Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности руководства внеклассным чтением




Учебный процесс, как известно, процесс двусторонний. В ходе обучения знания, умения и навыки приобретают не только учащиеся, но и учитель. Однако объем, уровень и аспект познания у них, естественно, разный. Учебник, осваивая содержание учебным этому предмету методом познания жизни, а учитель – методом познания ученика, основами педагогического мастерства, педагогическим опытом. Накопление педагогического опыта является важнейшей задачей любого учителя. «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» (Сухомлинский В.А.). Это  во-первых. А во-вторых,  для успешного руководства учебным процессом на уроке или его отрезке учитель должен предусмотреть методику работы и найти средство, чтобы в каждый момент знать, понимает ли его ученик и как он понимает объяснение. При руководстве самостоятельным детским чтением эти задачи осложняются еще и тем, что учитель, и только учитель, должен отобрать для учащихся тот конкретный учебный материал, освоение которого детьми в заданной учителем последовательности приведет к желаемым результатам.

Подготовка к уроку внеклассного чтения складывается из нескольких моментов.

1. Отбор материала к уроку. Учитель определяет тему урока, опираясь на рекомендации методической литературы и программ по внеклассному чтению. Согласно теме отбирают книги, соответствующие этапу обучения; основываясь на знания библиотечного фонда, составляет рекомендательный список.

2. Работа над планом урока. Учитель знакомится с методическими рекомендациями, имеющимися в литературе. Определяет место и время каждого этапа урока. Продумывает вопросы для беседы по почитанным книгам, для чего сам прочитывает рекомендуемые детям книги. Отбирает книгу-коллективку и планирует работу по ней. Продумывает использование наглядности и дополнительных средств обучения.

3. Анализ проведенного урока. При оценке эффективности урока анализируются:

a) посильность предложенной учащимся деятельности (нелегко, но выполнимо);

b) доля участия детей в работе на уроке или при подготовке к нему;

c) полезность и увлекательность организованной учителем работы.

Принцип наглядности на занятиях внеклассным чтением реализуется через непосредственное восприятие детской книги. Поэтому основным видом наглядности является книжная иллюстрация.

Книжная иллюстрация в большеформатных книгах изображает не только отдельные предметы, но и пейзажи, явления природы, сюжетные картинки. Если иллюстрация отсутствует, то именно на уроках внеклассного чтения следует использовать иллюстрации из других книг, соответствующих изучаемой теме.

Рисунок учителя используется в том случае, если не удается подобрать соответствующую иллюстрацию. В крайнем случае можно использовать рисунок художника, но к его подбору следует подходить очень осторожно, так как настроение рисунка может не соответствовать смыслу читаемого.

Плакаты-задания окажут помощь ребенку в подготовке к уроку внеклассного чтения. Они должны содержать: 1) тему урока, 2) список книг, 3) рекомендации к работе дома.

Уголок внеклассного чтения – это специально оборудованное место, отведенное в классе под книги. Оно оборудуется: книжными полками, стендом для плаката задания, местом для рисунков и поделок детей, столом для работы с книгой или картотеками, полкой для книжной выставки. Следует помнить, что все материала в «Уголке» должны располагаться так, чтобы с ними было удобно работать.

Специфика занятий внеклассным чтением предполагает работу с книгой, что является основным в этой деятельности.

Учет уровня читательской самостоятельности организуют еще до поступления ребенка в школу. При индивидуальном собеседовании в мае-августе ему задают вопросы:

o Есть ли у тебя дома книги?

o Кто тебе их читает?

o Любишь ли ты рассматривать книги, когда остаешься один?

o О чем ты любишь слушать?

o Назови любимую книгу.

o Фамилии каких писателей ты знаешь?

o Какие их книги помнишь?

Если не удается побеседовать с детьми до 1 сентября, то эти же вопросы можно задать во время фронтальной беседы на первой неделе обучения. Подобные вопросы можно задать и родителям на первом родительском собрании в форме анкеты. Проанализировав ответы детей и их родителей, учитель будет знать, в какой мере каждый первоклассник подготовлен к встрече с книгой.

На подготовительном этапе обучения внеклассному чтению учет сводится к наблюдениям за каждым ребенком и еженедельным пометкам:

o присутствовал на уроке;

o принес нужную книгу;

o принес книгу, но не по теме.

Дети, попадающие по наблюдениям в разряд «неблагополучных», нуждаются в индивидуальной помощи (беседе с ребенком, родителями в целях выяснения причин). Оценкой на данном этапе должно служить устное поощрение ребенка, но ни в коем случае не допустимы нравоучения и наказание.

На начальном этапе обучения учитывается:

o внимание при рассматривании;

o внимание при слушании;

o внимание при самостоятельном чтении;

o правильность выбора книги.

Оценка за работу на уроках может выставляться за выполнение, как комплекса требований, так и одного из них.

На основном этапе обучения главным для наблюдения станет:

o правильность выбора книги;

o источник выбора книги;

o прочитал книгу или нет;

o вид и жанр выбранной книги.

Оценка выставляется по 50 бальной системе с учетом всех параметров.

Своеобразной формой учета станут уроки-утренники, уроки-отчеты. К первому виду уроков готовится весь класс по одной и той же теме. Второй вид уроков предполагает подготовку отчета группой (4-6 человек) по теме, взятой по своему выбору.

Итогом работы за полугодие, год могут служить такие внеурочные формы работы по внеклассному чтению, как устный журнал, литературные викторины, спектакли.

Таким образом, при руководстве самостоятельным детским чтением, важно включать каждого школьника в активный, познавательный процесс. А так же, организуя познавательную деятельность учащихся, мы способствуем расширению их кругозора, обогащению личности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...