Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОМПЕТЕНЦИЯ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ.




У земских соборов была довольно обширная компетенция. На Земских соборах решались такие вопросы, как внутреннее устройство страны, налоговое и церковное управление, также он имел большую роль в кодификации права (Судебник 1550 и Соборное Уложение 1649). Земский собор во время смуты имел избирательные права и избрал Бориса Годунова после пресечения династии Рюриковичей, а на последнем созыве (в 1682 г.) был утвержден Царь Петр I совместно с Иваном V.

У Земских соборов не было строго определенных функций, они всегда имели разную компетенцию, в зависимости от ситуаций внутри государства и на международной арене. Собирались они, в основном, в кризисное время, и выполняли совещательную функцию, представляя мнение «земли». И только в период смутного времени, им на короткий промежуток времени с 1611 по 1612 год Земский собор имел распорядительную функцию. И в последующие года, вплоть до 1619, земский собор имел огромное значение для восстановления страны. В середине XVII века Земский собор решал вопрос подавления народных выступлений, создания Соборного Уложения, приеме в российское подданство части Украины.

Один из важнейших вопросов – определение линий развития отношений с другими странами, вопрос войны и мира. К примеру, в 1566 г. Иван Грозный спрашивал мнения «земли» о продолжении Ливонской войны, впоследствии сословия поддержали царя, и война была продолжена.

Немного позже в 1621 г. решался вопрос с Речью Посполитой о нарушении ею Деулинского перемирия в 1618 г., а в конце 30-ых обсуждались дальнейшие действия после того, как Донские казаки захватили крепость Азов.

Финансовый вопрос играл немаловажную роль. С 1614 по 1632 г. (и даже позднее) Земские соборы определяли размеры дополнительных налогов, а с 1614 по 1618 г. решали вопрос о «пятинах» (сбор 5-ой части доходов с населения на обслуживание служивых людей.

Внутренняя политика тоже имела место быть. В 1549 г. состоялся «собор примирения» на котором Иван Грозный пытался примириться с аристократией и остальными сословиями, этот собор определил вектор развития внутренней политики Грозного и послужил началу реформ Избранной рады.

Также земский собор решал другие важные вопросы. Собор 1648 – 1649 гг., вызванный городскими восстаниями, решал вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян, определил юр. статус поместий и вотчин. В 1650 г. был созван собор о прекращении восстаний в Новгороде и Пскове, когда подавить их силой было невозможно. А последний собор был проведен в 1681-1682 гг. на котором отменили местничество (порядок замещения должностей боярами в зависимости от знатности рода и степени важности должностей, занимавшихся предками), что позволило повысить эффективность управленцев.

Наиболее важным вопросом, к решению которого привлекались «выборные» на «советах» был вопрос о выборе царя. Первый произошел в 1584 г. после смерти Грозного, вскоре Борис Годунов получил корону и стал первым выборным царем (хотя историки до сих пор спорят о правомерности выборов).

Примером же реального выбора может служить собор в 1613 г., когда на царство был выбран Михаил Романов, хотя на его место претендовали и польский король, и шведский принц, и даже «вороненок» - сын М. Мнишек.

Когда утвердилась новая династия, она не была уверена в правильности своих решений, поэтому Земский собор стал для нее опорой, чье формальное согласие обозначало принятие точки зрения царя народом. Как следствие, для утверждения на троне сына и внуков Михаила Романова был также созван «избирательный собор».

После Петра наступила эпоха «дворцовых переворотов» и «избирательный собор» утратил свою актуальность.



СОСТАВ ЗЕМСКОГО СОБОРА.

Социальный состав земских соборов не был постоянным и в разное время менялся как в сторону расширения, так и в сторону сужения представительства.

Среди историков идут споры о том, что именно считать «полным» собором. Часто под земским собором понимают собрание боярской Думы, «освященного собора» (собрания высших представителей РПЦ) и представителей сословий (чаще - дворянства, периодически - посадского населения: горожан, жителей посада из торгово-промышленной части города). Изредка собор включал черносошных крестьян и казаков, но только по особым случаям. Также, могли приглашаться представители не всех сословий, а только одного, к которому принимаемое решение имеет отношение. До 1640-х гг. преобладала тенденция расширения состава. В 1566 г. на соборе присутствовали, помимо бояр и духовенства, дети боярские, служившие в Москве. «Государев Двор» в XVI в. формировался за счет представителей дворянства из разных уездов. Дети боярские, которые несли службу в Москве, сохраняли связи со своими уездами, поэтому власти рассматривали служащих по московскому списку как представителей уездного дворянства.

С начала XVII в. ситуация изменилась. При смене династий новые монархи (Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов) нуждались в признании своего царского титула со стороны населения, что сделало сословное представительство необходимым. Это обстоятельство способствовало некоторому расширению социального состава «выборных». В том же столетии изменился принцип формирования «Государева Двора», и дворяне стали избираться от уездов.

Деление на три элемента: боярская Дума, Освященный собор и сословия - является поздним «изобретением», созданным историками для удобства анализа ситуации. Современники делили группы представителей иначе.

В частности, в своем исследовании, по священном земским соборам, Л.В. Черепнин писал: «В 1566 г. участники собора были разбиты на восемь групп, по которым и шел опрос:

1. архиепископы, епископы, игумены, архимандриты, старцы, келари;

2. бояре, окольничие, казначеи, думные дьяки, печатник;

3. дворяне первой статьи;

4. дворяне и дети боярские второй статьи;
особо выделены:

5. луцкие помещики;

6. торопецкие помещики;

7. дьяки и приказные люди;

8. гости икупцы.

В Утвержденной грамоте 1598 г. об избрании Бориса Годунова нет разбивки членов собора по группам. Дается сплошной перечень «чинов» в порядке ступеней иерархической лестницы. Общая сословная схема остается и здесь, но появляются новые наименования служилых «чинов»: стольники, стряпчие, жильцы, выбор из городов. Названы также стрелецкие головы, дворцовые ключники. Состав городского населения дан более подробно: вместо упоминания «гостей и торговых людей» - ссылки на гостей, гостиную, суконную, «черные сотни». С некоторыми изменениями такая картина сохранилась и в дальнейшем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 273.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...