Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обобщение педагогического опыта




Нами был проанализирован опыт учителя начальных классов города Новгорода, Ивановой Зинаиды Лаврентьевны. Она считает, что работа по внеклассному чтению не должна заканчиваться на одном уроке, а продолжаться лишь на другом. Необходимо работу с книгой проводить между уроками внеклассного чтения. Например, проведение устных журналов, работа классной библиотечки и классного библиотечного актива, посещение школьной и по месту жительства библиотеки, участие детей в операции «Живи, книга!», красочное оформление ими карточек-отзывов на прочитанную книгу, ведение читательских дневников, изготовление поделок-иллюстраций (рисунков, лепки, аппликаций) по прочитанным книгам.

Часто учителя встречаются с затруднениями в накапливании необходимого книжного форда в классной библиотечке. Зинаида Лаврентьевна нашла выход из этого положения, изготовляя книжки-самоделки по материалам выписываемых детьми журналов. При изготовлении этих книжек следует правильно их оформлять: фамилия автора, заглавие книги, источник (откуда вырезка), содержание (полный текст и иллюстрации). Сделав книжку-самоделку, ребенок обязательно прочитает её, запомнит автора, художника, заглавие, соотнесет её по содержанию с другими книгами, найдет для неё нужную полку в классной библиотечке, где книги стоят по темам.

Зинаида Лаврентьевна разработала структуру урока читательской самостоятельности:

1. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой. Чтение-рассматривание детской книги и составление рассказа о ней.

2. Упражнения с детской книгой. Ориентирование в одной книге, в группе книг. Работа с выставкой. Выполнение заданий по обложке, титульным листам, оглавлению, предисловию или послесловию, аннотации. Определение типа книги (одно произведение или сборник), степени сложности и интереса к ней. Считывание информации с иллюстраций, составление предположений о содержании книги в целом.

3. Самоподготовка к восприятию определенного произведения.

4. Самостоятельное чтение учащимися произведений, помещенных в книге.

Варианты организации самостоятельного чтения:

· Одновременное чтение. Весь класс читает про себя или шепотом одно произведение, каждый читает в своем темпе;

· Дифференцированное чтение. Каждый ученик читает свое произведение или часть из книги (по силам и интересу);

· Коллективное чтение текста вслух;

· Чтение с остановками по заданию учителя.

5. Самоанализ чтения, подведение итогов. Беседа обобщенного характера. Тестирование. Выполнение творческих развивающих заданий.

6. Проверка самостоятельного домашнего чтения.

7. Советы учителя по самостоятельному чтению. Задание на дом к следующему уроку.

Таким образом,на уроках внеклассного чтения младшие школьники учатся понимать тему и содержание произведения, определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, выражать свое отношение к героям, их поступкам, проявлять эмоциональную отзывчивость к происходящему, пересказывать текст с творческой обработкой

Также нами был рассмотрен опыт учителя начальных классов города Боровичи, Григорьевой Татьяны Викторовны. Она считает, что уроки внеклассного чтения должны не только давать знания, но и заинтересовать ребят, чтобы им хотелось получать эти знания. Уроки обсуждения книг, конференции, устные журналы, концерты, конкурсы проводить необходимо. Подбор материала – одна из самых главных задач подготовки. Книги должны быть в достаточном количестве. Татьяна Викторовна сама всё прочитывает заранее, перечитывает: достаточно ли познавательный, воспитывающий, увлекательный материал. На каждом уроке внеклассного чтения всегда оформляет выставку книг, делает обзор. На выставке представлена и справочная литература. Элементы театра, изобразительного искусства, музыки, выразительное чтение детей и учителя на уроке обязательно.

И всё это, несомненно, способствует достижению основных целей урока: повышению у ребят интереса к книге, к знаниям, эстетическому и нравственному воспитанию.

Татьяна Викторовна работу с классом строит по двум направлениям:

- техническое (т. е. отработка у учащихся читательских навыков),

- собственное содержание (т.е. формирование читательской самостоятельности).

При отборе учебного материала она руководствуется следующими критериями:

1. литературное произведение должно по своей ёмкости отвечать программным требованиям;

2. содержание текста строится на точном научном материале;

3. познавательный материал произведения должен быть доступен детскому возрасту, восприятию, занимательный;

4. новые познания должны опираться на жизненный опыт ребёнка, на его предыдущие знания.

Введение таких мероприятий, начиная с подготовительного этапа, приносит детям неоценимую пользу. Они с удовольствием воспринимают предлагаемый им материал и с охотой стараются почитать по данной теме больше книг. После таких мероприятий у них пробуждается желание как можно больше узнать о реальном окружающем мире.

Подводя итог всему выше сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, насколько важно включать каждого ученика в активный, самостоятельный познавательный процесс. Привлечение читательского опыта школьников, использование возможностей научно-популярных книг являются важной особенностью организации обучения и формирования основ читательской самостоятельности. Это поддерживает интерес учащихся к деятельности с книгой и развивает читательскую эрудицию. Кроме того, организуя познавательную деятельность учащихся, мы способствуем расширению их кругозора, обогащению личности.

Заключение

В данной курсовой работе изложены основы методики формирования у младших школьников читательской самостоятельности. Раскрыв типологию уроков внеклассного чтения, мы поняли, что  важно четко и грамотно планировать каждый урок внеклассного чтения, чтобы каждый ученик был задействован на уроке, и чтобы ему было интересно и познавательно. На уроках внеклассного чтения ребенок научится самостоятельному детскому чтению книги во внеурочное время по ориентирам, которые задает учитель, что не маловажно для его последующего вступления в жизнь.

Цели и задачи, поставленные в курсовой работе, были достигнуты.

Список использованных источников

Законодательные и инструктивные материалы

 

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400с. – (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный. - Загл. с экрана.

 

Монографическая и учебная литература

3. Антонова, Е.С., Методика преподавания русского языка [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 448 с.

4. Львов, М.Р., Методика правописания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р. Львов., В.Г.Горецкий., О.В. Сосновская. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 464 с.

5. Методика обучения чтению [Текст]: учебно-методичское пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / сост. Т.П Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 240 с.

6. Светловская, Н.Н., Методика внеклассного чтения [Текст]: книга для учителя / Н.Н.Светловская. – М.: Просвещение, 1991. -207 с.: ил.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...