Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая составляющая особенностей развития познавательного интереса у младших школьников




Введение

 

Актуальность выбранной темы работы. Необходимость изучения формирования познавательной деятельности школьника необходима для практического применения.

Для того, чтобы научить школьника, учителю необходимо осознавать содержание различных видов учебной деятельности. Изначально педагогам необходимо научить младшего школьника логически мыслить, рационально использовать те или иные приемы при изучении нового материала.

Чтобы дети младшего школьного возраста охотно усваивали новый материл, учителям необходимо прибегать к формированию общей познавательной деятельности на уроках.

Именно поэтому так важно сформировать у ребенка познавательную деятельность на уроках, вызвать интерес к изучению нового материала, в противном случае учитель не сможет достичь поставленных целей.

Но стоит понимать, что умение учится основывается как на общих, так и на специфических видах познавательной деятельности. Поэтому, прежде чем стать средствами усвоения, эти виды познавательной деятельность должны быть усвоены учениками.

При формировании познавательной деятельности, педагог должен определить, как он будет учить, какие методы будут им использоваться, в какой последовательности будет происходить учение новому материалу.

Существуют определенные условия, по которым учителю гарантируется реализация поставленных целей. В данном случае главное внимание играет функциональный контроль в учебном процессе.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников.

Предмет исследования: пути формирование познавательного интереса младших школьников.

Цель исследования: исследовать развитие познавательного интереса у младших школьников.

Задачи исследования:

1) Изучить теоретические аспекты развития познавательного интереса у младших школьников

2) Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес» экспериментальным путем;

Базой исследования выступали младшие школьники 1 «А» и 1 «Б» классов МБОУ школа № 22 ГО Самара.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность формирования познавательного интереса младших школьников будет протекать успешно, если:

· учитывать индивидуальные особенности младших школьников;

· реализовать личностно-ориентированный подход.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись:

· наблюдение (учащиеся 1-х классов);

· методики (Л.М. Фридмана, Лусканова Н.Г.,Виноградовой Н.К.);

· анализ литературы по проблеме;

· анализ результатов деятельности.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, нескольких подглав, заключения и списка использованных источников.


Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса у младших школьников

 

Развитие познавательного интереса у младших школьников как педагогическая проблема

 

Одной из основных педагогических проблем может выступать развитие познавательного интереса у младших школьников.

Исследовать этот вопрос необходимо с понятия «интереса».

На сегодня интерес выступает как значимое для человека образование, которое имеет различные психологические определения. Рассмотрим более подробно самые основные из них:

1) избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

2) проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

3) активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

4) 4) активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);

5) специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) [4].

Именно сегодня в развитие начальной школы вносится значительное количество нововведений, которые очень быстро изменяются и дополняются новой информацией.

Пояснить такие изменения в начальном образовании можно только тем, что государство ежегодно изменяет цели обучения на более новые и престижные в некотором роде для общества.

Поэтому современный подход к обучению младших школьников можно назвать в некотором роде субъективной деятельностью.

Исходя из этого педагоги должны развивать познавательный интерес к обучению у младших школьников, так как этот признак является основным при субъективном образовании школьников.

В результате цель обучения заключается в том, чтобы у ребенка побудить интерес к учебе, если же этого не будет, то и учебная деятельность будет считаться не усвоенной учеником, то есть не сформированной в отношении ученика.

Но добиться такого успеха может не каждый учитель. Именно поэтому процесс формирования интереса у ребенка довольно сложный и постоянно требует систематического подхода к усвоению новой информации школьником.

Исходя из всего выше приведённого материал, можно говорить о том, что основное правило любого учителя, не только вызвать интерес к своему предмету, но, и чтобы этот интерес был должным образом направлен.

 

Психологическая составляющая особенностей развития познавательного интереса у младших школьников

 

Основными психологическими составляющими особенностями развития познавательного интереса у младших школьников выступают:

1) занимательность;

2) выработка принимать полученные умения и навыки в жизни.

Познавательный интерес выступает одним из основных мотивов деятельности школьника.

Чаще всего он возникает в процессе учения, что влияет на активизацию умственной деятельности школьника и тем самым направляет его к последующему решению различных задач.

Именно поэтому, устойчивый познавательный интерес формируется путем использования учителем различных средств.

В данном случае одним из таких средств выступает занимательность.

Она представляет собой игру, которая способна вызвать у школьника положительные эмоции, неожиданное удивление и, самое главное, живой интерес к познанию чего-то нового. Таким образом, формируется усвоение нового учебного материала школьниками [7].

Одним из самых интересных и познавательных учебных предметов, является математика. Для подачи нового материала школьнику, учитель должен точно подобрать необходимые средства, чтоб ребенок не просто «зазубрил» новый материал, а проявил интерес к нему, понял его сущность, мог в дальнейшем использовать полученные умения и навыки на практике.

Чаще всего материал предмета математики подается в процессе проблемного диалога, а именно тем, что ученики выполняют, незаметно для себя, различные упражнения. В таких случаях им необходимо сравнивать множества или же выполнять какие-либо арифметические действия, решать задачи и не только. 

Все эти виды учебной деятельности, которые отражены в учебниках математики, направленны на решение познавательных вопросов, которые основываются на проявлении элементарных исследовательских качеств.

Поэтому, на уроке математики учить создает условия, при которых дети проявляют себя творчески, атематические задания побуждают школьников самостоятельно думать.

Как психологическая составляющая познавательный интерес выступает как изобразительная направленность младшего школьника, как обращение к самой области познания, путем изучения ее предметной стороны, путем овладения соответствующими знаниями и умениями.

Стоит отметить, что сущность познавательного интереса ребенка в процессе обучения заключается в том, что в его подсознании происходят различные психологические процессы, которые под влиянием интереса приносят школьнику эмоциональный подъем, удовлетворение от усвоения нового материала. В таком случае познавательный процесс выступает исключительно как важный мотив активизации личности, развитию его познавательной деятельности.

Кандидат педагогических наук А. Ю. Дейкина выделяет такие основные правила формирования интереса у младших школьников в процессе обучения, как то, что:

1) все внимание школьников направленно на мыслительную деятельность, а именно на разрешения ситуаций, решения поставленных задач. В этом случае происходит переоценка позиций для школьника, то есть он должен определиться, сделать выбор, принять какую-либо точку зрения,которую он считает для себя наиболее важной.

2) Любой учебный процесс должен проходить исключительно на оптимальном уровне развития учеников.

3) При решении поставленных задач образуется эмоциональная атмосфера обучения, которая должна положительно влиять на школьников. Именно поэтому, эмоциональная сфера связана напрямую с деятельностью и общением для школьников.

4) В любом учебном процессе учителям необходимо создавать благоприятное общение между учениками, школьниками и учителем.

Проанализировав весь необходимый материал, можно сказать о том, что для учителя самой главной целью является сделать учение для детей желанным, важной духовной потребностью, необходимостью.

 

Выводы по первой главе

 

В первой главе нам удалось определить теоретические аспекты развития познавательного интереса у младших школьников, которые заключаются в том, как именно преподаватель может преподнести учебный материал, чтобы дети проявили желание его изучать.

Также определили главные особенности развития познавательного интереса у младших школьников.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...