Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Осуществление диагностики уровней познавательного интереса младших школьников




 

Исследование проводилось в течение трех месяцев на базе муниципального образовательного учрежденияМБОУ школа № 22 ГО Самара среди учащихся 1 «А», и 1«Б» классов.

В исследовании участвовали младшие школьники возрастом от 7 до 8 лет.

От 1 «А» класса участвовало 24 школьника, из них 10 мальчиков и 14 девочек.

От 1 «Б» класса участвовало 20 школьников, из них 10 мальчиков и 10 девочек.

Исследование проходило по разработанной программе. Программа исследования включает в себя 3 этапа:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) заключительный.

Также каждый из этапов отражал изменения, которые проходили в программе, на основании чего осуществлялся анализ содержимого.

Основная цель программы – изучить позитивные изменения, которые привели к развитию у младших школьников познавательного интереса к учебе.

Проанализировав соответствующую литературу, пришли к выводу, что в ходе проведенного исследования будет сформировано три уровня устойчивого учебно-познавательного интереса у младших школьников – это:

1) Низкий;

2) Средний;

3) Высокий.

Охарактеризуем каждый из уровней.

К низкому уровню относятся такие признаки как:

1) Эпизодическое включение школьников в учебную деятельность;

2) Слабые проявления качественных характеристик познавательного интереса.

К среднему уровню относятся:

1) Устойчивый учебно-познавательный интерес школьников, который можно определить путем включения их в творческое направление учебной деятельности;

2) Присутствуют более активные проявления ведущих характеристик познавательного интереса.

К высокому уровню относятся такие признаки как:

1) Устойчивый учебно-познавательный интерес школьников, который можно определить путем включения младших школьников во все направления учебной деятельности;

2) Высокая степень проявления качественных характеристик познавательного интереса.

Чтобы определить познавательный интерес школьников, в исследовании использовались следующие методы:

- анкетирование;

- сочинения учащихся;

- интервьюирование школьников, учителей, родителей;

- наблюдение, педагогический эксперимент.

Анкетирование было необходимо для того, чтобы собрать весь необходимый материал и по нему определить связи между познавательными интересами школьников и их отношение к школе, учению, учителю, какое место в обучении для младших школьников занимает игра.

Анкеты были созданы специально так, чтобы в одних вопросах дети выбирали правильный ответ, который их наиболее интересует, а в других, чтобы школьники дали более расширенный ответ – для определения мотивов выбора тех или иных предметов, которые их заинтересовали и чем именно.

Все вопросы были составлены таким образом, чтоб они переплетались между собой – прямые и косвенные вопросы. Таким образом было определено точность исследуемых ответов.

Таким образом анкетирование по тем же вопросам проводилось несколько раз, что позволило определить интересы учащихся по содержанию, осознанию и не только.

Стоит указать, что недостатком такого способа сбора подобной информации являлось то, что в них никаким образом нельзя было зафиксировать процесс формирования интересов. Анкетирование могло указывать только на наличие или отсутствие интересов у младших школьников.

Следующим методом исследования служило написание младшими школьниками мини-сочинения, которое дало нам возможность более широко определить личное отношение учащихся к учебным предметам, свободному времени, видам занятий и не только.

Основными темами сочинений были:

1) «Мои любимые уроки в школе»;

2) «За что я люблю математику»;

3) «Самые интересные книги, которые я прочел в этом году».

Мини-сочинения помогли не только сформировать сам факт наличия или отсутствия познавательных интересов школьников, но и частично определить уровень их осознания, характер познавательных интересов, степень увлеченности и не только.

Также, с помощью сочинений удалось определить, какие именно методики обучения по различным предметам вызывают больший или меньший интерес у школьников.

В ходе проведения интервью с учителями различных предметов, удалось выявить общие и особенные признаки, которые характерны для познавательного интереса каждого школьника из исследуемых классов.

Стоит заметить, что иногда учителя разных предметов характеризовали одного и того же школьника поразному.

Наблюдение закономерно представляло собой эксперимент так, как он сопутствовал всему процессу их изучения.

Теперь рассмотрим более подробно результаты по каждому из этапов программы исследования.

Первым из них являлся констатирующий факт. На первом этапе было проведено анкетирование по методике Л. М. Фридмана. С вопросами анкеты можно ознакомиться в Приложение 1.

Данное анкетирование помогло определить уровень развития и особенности проявления познавательного интереса в 1 «А» классе.

В результате чего анкетирование прошли 24 младших школьника.

Изобразим полученные результаты на диаграмме 1.

 

Диаграмма 1 – Результаты анкетирования 1 «А» класса

 

Теперь рассмотрим более подробно предпочитаемые учебные предметы младшими школьниками на диаграммах 2,3,4,5,6.

 

Диаграмма 2 – Результаты опроса младших школьников по предпочитаемым учебным предметам в 1 «А» классе

 

Диаграмма 3 – Результаты опроса младших школьников по предпочитаемым учебным предметам в 1 «А» классе

 

 

Диаграмма 4 – Результаты опроса младших школьников по предпочитаемым учебным предметам в 1 «А» классе

 

Диаграмма 5 – Результаты опроса младших школьников по предпочитаемым учебным предметам в 1 «А» классе

 

 

Диаграмма 6 – Результаты опроса младших школьников по предпочитаемым учебным предметам в 1 «А» классе

 

Исследовав полученный материал, можно утверждать, что уровень познавательного интереса у младших школьников развит недостаточно.

Ученики также осознают, что получение высоких оценок важно, но не понимают для чего им нужно учится, приобретать новые знания.

Мало кто из школьников проявляет интерес к математике.

Следующим методом исследования выступало анкетирование школьников по Н. Г. Лускановой «Анкета по оценке уровня школьной мотивации».

В результате чего удалось определить степени сформированности отношений каждого ребенка к себе как к школьнику.

 

Приведем полученные результаты в диаграмме 7.

Диаграмма 7 – Результаты анкетирования младших школьников

 

Анализ диаграммы 7 показывает, что у 8 человек из 2 классов полностью сформировано отношение к себе как к школьнику, у них высокая учебная и познавательная активность, у 7 человек из 2 классов отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

В вот у 19 учеников положительное отношение к школе, но школа привлекает большевнеучебными сторонами.

Еще у 11 обучающихся отношение к себе как к школьнику не сформировано и не развита познавательная активность.

Всего 1ученик имеет негативное отношение к школе, у него не развита познавательная активность.

Следующим действием было выявление отношений учителей к дидактическим играм.

Чтобы получить соответствующие данные по данному вопросу, было проведено анкетирование учителей и учащихся.

В анкетировании принимало участие 14 педагогов.

Представим их в виде диаграммы 8.

 

Диаграмма 8 – Результаты анкетирования учителей

 

Результаты анкетирования школьников предоставлены в таблице 5.

 

Таблица 5 – Результаты анкетирования школьников

 

I Какие уроки ты больше всего любишь?

II Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке:

III Как часто в вашем классе на уроках бывают игры:

IV Как ты относишься к игре на уроке?

V Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?

1 люблю все уроки - работы с учебни- ком 4 очень часто 20 очень хочется участв. 28 очень большая 12
2 сиспользо ваниемсхем, таблиц, картин 2 таблиц, схем, картин 2 часто 6 Не хочется принимать участие 2 большая 12
3 сиспользо ванием: игр 25 различ- ныхигр 25 не очень часто 6 Скучно   2 не очень большая 4
4 главное, чтобы на уроке было интересно 5 самосто-ятельных работ 1         неболь- шая 4

 

Приведем результаты анкетирования в диаграмме 9.

 

Диаграмма 9 – Анализ результатов анкетирования

 

Проанализировав полученные данные в диаграмме 8, можно говорить о том, что учителя положительно относятся к дидактическим играм и активно используют их в своей деятельности.

Из диаграммы 9 видно, что младшие школьники положительно относятся к играм на уроках. Также можно говорить о том, что игра на уроках приносит детям удовольствие и радость.

Исходя из этого, можно говорить о том, что в каждый урок должны включаться игры, чтобы школьникам было интереснее усваивать новый материл.

При использовании диагностического аппарата, исследование основной проблемы на констатирующем этапе показало следующие результаты:

1) Экспериментальная и контрольная группы школьников имеют общий показатель – 15 % и 14%.

2) В исследуемых группах наблюдается отношение к себе как к школьнику;

3) Высокий уровень активности и познавательного интереса.

Проанализировав все полученные данные, можно выделить три уровня развития познавательного интереса у детей 1 «А» класса, а именно:

1) 7 человек - 30% - высокий уровень развития;

2) 3 человека – 15% - средний уровень развития;

3) 13 человек - 55% - низкий уровень развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 411.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...