Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы национального богатства Российской Федерации и тенденции его развития.




Использование природных ресурсов и обеспечение ими это центральная проблема экономического развития, главным условием формирования конкурентоспособности национального богатства страны.

Россия располагает национальным богатством, которое в значительной степени превышает ВВП всех стран, но она недостаточно рационально использует его как внутри страны, так и на международной арене. Инвестиции ведущих европейских стран в экономику России крайне малы. За последние 10 лет минерально-сырьевая база нашей страны, составляющая 1/3 от мировых запасов, смогла привлечь всего 0,3% мировых инвестиций.

Средний коэффициент фактического использования общего ресурсного потенциала России составляет примерно 18%, в то время как в Японии – 88%, в странах ЕЭС – 78%, а в США – 76%.

Сейчас торговые отношения России с зарубежными странами приносят не только пользу, но и большой вред для экономики страны. Это во многом связано с тем, что российское правительство в основном опирается на классические торговые отношения, потенциал которых невысок. Несырьевое производство растет медленно; из-за перекосов в структуре отечественного экспорта Россия вывозит за границу сырье в объеме 10-12 млрд. долл. в год произведенной добавочной стоимости.

Существенной стороной социальной природы богатства выступает ее связь с тенденциями экономической дифференциации населения. Начальный этап рыночных реформ характеризовался резким увеличением экономической дифференциации населения. Также в российской экономике наблюдаются сильные различия между первичным и вторичным распределением национального дохода. При анализе факторов в приросте чистого продукта это хорошо заметно. Вклад труда составляет всего лишь 5%, вклад капитала (бизнеса) – 20%. 75% прироста не относятся ни к труду, ни к бизнесу – он образуется за счет природной ренты.

Природные ресурсы России, включающие минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требуют срочных  правительственных решений и мероприятий по их восстановлению. В силу крайне неэффективного использования ресурсы довольно быстро истощаются.

Для решения проблемы необходимо принять ряд мер:
1) Ресурсосбережение (использовать определенное количество ресурсов и максимальной отдачей и наименьшими затратами.)

2) Обеспечение защиты экологической среды.

3) Создание условий для возобновляемости ресурсов, создание безотходных технологий.

4) Эффективное управление распределением природных ресурсов и их рациональная эксплуатация.

Но для управления, регулирования и контроля над использованием и эксплуатацией природных богатств, принадлежащих к НБ России необходимы некоторые социальные меры экономической и других политик государства. Для достижения этой цели в области экономической политики необходимо формирование эффективной структуры, соответствующей установленным целям, которая позволяла создавать продукцию и услуги высокой добавленной стоимости, но с наименьшими затратами ресурсов.

Что касается социальной политики, то в этой области необходимо сформировать новую структуру общества. Этого можно достичь увеличением доли домашнего имущества, путем снижения уровня дифференциации доходов населения (установление прогрессивной шкалы налогообложения), а также повышением эффективности функционирования и использования всех видов собственности.

Также необходимо разработать грамотную политику инвестирования основных фондов. Цели грамотного инвестирования основных фондов могут быть сформулированы следующим образом.1) Перестройка структуры российской экономики, причем на первом этапе – восстановление значимости обрабатывающих или финишных отраслей. 2) Восстановление дееспособности инфраструктуры российской экономики, а также удельного веса отраслей в совокупном основном капитале.

Очевидно, что в России не хватает основного капитала социальной сферы. Из этого следует, что увеличивать НБ необходимо путем ее модернизации.

В России очевиден недостаток основного капитала социальной сферы. Следовательно, увеличивать национальное богатство необходимо путем ее модернизации.

Таблица 7.

Динамика НБ России.

Элемент структуры/ год 1997 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.
Национальное богатство, % 100 102 105 108 112 116 120
Натурально-вещественная структура НБ: основной капитал 66 65 65 65 64 65 65
Материальные запасы 15 14 13 12 12 10 10
Домашнее имущество 19 21 22 23 24 25 25
Производственные фонды 56 55 54 52 51 51 50
Непроизводственные фонды 44 45 46 48 49 49 50

 

 В таблице 7.приведен прогноз динамики структуры национального богатства России до 2025 г. выполненный в рамках проекта под руководством Д.С. Львова еще в 1999 г. В этой таблице предполагается увеличение непроизводственных активов и потребительских активов (потребительский сектор, домохозяйство) за счет сокращения элементов производственных фондов и материальных запасов. Так как изменения охватывают довольно продолжительный период (28 лет), приведенные цифры отражают скорее внутренний структурный генезис экономики, чем учитывают

Еще одной проблемой является влияние экономико-политических мероприятий на возможность их накопления и расходования. Другими словами, каким образом те или иные меры правительства определяют действия в отношении национального богатства. Оценки такого влияния могут составить основу для измерения эффективности экономической политики. Теории экономической политики, существующие сейчас, исходят не их оценок измерения богатства как широкой категории, а как национального дохода. Но экономисты не всегда учитывают, что работают с национальным доходом, как своеобразной, упрощенной расчетной моделью НБ.

Радикальные экономические преобразования и возрождение России невозможны без объединения общества и активного подключения к этому процессу человеческого фактора. Без осознания разными слоями российского общества необходимости перемен и направлений этих преобразований любые реформы обречены на неудачу. Реальная возможность обеспечить более устойчивое развитие России зависит от способности населения, государственных и общественных институтов осознать сложный комплекс вопросов развития и охраны окружающей среды для того, чтобы сделать верный выбор путей экономической трансформации и дальнейшего развития.


 



Заключение.

На текущем этапе мирового экономического развития природный капитал, также как и человеческие ресурсы, безусловно, являются главными и важнейшими факторами, которые оказывают воздействие на трудоемкий процесс накопления и использования государствами своих экономических активов для дальнейшего роста экономического благосостояния. Поэтому, более точные оценки стоимости природного богатства могут способствовать выработке полезных рекомендаций по совершенствованию перспективной и эффективной макроэкономической политики.

Также нужно учитывать, что сельскохозяйственные угодья и пастбища являются очень важным компонентом естественного природного капитала, доля которого может составлять не менее 50% от общей суммы его активов. Устаревшие и убыточные методы выращивания сельскохозяйственных культур могут быстро и необратимо истощить сельскохозяйственную продуктивность биологических систем и нарушить общее экологическое равновесие, резко снижая возможности устойчивого экономического роста для многих будущих поколений. Это особенно справедливо для стран с низким уровнем национального дохода, где относительная доля сельскохозяйственных земель и пастбищных угодий в составе национального богатства все еще выше 85%.

Во-вторых, дополнительная прибыль, связанная с качественными человеческими ресурсами, воспроизводство которых обеспечивают вложения в образование, фонд труда в сфере социального обеспечения, также является доминирующим компонентом состава национального богатства. Можно сказать, что основная часть национального богатства развитых стран заключается, прежде всего, в их человеческом потенциале, а также в той расширенной совокупности индивидуальных возможностей и институциональных общественных взаимоотношений, которые обычно называются социальным капиталом.

Важность расширения выпуска наукоемкой товарной продукции для роста национальной конкурентоспособности способствует выходу на первый план в рамках государственных приоритетов повышения образовательного уровня населения и совершенствования здравоохранения. В результате, объективная необходимость ускоренного воспроизводства более производительного человеческого капитала обуславливает поиск эффективных путей реализации результативной социальной политики.

В-третьих, в странах богатых минеральными ресурсами на первый план выходят задачи расширения источников привлечения дополнительных инвестиций и их более равномерного размещения в различных секторах национальной экономики. Сбалансированное и устойчивое разностороннее развитие как природного, так и человеческого капитала является не менее важным стратегическим фактором, чем стимулирование роста прибыли от добычи и реализации нефти, газа, угля и других невозобновляемых видов природных ресурсов.


 

Список использованных источников:

1) Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"(вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")

2) Гвоздева Е.С., Штерцер Т.А. Человеческий капитал как фактор развития России // ЭКО. № 7.

3) Григорьев Л. Как считать российские ресурсы – переоцененными или недооцененными? // Экономика и бизнес. 2005.

4) Дзарасов Р. С. Как оценивать национальное богатство? // Проблемы прогнозирования. – 2014. - №6 (147).

5) Думнов А.Д. Природные ресурсы России: опыт статистического анализа [Текст]/ думной//Вопросы статистики.

6) Козлова Т.В.статья - “Структура национального богатства: различные подходы к его определению”

7) Кудров В.М. Национальная экономика России: учебник. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство “Дело” АНХ, 2016.

8) Национальная экономика. Система потенциалов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ [С.Г. Тяглов и др.]; под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. - М.: ЮНИТИ – ДАНА.

9) Особенности воспроизводства национального богатства в начале XXI века / под ред. Нестерова Л.И. – М.:ИНФРА-М.

10) Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб./Росстат. – М., 2017.

11) Сильвестров, С.Н. Национальное богатство: Оценка и управление экономическим развитием / С.Н. Сильвестров, Б.Н. Порфирьев - М.: РГТУ.

12) Шункова А. П. Статья – “Человеческий капитал как основной элемент структура национального богатства”

13) Официальный сайт Министерства экономического развития РФ //http://www.economy.gov.ru/

14) Свободная энциклопедия “Википедия” (электронный адрес) - https://ru.wikipedia.org/wiki/

15) Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] –URL: http://www.gks.ru, свободный.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 419.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...