделия из кости животных.

Судя по материалам стоянок охотников и рыбаков в Туве, а так же по наскальным изображениям, объектами охоты в крае служили позвоночные животные: марал, лось, медведь, горный козел, кабан, волк, дзерен, кабарга и т. д. Петроглифы свидетельствуют, что уже во втором тысячелетии до н. э. здесь получают широкое распространение облавная охота, загонная охота с собаками на крупных животных.

Культура каждого охотника определяется в бережном отношении к охотничьим и другим природным богатствам.

Культурный охотник сегодня должен иметь охотничий билет и строго соблюдать правила и сроки охоты. Он является наблюдательным натуралистом и получает удовольствие не от количества добычи на охоте трофеев, а способности чувствовать красоту природы, понимать ее и уметь наслаждаться ею. Нельзя быть жадным и завистливым в добыче зверя и птицы. Нельзя стрелять по пролетающим стаям уток весной.

Нужно соблюдать правила безопасности при обращении с ружьем. Охотник должен метко стрелять, для этого много тренироваться. При охоте пушных зверей охотник должен помнить о сдаче пушнины государству. Во время охоты следует проявлять заботу о сохранении лесных богатств: при разведении костров, не портить леса вырубкой и т. д[49].

Правила охоты

Не каждый может быть охотником у тувинцев. Мальчика с восьми лет учили ездить по тайге, ему показывали места, где охотились его предки; учили беречь природу. Охотник свято следовал традициям охоты, которые были искусными приемами защиты природы.

Среди правил были такие:

Не охотиться вне сроков на не разрешенные к отстрелу виды дичи и не превышать норм отстрела;

Не стрелять дичь вне убойной дистанции;

Не стрелять по стаям птиц;

Не стрелять молодую и нелетную дичь;

Не охотиться на самок с детенышами;

Стрелять только в ясно видимую дичь (охотник должен убить зверя одним выстрелом, не мучая его);

Охранять гнездовья и не распугивать тока;

Бороться с браконьерством.

Например, после устройства охотничьего лагеря проводится обряд жертвоприношений хозяину тайги, охотники бросали еду в огонь. Охотились только на взрослых самцов диких животных. Убийство беременной самки расценивалось как знак несчастья для охотника. В окрестностях аала запрещалась охота на всех, кроме хищников. Если охотники охотятся группой и убивает только один, то он обязан поделиться с другими. Каждый год жители освящают богатую зверями тайгу, «выпрашивая» пропитание у духа тайги.

Один из добрых обычаев у тувинцев является обычай ждать и получать подарок от самого умелого охотника – курдюк. Когда охотник возвращается с крупной добычей, восклицают: «Ужа! Ужа!» (курдюк). Пожилые люди утверждают, что добыча охотника из тайги – это дар матери природы.

Во избежание несчастных случаев и для обеспечения безопасности при обращении с охотничьим оружием необходимо знать и выполнять правила:

1) Оружие необходимо хранить в чехле разряженным, в сухом и прохладном месте, а боеприпасы вдали от огнеопасных мест;

2) При осмотре ружья с ним нужно обращаться как с заряженным и готовым к выстрелу;

3) Запрещается направлять оружие на человека или домашнее животное, даже если ружье не заряжено;

4) При заряжении или разряжении ружья стволы направлять в землю или вверх;

5) Во время преодоления препятствий оружие должно быть всегда разряженным;

6) Никогда не стрелять на шорох или по шевельнувшемуся предмету, пока не станет ясно, что находится впереди;

7) Заряженное ружье нельзя прислонять к дереву, ронять, ударять и опираться на него.

Методы охоты и рыбалки сейчас стали больше напоминать зачистку от всего живого. С каждым годом заезжих браконьеров становится больше.

Производство охоты на территории охотничьих хозяйств может быть только по разрешению организаций, за которыми приписаны эти угодья.

Дикие звери и птицы, обитающие в охотничьих угодьях, являются государственной собственностью и составляют государственный охотничий фонд.

Охотой признается добывание диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы.

Документом на право производства охоты является членский охотничий билет, выданный охотобществом.

Охотничьи угодья подразделяются на четыре группы:

1) Охотничьи угодья общего пользования, где охота разрешается в установленные сроки;

2) Особые охотничьи угодья, для ведения планового охотничьего хозяйства, направленные на сохранение и увеличение запасов фауны. Эти угодья выделяются на промысловые, спортивные, а также для производства научно исследовательских работ;

3) Заказники. Их назначение – сохранение и увеличение численности полезных промысловых зверей и птиц, создание лучших условий для акклиматизации новых видов, либо для восстановления исчезающих.

4) Заповедники, представляющие особую хозяйственную, научную или культурную ценность для проведения научно-исследовательских работ. Охота без разрешения здесь запрещена[50].

В таежном Пий-Хемском кожууне охота – одна из основных видов деятельности. Охотничьи угодья делились на родовые земли: «Маадылар чери» – земля Маады; «Момбуйлар чери» – земля Момбуй; «Кызыл-оолдар чери» – земля Кызыл-оолов. Каждый охотился на своей родовой земле.

В исключительных случаях и с разрешения старейшин родового клана позволялось охотиться в угодьях соседей в строго определенные сроки.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины 20 века составляло кочевое скотоводство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков (в высокогорных районах на западе и юго-востоке республики), а также лошадей и верблюдов. Подсобное значение имело пашенное земледелие (просо, ячмень).

Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом. Существенную роль играло собирательство луковиц и корней дикорастущих растений. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и др.). К началу 20 века в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров, работавших главным образом на заказ. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие юрты, коврики и матрацы. Традиционные занятия восточных Тувинцев-тоджинцев, кочевавших в горной тайге Восточных Саян: охота и оленеводство. Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами семью в течение всего года, а пушной промысел носил преимущественно товарный характер и вёлся поздней осенью и зимой (основные объекты охоты: марал, косуля, лось, дикий олень, соболь, белка).

Основным жилищем тувинцев служила юрта: круглая в плане, имела разборный, легко складываемый решётчатый остов из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и окном (свето-дымовое отверстие). Юрту покрывали войлочными полстями и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался очаг. В юрте находились парные деревянные сундуки, передние стенки которых были обычно декорированы расписным орнаментом. Правая часть юрты (по отношению к входу) считалась женской, левая - мужской. Пол покрывали узорные стёганые войлочные коврики.

Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Наплечная одежда была туникообразной распашной. Характерными чертами верхней одежды - халата - были ступенчатый вырез в верхней части левой полы и длинные рукава с обшлагами, опускавшимися ниже кистей рук.

В формировании нравственных принципов, привычек решающую роль иг­рали нравы, традиции и обычаи народа. Дети в повседневной жизни на примере соблюдения старшими принятых в обществе норм и правил взаимоотношений, проявления доброты, чести, и справедливости воспринимали и усваивали эстети­ческие и этические идеалы народа, его представления о человеческих доброде­телях и пороках.

 

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Источники:

Государственный архив Республики Тыва (ГА РТ)

1. Ф. 93, оп. 1 Президиум Малого Хурала Тувинской Народной Республики (ТНР).

2. Ф. 93, оп. 1, д. 172, 520 л. Решение сессии Малого Хурала о хозяйственном и культурном строительстве в Туве.

3. Ф. 120, оп. 1 Министерство культуры ТНР; Ф. 120, оп. 1, д. 1,2 л. Положение о Минкульте ТНР;

4. Ф. 120, оп. 1, д. 7, 59 л. Пятилетний план культурного строительства ТНР на 1933-1937 гг.

 

Научная и учебная литература:

5. Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. –  Новосибирск, 1982. -

6.  Аранчын Ю.Л. Тува в годы Великой Отечественной войны Советского Союза И Учёные записки ТНИИЯЛИ. Вып. II. – Кызыл, 1954.

7. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. – Л., 1990. – С. 94.

8. Бичурин Н.И.. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т.1. – М.-Л., 1950. – С. 34.

9. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. - М., 1972. - 314 с.

10. Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. - М., 1961. - 216 с.

11. Вайнштейн СИ. Этнографическое изучение тувинцев//Ученые записки; Вып. 17.-1975. - С.55-57.

12. Викторова Л.Л. Система социализации детей и подростков у монгол. Пути и причины трансформации ее элементов/Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М.,1988. С.51-71.

13. Гребнев Л. П. Переход тувинских аратов-кочевников на оседлость. - Кызыл, 1955.

14. Даваа Е. К. Историческое развитие тувинцев-тоджинцев (1914 г.- начало XXI в.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук (специальность 07.00.02 – «Отечественная история»). – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011.

15. Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы XIX - начало XX века. – М., 1956.

16. Дьяконова В.И. Религиозные культы тувинцев.- М, 1984.

17. Дьяконова В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленчитов. // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л.: Наука, 1988.

18. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Издательство «Наука», 1988.

19. Иезуитов В. М. От Тувы феодальной к Туве социалистической. - Кызыл, 1956.

20. История Тувы. - Том 1 / Под ред. Л.П. Потапова и др. - М., 1964. – 399 с.

21. История Тувы: В 2 т. - Том 1. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. Ред. Вайнштейна СИ ., Маннай-оола М.Х. - Новосибирск: Наука, 2001. - 353 с.

22. История Тувы: В 2т.-М., 1964.-Т. 2; История Тувы: В 2т.-Т. 1. – Новосибирск, 2001. – 367 с.

23. Катанов Н.Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 г. по поручению ИАН и ИРГО членом сотрудником ИРГО и общества АИЭ при Казанском ун-те. – Спб., 1890. - С. 258.

24. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006.

25. Кенин-Лопсан М.Б. Тыва чанчыл. Тыва чоннун ыдыктыг чанчылдары. – Тувинские традиции. Книга вторая: Священные традиции тувинского народа. – Кызыл: Тувинское отделение педагогического общества при Министерстве образования РТ: Издательство «Новости Тувы», 1999. – С. 46.

26. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. – Кемерово: КемГУК, 2006.

27. Курбатский Г.Н. Тувинские праздники: историко-этнографический очерк. – Кызыл, 1973.

28. Ламажаа, Ч. К. Тува между прошлым и будущим. – М., 2008.

29. Маннай-оол М.Х. Обычаи тувинского народа//Ученые записки. - Вып. 19. – Кызыл, 2002.

30. Монгуш В.М. Ламаизм в семейной жизни тувинцев. – Кызыл, 1989. – 32 с.

31. Монгуш М. Основы тувинского этикета (встречи и прощания, прием гостя, застольный этикет, траурный этикет) // Башкы. – 1993. - № 3. – С. 65.

32. Монгуш М.В. Старинные основы тувинского этикета: Традиции // Тувинская, правда. - 1991. - 29 января.

33. Мудрость народа. Тувинские пословицы и поговорки. – Кызыл, 1976.

34. Осипова В. В. Сельскохозяйственная и демографическая перепись 1931 г. как важнейший источник характеристики экономического строя сельского хозяйства Тувы (1921-1930 гг.) // Учёные записки ТНИИЯЛИ. - 1961. - Вып. 9. - С. 99-124.

35. Потанин Г.Н.. Очерки Северо-Западной Монголии. Т. 2. – М., 1994.

36. Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Наука, 1969.

37. Сейфулин X. М. Образование Тувинской автономной области РСФСР. Краткий исторический очерк. - Кызыл, 1954.

38. Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. – Кызыл, 1971.

39. Тока С. К. 10 лет в советской многонациональной семье // Учёные записки ТНИИЯЛИ. - Вып. 2. - Кызыл, 1954. - С. 3-11.


[1] Монгуш М.В. Основы тувинского этикета //Башкы. - 1993. - №3. - С.54.

[2] Иезуитов В. М. От Тувы феодальной к Туве социалистической. - Кызыл, 1956; Сейфулин X. М. Образование Тувинской автономной области РСФСР. Краткий исторический очерк. - Кызыл, 1954; Аранчын Ю. Л. Тува в годы Великой Отечественной войны Советского Союза И Учёные записки ТНШ1ЯЛИ. Вып. II. - Кызыл, 1954.

[3] Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. - М., 1961. - 216 е.; Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. - М., 1972. - 314 с.

[4] Гребнев Л. П. Переход тувинских аратов-кочевников на оседлость. - Кызыл, 1955; Иезуитов В. М. От Тувы феодальной к Туве социалистической. - Кызыл, 1956; Сердобов Н. А. История формирования тувинской нации. - Кызыл, 1971; Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев.-М., 1969.

[5] История Тувы: В 2т.-М., 1964.-Т. 2; История Тувы: В 2т.-Т. 1. – Новосибирск, 2001. – 367 с.

[6] Аранчын Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. – Новосибирск, 1982.

[7] Тока С. К. 10 лет в советской многонациональной семье // Учёные записки ТНИИЯЛИ. - Вып. 2. - Кызыл, 1954. - С. 3-11; Осипова В. В. Сельскохозяйственная и демографическая перепись 1931 г. как важнейший источник характеристики экономического строя сельского хозяйства Тувы (1921-1930 гг.) // Учёные записки ТНИИЯЛИ. - 1961. - Вып. 9. - С. 99-124.

[8] Даваа Е. К. Историческое развитие тувинцев-тоджинцев (1914 г.- начало XXI в.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук (специальность 07.00.02 – «Отечественная история»). – Кемеровов: Кемеровский государственный университет, 2011.

[9] Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы XIX - начало XX века. – М., 1956. – С. 145.

[10] Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы XIX - начало XX века. – М., 1956. – С. 147.

[11] Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Наука, 1969. – С. 74.

[12] Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. - М., 1972. – С. 114.

[13] Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Наука, 1969. – С. 75.

[14] Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства. - М., 1972. – С. 116.

[15] Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Наука, 1969. – С. 76.

[16] Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Наука, 1969. – С. 77.

[17] История Тувы: В 2т.-М., 1964.-Т. 2; История Тувы: В 2т.-Т. 1. – Новосибирск, 2001. – С. 267.

[18] Афанасьев И. Деловой этикет – Украина, 1998. – С. 198.

[19] Монгуш М. Основы тувинского этикета // Башкы – 1993 - № 3. – С. 55.

[20] Монгуш М. Основы традиционного этикета // Башкы – 1993 - № 3. – С. 56.

[21] Кенин-Лопсан М.Б. Тыва чанчылдар. Кызыл, 1994. – С. 41.

[22] Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре - Кызыл. 2001. – С.278.

[23] Монгуш М. Основы традиционного этикета // Башкы – 1993 - № 58.

[24] См: там же.С -58.

[25] Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре – Кызыл, 2001. С. 282.

[26] Адрианов А.В. Шагаа (Сойотский новый год). Этнографический набросок из Урянхайской жизни.- Томск, 1917

[27] Адрианов А.В. Шагаа (Сойотский новый год). Этнографический набросок из урянхайской жизни.- Томск, 1917.

[28] Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл.- 2001.С. 280

[29] Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл,- 2001. С195

[30] Монгуш M. Основы традиционного этикета // Башкы. – 1993. – №3. – C.58.

[31] Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. – Кызыл, 2001. – С. 280.

[32] Монгуш Г.Н. Благопожелания как источник народной педагогики// Башкы – 1996. – №4. – С.83.

[33] Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту // Культура тувинцев: традиции и современность. Кызыл. 1995.

[34] Монгуш M. Основы тувинского этикета// Башкы. – 1993. – №З. – С.62.

[35] Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. – М., 1969. – С.147.

[36] См: там же. – С. 149.

[37] Монгуш М. Основы тувинского этикета // Башкы. – 1993. – №3. – С.62.

[38] Кении - Лопсан М.Б. Традиционная этика тувинцев (на тув. языке).- Кызыл., 1984. С.77.

[39] Жуковская HЛ. Тртупттчг представления о жилом и хозяйственном пространстве у моягалов Палевые иослеховгнзм института этнографии. М.,1987. С.73.

[40] Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту//Культура тувинцев:традиции и современность. Кызыл, 1988. с.67

[41] Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту // Культура тувинцев:традиции и современность. Кызыл, 1988. – С.67.

[42] Катанов Н.Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 г.по поручению ИАН и ИРГО членом сотрудником ИРГО и общества АИЭ при Казанском ун-те. – СПб., 1890. - С. 258.

[43] Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. – Кызыл, 1971. – С. 148.

[44] Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. – Кызыл, 1971. – С. 149.

[45] Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Наука, 1969. – С. 60.

[46] Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Наука, 1969. – С. 62.

[47] Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. – М.: Наука, 1969. – С. 105.

[48] Катанов Н.Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 г.по поручению ИАН и ИРГО членом сотрудником ИРГО и общества АИЭ при Казанском ун-те. - Спб,1890. - С. 259.

[49] История Тувы. - Том 1 / под ред. Л.П. Потапова и др. - М., 1964. – С. 99.

[50] История Тувы. - Том 1 / под ред. Л.П. Потапова и др. - М., 1964. – С. 103.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...