Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разработка и внедрение уроков




 

Второй этап исследования - экспериментальный.

Чтобы достичь поставленных целей, была разработана программа по развитию познавательного интереса по двум направлениям – это:

- учебное

- внеурочное.

Основные цели учебного направления должны осуществляться путем:

- подборазанимательного материала;

- правильнойорганизации формирования учебной деятельности, учитывая психологические особенности шестилеток;

- формированиивысокого уровня произвольности, умения планировать и контролировать собственные действия;

- формировании активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе;

- уменииоценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития познавательного интереса.

Основные цели внеурочного направления будут реализоваться:

- путем проведения познавательных праздников;

- занимательных часов по предметам;

- продолжать формировать познавательный интерес к учебной деятельности.

Основные виды реализации поставленных целей - это приобщение младших школьников к развитию познавательного интереса через игры.

Нами были разработаны и использованы конспекты уроков в игровой форме, способствующие развитию познавательного интереса младших школьников, которые включали в себя следующие уроки-игры: «цветик-семицветик», «путешествие с Буратино», «В гостях у сказок», “Числа, числа, встаньте в ряд…”, “Логическая разминка”, “Четвертый лишний”, “Подумай и реши”, “Найди фигуру”.

Основной целью дидактических игр являлось привлечение младших школьников к урокам математики путем привлечения ихнего внимания. Таким образом планировалось сделать уроки математики более интересными, а также развивать познавательный интерес к урокам математики у школьников.

В результате проведенных уроков было выявлено, что младшие школьники стали более активно работать на уроке математики. Также у детей появилась привычка сосредотачивать свои мысли на поставленном здании урока. Дети были очень увлечены, фантазировали, тем самым более активно усваивали новыйматериал.

В ходе проведенных уроков, можно было заметить, что проводя дидактические игры, школьники проявляли интерес к упражнениям в занимательной форме и не только.

 

2.3 Анализ и обобщение результатов

 

Последним этапом исследования являлся заключительный этап.

В ходе заключительного этапа исследования, обобщались все собранные материалы по предыдущим этапам, анализировались.

Именно последний этап является составляющим в ходе исследования так, как в нем существует возможность уточнить результаты по проведенной работе, то есть правильность или ошибочность гипотезы.

Чтобы определить качество проведенного исследования, было проведено анкетирование по всем методикам, которые использовались на констатирующем этапе.

Повторное анкетирование по методике Л. М. Фридмана дало следующие результаты, приведенные в диаграмме 10.

 

 

Диаграмма 10 – Результаты анкетирования по заключительному этапу исследования

 

Рассмотрим более подробнее на диаграмме 11 предпочитаемые учебные предметы, которые указали младшие школьники.

 

Диаграмма 11 - Предпочитаемые учебные предметы

 

Проанализировав полученный материал, можно прийти к выводу, что:

-у детей изменилась мотивация посещения школы,

-дети заинтересовались сложным предметом математикой,

-повысился познавательный интерес по предмету.

Также на заключительном этапе мы провели анкетирование по Лускановой. В результате анкетирования мы получили следующие результаты, приведенные в таблице 8.

 

Таблица 8 - Результаты анкетирования

 

Процентное соотношение

Вывод по 1 «А» классу
1 «А» 1 «Б»  
50% 35% 1 Сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная и познавательная активность.
25% 32% 2 Отношение к себе как к школьнику практически сформировано.
9% 30% 3 Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
15% 28% 4 Отношение к себе как к школьнику не сформировано и не развита познавательная активность.
1% 3 5 Негативное отношение к школе, не развита познавательная активность

 

Изобразим полученные результаты на диаграмме 12.

 

Диаграмма 12 – Полученные результаты по методике Лускановой

 

Проанализировав полученные результаты, можно определить основные уровни развития познавательного интереса у младших школьников 1 «А» класса, а именно:

Первая группа (высокий уровень развития) -50%-12человека.

Вторая группа (средний уровень развития)-25%-6человек

Третья группа (низкий уровень развития)- 35%-8человек.

4) 7 человек - 30% - высокий уровень развития;

5) 3 человека – 15% - средний уровень развития;

6) 13 человек - 55% - низкий уровень развития.

 

Сопоставим полученные результаты на констатирующем и заключительном этапах в виде диаграммы 13.

 

Диаграмма 13 – Соотношение полученных результатов на констатирующем и заключительном этапах

 

Из диаграммы 13 мы видим, что разработанная программа по сформированности познавательного интереса у младших школьников оказала положительное влияние.

 

Выводы по второй главе

 

Во второй главе нам удалось исследовать уровень развития сформированности познавательного интереса младших школьников путем проведения трех этапов исследования, а именно констатирующего, экспериментального, заключительного.

В ходе проведенного исследования использовались различные методики, школьники и учителя проходили анкетирование, участвовали в экспериментальном этапе исследования.

В результате чего нам удалось доказать основных задач исследования. 

 



Заключение

 

В заключении курсовое работы необходимо сказать, что главная задача любого учителя – это сформировать познавательный интерес школьников к своему предмету.

Все дети разные, и у них могут возникать разные проблемы. Например, кто-то не может сидеть на одном месте, кто-то не может себя контролировать и выкрикивает ответ без поднятия руки, а кто-то очень быстро устает и не может сосредоточиться на задании. Отмечено, что медлительные дети не могут хорошо усвоить предложенный им материал.

Кроме того, у детей могут возникнуть проблемы в эмоциональном плане. Например, один не может никак найти общий язык со сверстниками, другой не может вникнуть в слова учителя. Также ребенок может быть абсолютно не самостоятельным, что может стать причиной для унижения со стороны сверстников.

Это подтверждает тот факт, что все дети по разному относятся к учебному процессу.

Есть дети, которые любят школу, находят занятия интересными и познавательными. Такие школьники быстро заводят новые знакомства, дружбу с одноклассниками, слушают преподавателя и делают с радостью домашние работы.

Некоторые школьники любят общение, уважают своих преподавателей и даже могут выполнять различные задания, но им необходим постоянный контроль. Это касается и школы, и дома.

Но есть и дети, которые не любят ходить в образовательное учреждение, не могут найти общий язык с одноклассниками и тем самым остаются одиночками.

Основными психологическими моментами сформированности познавательного интереса младших школьников выступает удовлетворенность достижением поставленных целей и задач, желанием знакомиться с новым материалом, применять полученные умения и навыки в решении жизненных ситуаций.

В ходе изучения развития познавательного интереса младших школьников, нами было проведено исследование, которое проходило в 3 этапа:

1) Констатирующий, где мы определяли начальные показатели познавательного интереса к школьным предметам учеников;

2) Экспериментальный, где нами была разработана программа по развитию познавательного интереса младших школьников и реализована на учениках 1 «А» и 1 «Б» классах на базе муниципального образовательного учрежденияМБОУ школа № 22 ГО Самара.

3) Завершающий, когда нами были проанализированы полученные данные после внедрения программы по развитию познавательного интереса у младших школьников.

На первом этапе анкетирование проходило по методике Лускановой Н. Г., в результате чего нами было выявлено, что развитие познавательного интереса младших школьников было значительно низким.

Мы выявили что, дети предпочитают уроки с использованием игр, а следовательно, и хорошо к ним относятся, учителя тоже по мере возможности используют игры на уроках, объясняя это тем, что игры занимают много времени для их подготовки и не всегда существуют необходимые условия для их проведения.

На втором этапе экспериментальном (формирующем), нами было были разработаны и использованы конспекты уроков в игровой форме, способствующие развитию познавательного интереса младших школьников, которые включали в себя следующие уроки-игры: «цветик-семицветик», «путешествие с буратино», «В гостях у сказок», “Числа, числа, встаньте в ряд…”, “Логическая разминка”, “Четвертый лишний”, “Подумай и реши”, “Найди фигуру”.

По результатам проведенного исследования удалось выявить, что развитие познавательного интереса младших школьников увеличилось в два раза, дети стали принимать активное участие на уроках.

Если же учителя не будут стремиться к развитию познавательного интереса школьника, то дети не будут усваивать должны образом новый материал, применять его на практике.



Список использованной литературы

1. 1. ПриказМинобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Электронный ресурс - http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

3. АбашинаВ.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультета дошкольного образования высших учебных заведений. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 81 с.

4. Актуальные проблемы методики обучения математики в начальной школе (Моро М. И..Пчелко А. С.), 1977.

5. Александрова Э. И. Математика: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): В 2-х кн. Кн. 1. – 3-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2002. – 144 с.

6. Александрова Э. И. Математика: учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): В 2-х кн. Кн. 1. – 2-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2003. – 112 с.

7. Аргинская И. И., Бененсон Е. П., Итина Л. С. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. –Часть 1. – 128 с.

8. Аргинская И. И., Бененсон Е. П., Итина Л. С. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. –Часть 2. – 128 с.

9. Аргинская И. И., Ивановская Е. И., Кормишина С. Н. Математика: Учебник для 3 класса: В 2 частях – Самара: издательство «Учебная литература»: издательский дом «Федоров», 2008. – Часть 1.- 112 с.

10. Аргинская И. И., Ивановская Е. И., Кормишина С. Н. Математика: Учебник для 4 класса: В 2 частях – Самара: издательство «Учебная литература»: издательский дом «Федоров», 2008. – Часть 2.- 128 с.

11. Белосвет В. В. Развитие познавательной активности на уроках математики// Начальная школа до и после.-2008.-№ 6.-с.64-66.

12. Волкова С. И., Столярова Н. Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики в 1 кл.: пособие для учителячетырехлет. начальной школы. – М.: Просвещение, 1994, - 60 с.

13. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 156 с.

14. Долингер В. А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математики. 1991.

15. ЗагвязинскийВ.И., АтахановР. Методология и методы психолого- педагогического исследования. – М., Academa. – 2001;

16. 16.   Ефимов В. Ф. Использование исторических сведений на уроках математики // Начальная школа. – 2003. - № 2. – с. 118-121.

17. 17.   Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр.пед.соч. – М.: Педагогика, 1982. Т.1. – 353 с.

18. 18.   Конаржевский Ю. А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 18 с.

19. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой: - М.: Просвещение, 1981. – 112 с. 18. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. М., «Просвещение», 1968. – 49 с.

20. Эльконин Д.Б. Психология игры: для психологов. - М: Педагогика, 1978. - 304 с.

 



Приложения

Приложение 1

Анкетирование по методике Л.М. Фридмана вопросы:

1. Что больше всего привлекает в школе?

а) общение с товарищами;

б) получение отметок;

в) общественная работа;

г) узнавание нового;

д) самостоятельная работа;

е) другое.

2. Назовите самый трудный учебный предмет.

3. Назовите самый интересный учебный предмет.

4. Назовите самый полезный учебный предмет.

5. Какой учебный предмет можно исключить?

6. Какие еще учебные предметы можно включить в обучение?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 180.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...