Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль и место внеклассного чтения в подготовке школьников-читателей




Внеклассное чтение – это самостоятельное, педагогически организованное чтение учащимися художественной, научно-популярной и другой литературы.

Уроки внеклассного чтения, направлены на формирование у учащихся интереса к книгам, желания, умения и привычки к ним обращаться их рассматривать, выбирать и читать по осознанному выбору, на любом году обучения, начиная с 1 класса, непременно включают в себя следующее содержание.

Изучение с детьми доступного им круга чтения – углубленное и ознакомительное.

Отработка правил и приемов, готовящих каждого ребенка к самостоятельной читательской деятельности или помогающих ее совершенствовать.

Знакомство с типовыми видами общепринятой библиотечно-библиографической помощи, адресованной начинающим читателям.

Усвоение основных понятий, нужных детям для осмысленной самостоятельной ориентировки в любой книге и в мире книг.

Каждый из этих разделов должен быть представлен на любом занятии и уроке внеклассного чтения в соответствии с этапом обучения.

Этапы обучения учащихся-читателей – это ступени, которыми дети овладевают по мере накопления индивидуального читательского опыта. Этапы меньше всего связаны с возрастом детей, поступающих в школу, но непосредственно зависят от уровня их общей готовности к обучению, в частности от уровня овладения грамотой, техникой чтения, умением слушать, воспринимать и воссоздавать прочитанное произведение в своём воображении, от знания детьми адресованных им книг. Это обстоятельство крайне важно понять сейчас, когда в школу пришли шестилетки, срок обучения которых в начальных классах удлиняется на год. И, тем не менее, этапы формирования интереса к детским книгам, желания и умения их самостоятельно выбирать и читать остались и для этого контингента учащихся прежними: подготовительный, начальный, основной, заключительный. Изменились лишь временные границы этих этапов и их соотнесенность с годами обучения.

Итак, в программе внеклассного чтения выделяются четыре этапа читательской подготовки, независимо от возраста учащихся.

Подготовительный этап работы с детской книгой –это этап обучения детей читательской азбуке.

Круг чтения: детская художественная книга объемом 8-30 страниц в типовом оформлении. Равномерно представленная тематика чтения: о родине, о ее героях, о подвигах, о детях, о животных, о растениях, о приключениях и волшебстве. Произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1-2 страницы.

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности: восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя. Ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух. Освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор. Узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей.

Виды библиотечно-библиографической помощи: книжная выставка. Рекомендательный плакат.

Основные понятия, которые должны быть усвоены: иллюстрация, обложка, надписи, страницы, заглавие (книги, произведения), фамилия автора. Понятия, которые будут углубляется: книга-произведение, книга-сборник, темы чтения, книжная выставка.

Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя.

Круг чтения: детская художественная и научно-художественная книга объемом 8-30 страниц с усложненным оформлением. Дифференциация тематики чтения по жанрам. Произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов. Произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов.

Приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книге и группе книг (2-4) до чтения. Восприятие и воспроизведение произведения из самостоятельно прочитанной книги с опорой на иллюстрации. Сопоставление этого произведения с другими известными произведениями по сходству, контрасту и т.д.  Освоение закономерной связи: книга-тема, книга-автор, книга-жанр.

Виды библиотечно-библиографической помощи: усложненный рекомендательный плакат. Книжная выставка - авторская и тематическая, картотека обложек.

Основные понятия, которые должны быть усвоены: название книги, переплет, корешок, оглавление. Понятия, которые могут углубляться: сборник авторский и тематический, темы чтения, картотека, карточка.

Основной этап – это собственно внеклассное чтение, т.е. приобщение детей к умению выбирать и читать нужные и, главное, посильные книги без наблюдения учителя, дома, ориентируясь на приметы, заданные учителем, на собственные читательские возможности, опыт и лично приобретенную к моменту чтения общую и специальную читательскую подготовку.

Круг чтения: русская, советская и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16-18 до 150 страниц, всех основных типов и структур. Детский журнал, вся традиционная для младших школьников тематика чтения.

Приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов в соответствии с заданной уроком целью. Воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам. Освоение закономерных связей: автор-книги, тема-авторы, тема-книги, жанр-авторы.

Виды библиотечно-библиографической помощи: рекомендательный список. Тематическая картотека.

Основные понятия, которые должны быть усвоены: тема чтения; книга, соответствующая теме; книга, соответствующая личным возможностям; титульный лист; предисловие; послесловие; прикнижная аннотация. Понятия, которые будут углубляться: доступный круг чтения, описание книги, периодическая печать.

Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения литературного развития, знания книг, умения и привычки с ними самостоятельно действовать.

Круг чтения: русская, советская, зарубежная детская книга, художественная, научно-познавательная и справочная для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур. Автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой, приключенческая детская книга, книги о писателях, художниках, артистах. 

Приемы самостоятельной читательской деятельности: ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью. Воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану. Обращение к справочной литературе. Освоение закономерных связей: автор-темы, вопрос-тип книги.

Виды библиотечно-библиографической помощи: печатный рекомендательный указатель книг. Каталог.

Основные понятия, которые должны быть усвоены: возможные цели чтения, доступный круг чтения, основные и дополнительные источники при самостоятельном чтении, периодическая печать, описание книги на карточке, авторская и тематическая картотека.

Таким образом, в программе внеклассного чтения выделяются четыре этапа читательской подготовки. Далее мы рассмотрим подробно каждый из этапов.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 1093.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...