Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Список использованных источников и литературы.. 49




СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Особенности быта тувинского народа. 8

1.1. Традиционный промысел тувинцев. 8

1.2. Повседневное общение. Прием гостей. 14

Глава 2. Хозяйство тувинцев в начале XX в. 27

2.1. Животноводство и земледелие. 27

2.2. Земледелие. 35

2.3. Охота – традиционное занятие тувинцев. 43

Заключение. 47

Список использованных источников и литературы.. 49


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Когда мы знакомимся с культурой и бытом другого народа, то, несомненно, мы обращаем внимание на особенности поведения в стандартных ситуациях. А между тем, невозможно получить правильное представление о культуре того или иного народа, если не знать специфических правил его поведений. При попытках понять модель поведения другого народа можно столкнуться с разнообразием культур, вариативностью форм общения, мышления, поведения и психологии, что, впрочем, и обеспечивает существование человечества в целом. Для того чтобы полнокровно общаться с представителями других национальностей, очень важно знать их традиционную культуру поведения. Возможно, в процессе знакомства многое на первый взгляд, может показаться странным или нелепым, тем не менее, очень важно уважать чужие традиции и обычаи, чтобы достигнуть взаимопонимания между народами. Более того, чтобы лучше понять людей другой культуры, надо неукоснительно следовать заповеди этнографа: «Не мерь на свой аршин»[1].

Существует множество определений этикета и каждое из них по- своему отражает сущность этого понятия, а все вместе взаимно дополняют друг друга.

У западных тувинцев больше всего старинных черт быта сохранилось в наиболее отдаленных и труднодоступных рай­онах Монгун-Тайги и Кара-Холя Бай-Тайгинского района (эти районы в экономиче­ском и культурном отношении еще отстают от многих других районов Тувы). Поэтому в них еще жива память о многих ве­рованиях и обрядах, связанных с рождением и воспитанием ребенка, в основе которых лежат архаические религиозные представления. Еще в 1957-1958 гг., когда мы изучали и собирали этнографический материал в Монгун-Тайге, значи­тельная часть, если не большинство, женщин рожали дома, в условиях еще сохранившегося тогда весьма отсталого до­машнего быта. Многие из рожениц не пользовались квалифи­цированной медицинской помощью, хотя такая помощь мог­ла им быть оказана по первому же требованию или сигналу из медицинского пункта, находящегося в поселке Мугур-Аксы (при впадении р. Мугура в р. Каргы). В то время (1957– 1958 гг.) медицинская помощь при родах еще не вошла широко в быт, так как этому противодействовали крепко уко­ренившиеся религиозные предрассудки. Потребовалось нема­ло времени и усилий, чтобы преодолеть многовековые обы­чаи и традиции и ввести в повседневный быт медицинскую помощь в таких районах. Наши этнографические материалы, излагаемые ниже, в настоящее время представляют лишь исторический интерес и ни в коей мере не отражают совре­менный быт тувинцев упомянутых районов. Они имеют науч­ную историческую ценность и свидетельствуют одновремен­но о том прогрессе культуры и быта, которого достигла за та­кой короткий срок Тувинская АССР. Сказанное относится и к районам юго-востока Тувы, где особенно сильно чувствова­лось влияние не столько древних религиозных представлений, сколько более поздних (хронологически) ламаистских веро­ваний.

Степень изученности темы исследования.Углубленная и систематическая разработка проблем истории тувинского народа началась после вхождения ТНР в состав СССР в работах В. М. Иезуитова, X. М. Сейфулина, Ю. Д. Аранчына[2].

В течение ряда лет (1951-1953, 1955, 1958) С. И. Вайнштейном проводились этнографические полевые исследования в Восточной Туве (Тоджа, Тере-Холь). Большое значение имеют работы С. И. Вайнштейна, посвященные исторической этнографии тувинцев. В них автор, широко привлекая этнографические параллели с родственными народами, прослеживает развитие материальной культуры тувинского народа, его культурные связи, взаимовлияния и генезис[3].

Многосторонние исследования стали вести в республике научные экспедиции институтов Академии наук СССР, к которым были привлечены и местные ученые. Изучение велось в рамках смежных тем и обобщающих трудов, которые написали Л. В. Гребнев, В. М. Иезуитов, Н. А. Сердобов, Л. П. Потапов[4].

В 1964 г. вышла в свет двухтомная «История Тувы»[5], ставшая первым обобщающим трудом по тувинской истории, где, в частности, охарактеризованы хозяйство, культура, быт, общественные отношения тувинцев-тоджинцев. Развитие экономики и культуры рассматривалось как результат поступательного движения республики по пути социалистического строительства и связывалось с необходимостью качественного скачка, ускорения темпов социалистических преобразований. В этом печатные работы советского периода в концептуальном плане схожи.

В 1982 г. была опубликована монография Ю.Л. Аранчына «Исторический путь тувинского народа к социализму»[6]. Автор, подробно исследовав основные этапы, закономерности и особенности некапиталистического развития Тувы, пришёл к выводу, что просоветская ориентация и мобилизация внутренних ресурсов способствовали осуществлению социалистических преобразований.

Историография рассматриваемой проблемы поднялась на качественно более высокую ступень, чему способствовала подготовка в центральных научных учреждениях СССР кадров профессиональных историков и создание научных центров в самой Туве. В развитии тувинской исторической науки большую роль сыграл Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы, истории (ТНИИЯЛИ), деятельность которого отражена, в частности, на страницах «Учёных записок...»[7].

История быта и хозяйства тувинцев широко раскрыта в диссертации «Историческое развитие тувинцев-тоджинцев (1914 г.- начало XXI в.)» Е.К. Даваа[8].

Таким образом, анализ историографии по данной теме дает основание говорить о фрагментарном характере изученности проблемы. Ее изучение до последнего времени ограничивалось лишь описанием или анализом отдельных явлений. Нужно отметить, что научная литература по этой тематике небогата.

Целью курсовой работы является изучение быта и хозяйства тувинцев в начале XX в.

Исходя из поставленной цели, ставятся следующие задачи:

1. изучить традиционный промысел тувинцев;

2. рассмотреть повседневное общение и прием гостей;

3. обобщить животноводство и земледелие;

4. изучить земледелие;

5. изучить охоту как традиционное занятие тувинцев.

Объект исследования: быт и хозяйство тувинского народа.

Предмет исследования:особенностибыта и хозяйства тувинцев в начале XX в.

Территориальные рамкиохватывают территорию Республики Тыва.

Хронологические рамки темы охватывает конец XIX - начало XX в.в. по настоящее время. Работа является попыткой исследования путем ретроспективного исторического анализа быта и хозяйства тувинцев в начале XX вв.

Источники. Весь корпус источников, используемый в курсовой работе, можно разделить на несколько групп: неопубликованные архивные материалы, опубликованные документы, полевые исследования автора.

Значительную часть источников составили неопубликованные архивные материалы, извлеченные из фондов четырех архивов: Центрального государственного архива Республики Тыва (ЦГА РТ), Центра архивных документов партий и общественных организаций Центрального государственного архива Республики Тыва (ЦАД-ПОО ЦГА РТ), Тувинского института гуманитарных исследований (ТИГИ) и Национального музея Республики Тыва (НМ РТ).

В исследовании использованы документы нескольких фондов Центрального государственного архива Республики Тыва (ЦГА РТ): Президиума Малого Хурала Тувинской Народной Республики (Ф. 93), Министерства культуры ТНР (Ф. 120).

В исследовании использовались также опубликованные документы, в частности, документы центральных государственных и партийных органов, статистические сборники, тематические сборники документов и материалов, периодическая печать.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...