Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Генеалогические сведения о франкских королях




 

 

ФРАНКСКИЕ КОРОЛИ (ВОЖДИ) ДО МЕРОВЕЯ

Рихимер , отец короля Теодомера (IV – Vвв.)

 

Теодомер , король франков (V в.).

 

Хлогион  (Хлодион), король салическихфранков (V в.).

 

По Фредегару, Хлогион был сыном Теодомера. Из этого рода происходил иМеровей, возможно, он был сыном Хлогиона (Хлодиона) или его родственником. Отэтого Меровея и принято считать династию франкских королей. По другимисточникам до Меровея у франков были еще два короля: Фарамон (Фарамонд) иКлодион (Хлогион), его сын. Фарамон был избран в 420 г. и правил 10 лет, а сынего Клодион (Хлогион) правил 18 лет. О Фарамоне (Фарамонде) Григорий Турский неупоминает.

 

 

ФРАНКСКИЕ КОРОЛИ ИЗ РОДА МЕРОВИНГОВ

Меровей , легендарный король франков (Vв.)

 

Хильдерик I , сын Меровея, корольсалических франков (457-481).

 

Жена – Базина.

Сын – Хлодвиг I.

 

Хлодвиг I , король франков (481-511),основатель Франкского государства.

 

Жена – королева Хродехильда, племянница Гундобада, короля бургундов.Родственники короля Хлодвига, владения которых он захватил:

Сигиберт Хромой, король рипуарских франков в Кёльне и Трире (V в.).

Харарих, вождь салических франков (V в.).

Рагнахар, король салических франков в Камбре (конец V в.).

Сыновья короля Хлодвига: Теодорих I, Хлодомер, Хильдеберт I и Хлотарь I,поделившие после смерти короля Хлодвига королевство франков на четыре удела(см. карту).

 

Теодорих I , сын короля Хлодвига,король Австразии, северо-восточной части владении франков (511-534).

 

Теодоберт , сын Теодориха, корольАвстразии (534-548).

 

Жены: Деотерия, галло-римлянка, затем Визигарда, дочь короля лангобардовВахона.

Теодобальд , сын Теодоберта, получившийкоролевство своего отца (548-555).

Жена – Вульдетрада.

Хлодомер  (511-524), сын короляХлодвига и королевы Хродехильды, получивший часть Франкского королевства, сместопребыванием в Орлеане.

 

Сыновья Хлодомера:

Теодобальд, Гунтар и Хлодовальд.

Теодобальд и Гунтар по смерти Хлодомера были умерщвлены своими дядьями,Хильдебертом и Хлотарем, Хлодовальд же принял пострижение.

 

Хильдеберт 1  (511-558), сын короляХлодвига и королевы Хродехильды, получивший часть Франкского королевства, сместопребыванием в Париже, владел Буржем и Овернью, покорил вместе с братомХлотарем Бургундию (534).

 

Жена – Вультрогота. Имел двух дочерей.

 

Хлотарь I  (511-561), сын короляХлодвига и королевы Хродехильды, получивший часть Франкского королевства, сместопребыванием в Суассоне. Ходил вместе с братом Хлодомером в поход противтюрингов. Поделил с Хильдебертом королевство Хлодомера после его гибели. Посмерти своих братьев-королей объединил в своих руках все уделы Франкскогокоролевства.

 

Жены Хлотаря: Радегунда, дочь тюрингского короля Бертахара, позже ставшаяаббатисой в Пуатье: Хунзина, Ингунда и Арегунда.

 

Сыновья Хлотаря:

от Ингунды – Гунтар, Хильдерик, Хариберт, Гунтрамн, Сигиберт. Дочь –Хлодозинда;

от Арегунды – Хильперик;

от Хунзины – Храмн.

Гунтар, Хильдерик и Храмн умерли при жизни короля Хлотаря. Хлодозинда сталаженой короля лангобардов Альбоина.

 

Оставшиеся в живых четыре сына короля Хлотаря – Хариберт, Гунтрамн, Сигиберти Хильперик после его смерти вновь поделили королевство франков на четыре удела(см. карту).

 

Хариберт  (561-567), сын Хлотаря отИнгунды, получил королевство Хильдеберта I, с местопребыванием в Париже, атакже город Тур.

 

Жены Хариберта: Теодогильда, Мерофледа, затем ее сестра Марковейфа.

Дочери Хариберта: (Берта), жена короля в Кенте Этельберта; Бертефледа –монахиня в турском монастыре; Хродехильда – монахиня в пуатьерскоммонастыре.

 

Сигиберт  (561-575), сын Хлотаря отИнгунды, получивший владения короля Теодориха I, т. е. Австразию, сместопребыванием в Реймсе.

 

Жена – Брунгильда, дочь вестготского короля Атанагильда.

Сын – Хильдеберт II.

Дочери: Хлодозинда и Ингунда, жена Герменегильда, сына короляАтанагильда.

 

По смерти короля Хариберта Сигиберт по договору с королем Гунтрамном получилгорода Тур и Пуатье.

 

Хильперик  (561-584), сын Хлотаря отАрегунды, получивший королевство отца своего Хлотаря, т. е. будущую Нейстрию, сместопребыванием в Суассоне.

 

Жены Хильперика: Авдовера, Галсвинта, сестра Брунгильды, и Фредегонда,бывшая служанка.

Сыновья Хильперика от Авдоверы: Теодоберт II, Меровей и Хлодвиг.

Дочь – Базина, монахиня пуатьерского монастыря.

Все сыновья от Авдоверы погибли при жизни Хильперика.

От Фредегонды остались сын Хлотарь II и дочь Ригунта.

После гибели короля Сигиберта король Хильперик захватил его города: Тур иПуатье.

 

Гунтрамн  (561-592 или 593), сынХлотаря от Ингунды, получивший владения короля Хлодомера, с местопребыванием вОрлеане.

 

Жены Гунтрамна: Венеранда, бывшая служанка; Магнатруда и Австригильда.

Сыновья Гунтрамна:

от Венеранды – Гундобад, был отравлен второй женой короля ГунтрамнаМагнатрудой;

от Австригильды – Хлотарь и Хлодомер, которые умерли при жизни короляГунтрамна.

Дочь – Хлодозинда, единственная наследница короля Гунтрамна.

 

Хильдеберт II  (575-595), сын короляСигиберта и королевы Брунгильды, провозглашенный в шестилетнем возрасте королемАвстразии после гибели короля Сигиберта.

 

Жена – Файлевба.

Сыновья: Теодоберт II и Теодорих II.

По смерти короля Гунтрамна Хильдеберт объединил в своих руках Австразию иБургундию.

 

Хлотарь II  (584-629), сын короляХлотаря и королевы Фредегонды, король Нейстрии, ставший после гибели королевыБрунгильды королем объединенного Франкского государства (613-629).

 

Список сокращений

 

CSEL Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum.Vindobonae. 1866. Т. 1; Hannoverae, 1882. Т. 5; Vindobonae, 1881.Т. 7.

MGH. Auct. antiquis. Monumenta Germaniae historica.Auctores antiquissimi. Berolini, 1892. Т. 3: 1881. Т. 4. Pars prior; 1885. Т.4. Pars posterior: 1883. Т. 6, Pars posterior; 1887. Т. 8; 1892. Т. 9; 1893. Т.11, Pars 1: 1894. Т. 11. Pars 2.

MGH. Poetae Latini Monumenta Germaniae historica. PoetaeLatini. Berolini, 1899. Т. 4.

MGH. SRM Monumenta Gernianiae historica. Scriptores rerurnMerovingicarum. Hannoverae, 1885. Т. 1; 1882, Т. 2.

LR Lex Repuarica. Monunienta Germaniae historica. Legumsectio 1. Hannoverae, 1954. Т. З.

PG Patrologiae cursus completus. Series Graeca / Ed. J. P.Migne. Parisiis, 1857. Т. 1: 1857. Т. 19.

PL Patrologiae cursus completus. Series Latina / Ed. J. P.Migne. Parisiis, 1878. Т. 21.

 


[1] ...слова наших... – Под «нашими» Григорий Турский имеетв виду галло-римскую знать, к которой Григорий и сам принадлежал, отличавшуюсяот остальной массы населения Галлии своей образованностью. Подобное выражениевстречается к в его сочинении «О чудесах св. Мартина» (II, 1 // MGH.SRM. Т. 1.Р. 609).

 

[2] ...я католик. – Употребляемые Григорием Турскимтермины«cathoticus» («католик»)-и «fides catholica», «lex catholica» –«католическое вероисповедание», иногда «religio nostra» – «наша вера» б еговремя еще не имели того канонически устойчивого и оформленного содержания,которое они приобрели позднее, к моменту разделения церквей в XI в. на западную– римско-католическую и восточную – византийско-православную. Во временаГригория слово catholicus означало «сторонник учения, признанного вселенскимисоборами» или «православный, исповедовавший истинную веру». Католическоевероисповедание противопоставлялось широко распространенному тогда течению вхристианстве – арианству (по имени основателя учения Ария), осужденномуНикейским вселенским собором (325) н признанному ересью. Арианство в V – VI вв.особенно было распространено среди германских племен – готов, бургундов,лангобардов. Григорий на протяжении всей книги последовательнопротивопоставляет свои взгляды католика взглядам еретиков-ариан. Острота этойборьбы обусловливалась еще и тем, что она велась не только на чисто религиознойпочве, но и переплеталась с военно-политической борьбой исповедовавшихкатолическую веру меровингсккх королей с готали и бургундами, которые в массесвоей приняли арианство.

 

[3] ...что было установлено 318 епископами в Никее. –   В325 г. н. э. в Никее (Малая Азия) заседал первый Вселенский собор епископовхристианской церкви Римской империи, созванный императором Константином в целяхборьбы с арианством. Никейский собор объявил арианство ересью и выработал такназываемый «символ веры», в котором было кратко сформулировано вероучениеортодоксальной христианской церкви. По приказанию императора исповедание«символа веры» было признано обязательным для всех христиан.

 

[4] ...«И увидите мерзость запустения, стоящую наместе святом». – Мф., 24, 15.

 

[5] ...«О дне же том или часе никто не знает... но только Отец». – Мк., 13, 32.

 

[6] ...«И буду им Отцом, и они будут Мне сынами». –   2Кор., 6, 18.

 

[7] Евсевий Кесарийский (264-340) – видный римский историкцеркви, написавший «Церковную историю» в десяти книгах, где последовательнобыла изложена официальная история христианской церкви, и «Хронику», в которойдан краткий обзор событий всемирной истории, доведенной до 20-х годов IV в.Григорий Турский пользовался «Церковной историей» Евсевия в латинском переводес продолжением историка Руфина (III в.). Греческого языка Григории Турский незнал.

 

[8] Иероним Блаженный (ок. 348-420)-богослов, переводчик«Хроники» Евсевия и Библии с греческого на латинский язык. Григории Турскийссылается здесь на «Хронику» Иеронима, которая при переводе была дополнена ирасширена Иеронимом с двадцатого года правления императора Константина (с 306по 337) до смерти императора Валента (378).

 

[9] Орозий Павел (род. ок. 380, год смерти неизвестен) –римский историк, написавший «Семь книг истории против язычников» – своеобразныйочерк всемирной истории от «сотворения мира» до 417 г. В этом сочинении даетсяпериодизация истории по «мировым царствам». Все исторические событиярассматриваются автором с точки зрения торжества христианства и неизбежностигибели язычества. Труд Орозия был своего рода руководством по всемирной историив течение всего средневековья.

 

[10] Викторий –   родом из Аквитании. В 457 г. он составилпасхальный календарь (canon paschalis), введенный во всей Галлии со временисобора в Орлеане в 541 г.

 

[11] ...«Душою живою». –   1 Кор., 15, 45.

 

[12] ...«без пятна и порока»... –   Еф., 3, 27.

 

[13] ...омытую из-за пятна, на кресте простертую из-за порока. – Предполагается, что «пятно» и «порок» относятся к человеку послегрехопадения.

 

[14] ...радостей рая... –   В подлиннике: atnoena paradisi;ср. евр. eden – «нега, сладость, наслаждение» – для обозначения рая (Эдем),

 

[15] ...бoг милостиво принял жертву от одного [Авеля], другой [Каин]...возмутился... –   По библейскому сказанию, Авель посвятил богупервородных ягнят от стада своего. Бог благосклонно принял дары Авеля, а наподношения Канна (плоды земли) даже не посмотрел, но сказал Каину, когда тотэтим огорчился, что если он будет творить добро, жертва его будет принята, еслиже будет творить зло, у порога его станет грех. Каин не внял предостережениюбога и, снедаемый завистью, коварно убил Авеля, за что был проклят богом. (См.:Быт., 4, 3-12).

 

[16] ...«И ходил Енох перед Богом... Бог взял его.»-Быт., 5.24.

 

[17] ...называвшейся прежде Хеврон, как ясно сказано в книге ИисусаНавина. –   Еще ранее Хеврон назывался Кириаф-Арба. См.: Нав., 14,15.

 

[18] ...рассеялся род человеческий по всей земле. –   Ср.;Быт., 9, 19.

 

[19] ...он первым стал изобретателем всякого волшебства иидолопоклонства. – Ср.: Августин. О градебожием (21, 14), где такими же словами характеризуется Зороастр(грецизированное имя библейского Хуша, персидское имя – Заратуштра). Считают,что он был изобретателем искусства магии. (См.: Sanctus AureliiisAugustinus episcopus. De civitate dei. Lipsiae. 1863. Т. 2. Р.452).

 

[20] ...«живая звезда». –   Ср.: (Псевдо)Климент. Recognitiones: «Отсюда и имя после смерти его – Зороастр,то есть „живая звезда“» (IV, 27 // PG. Т. 1. Col. 1327).

 

[21] ...что значит смешение... –   Ср.:Августин. О граде божием (16, § 4), где Вавилонпереводится словом «смешение» (II, 6 // Ор. cit. P. 111-112).

 

[22] ...повествует об этом городе Орозий в своей «Истории».., – См.: Orosius P. Historiarum adversum paganoslibri VII. Vindobonae, 1882, P. 58. См. также прим. 9 к кн. I.

 

[23] Локоть –   старинная линейная мера, равная 0,5 м.

 

[24] Один стадий имеет пять арипенн, –   Стадий – греческаямера длины, равная 185 м. Арипенн – квадратная мера, здесь означает меру длиныоколо 120 шагов.

 

[25] ...город все же был побежден и покорен. – Свободное наложение отрывка из Орозия, который сообщает следующее:«И однако тот великий Вавилон, который был основан первым после обновления родачеловеческого, теперь почти так же мгновенно был побежден, взят и повержен»(II, 6, § 11; Р. 97).

 

[26] В это время царствовал Нин... – Эти сведения, как инекоторые другие из рассказа седьмой и восьмой глав, заимствованы из «Хроники»Евсевия – Иеронима. (PG.T. 19. Col. 134. Cap. 14).

 

[27] ...пророк Иона определяет его протяженность... –   См.:Иона, 3, 3.

 

[28] ...заменив жертву его... – Согласно библейскомусказанию, Авраам по воле бога должен был принести в жертву своего любимого сынаИсаака. Но когда Авраам занес нож для удара, то бог через ангела остановил егоруку и благословил его за преданность ему. В это время заблудившийся баранзапутался рогами в терниях. Авраам принес его в жертву богу вместо Исаака.(См.: Быт.. 2, 13).

 

[29] ...« Авраам, рад был увидеть день Мой, иувидел и возрадовался». –   Ин., 8, 56.

 

[30] Север в своей «Хронике» рассказывает –   Север Сульпиций(365-425) – пресвитер из Аквитании, написавший краткий очерк истории отсотворения мира до своего времени (Chronica libri II // CSEL. Т. 1). Он написалтакже биографию Мартина Турского (CSEL. Т. 1). В «Хронике» Сульпиция Севераэтого рассказа нет; вероятно. Григорий ошибся.

 

[31] ...«Обрежьте себя... с сердца вашего... иных богов»... – Иер„ 4, 4; 35. 15.

 

[32] ...«Всякий... не входит в святилище. Мое». –   Иез., 44,9.

 

[33] ...прибавил к имени Аврама один слог... –   См.: Быт.,17, 5. Аврам, которому когда-то дали имя в честь одного из многочисленныхмесопотамских богов, решил изменить его в знак отказа от языческого прошлого иназвался Авраамом, что значит «отец множества народов». (См.:Косидовский З. Библейские сказания. М., 1966. С. 50).

 

[34] Первый – Исав... продал первородство свое... –   См.:Быт., 25, 29-34. Имеется в виду право наследования по старшинству.

 

[35] Иов... прожил еще 170 лет... –   Согласно книге Иова, онпрожил 140 лет. (См.: Иов.. 42, 16). У Григория в подсчете ошибка.

 

[36] ...«Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел». – Рим..9, 13. Ср.; Мал., 1, 2.

 

[37] ...Иаков после борьбы с ангелом был назван Израилем... – Согласно Библии, Иаков боролся не с ангелом, а с богом. Израиль –значит «боровшийся с богом». (См.; Быт., 32, 28).

 

[38] ...другой город Вавилония... –   Это старый Каир.

 

[39] ...где Иосиф построил амбары... –   Вероятно, Григорийимел в виду египетские пирамиды, которые в древности часто принимались закладовые. В свое время были весьма популярна версия, будто пирамиды построилбиблейский Иосиф. Легенда о «житницах Иосифа» долго бытовала. В венецианскомсоборе св. Марка пирамиды так и изображены – в виде огромных амбаров сокошечками. (См.: Бабенко В., Гаков В. Четыре историипирамид // Наука и религия. 1985. № 10).

 

[40] ...река Нил, беря начало на востоке, текла на запад... – Григорий путает Восток и Запад. В древности полагали, что Нил имелсвои истоки в Индии.

 

[41] ...город Клисма. –   Этот город упоминается Птолемеем,Лукианом и другими древними авторами; теперь город Колсум близ Суэца. (См.:Jacobs A. Geografie de Gregoire de Tours el de Fredegaire.P., 1862. P. 412),

 

[42] ...«И услышал фараон... и пустился преследовать их». –  Ср.: Исх.. 14, 4. Григорий приводит это место не дословно.

 

[43] ...их... окружала со всех сторон вода наподобие стены. – Ср.: Исх., 14, 22.

 

[44] ...сохранились борозды от колесниц. –   Сведения оследах от колесниц Григорий позаимствовал у Орозия (I, 10, § 17; Р. 58).

 

[45] ...«Разделивший Чермное море в разделения»... –   Пс.,135, 13.

 

[46] Эти разделения нам следует понимать не в буквальном, а в духовномсмысле... – О символико-аллегорическом понимании отдельных местБиблии отцами церкви см.: Бычков В. В. Эстетика позднейантичности. М., 1981. Гл. 4.

 

[47] ...oт всякой плотской скверны –   Ср.: 2 Кор., 7, 1.

 

[48] ...«Пусть они обратятся и расположатся станом... напротивВаал-Цефона».- Ср.: Исх., 14, 2. Цитируется Григорием недословно.

 

[49] ...«отцы наши... все крестились... в облаке ив море». – Ср.: 1 Кор., 10, 1, 2. Цитируется Григорием не дословно.Слова из этого отрывка встречаются только в рукописи C1,3. В использованныхнами изданиях «Истории франков» этих слов нет.

 

[50] ...oт рождения Авраама –   Отсюда до гл. 19 многоезаимствовано из «Хроники» Евсевия – Иеронима.

 

[51] ...получив закон... – Имеется в виду пятикнижие Моисея;Бытие, Исход. Левит Числа, Второзаконие.

 

[52] ...землю обетованную. –   Т. е. Иудею.

 

[53] ...«и после тебя не будет». –   Ср.:3 Цар., 3, 11, 12.

 

[54] ... а суде его, который он вершил над двумяженщинами, спорившими о ребенке, –   Согласно Библии, царь Соломонмудро решил необычное дело двух женщин, споривших о ребенке, утверждавших своеправо на материнство. Царь предложил им рассечь ребенка надвое и взять пополовине. Тогда та, которая обвиняла вторую в подмене своего мертвого ребенкана ее живого, воскликнула: «Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйтеего!», Вторая же сказала спокойно: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе.Рубите!». Выслушав их, царь указал на женщину, умолявшую спасти жизнь ребенку,и сказал: «Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его: она – его мать».(См.: 3 Цар., 3, 17-28).

 

[55] ...а он был построен на седьмом годуцарствования Соломона... как об этом свидетельствуют книги Царств. –См.: Библия. Четыре книги Царств. В 3 кн. Царств (6, 1) сказано, что Соломонначал строить храм в четвертый год своего царствования, а закончил наодиннадцатом году, а не на седьмой, как у Григория.

 

[56] Ровоам – сын библейского царя Соломона. (См.; 3 Цар„12).

 

[57] ...пророк Даниил, уцелевший среди голодных львов, и три отрока,которые уцелели в огне, покрытые росой. – Согласно Библии, пророкДаниил за то, что он молился своему богу, находясь в плену у вавилонян, былброшен в львиный ров, но остался живым, ибо ангел господень заградил пастьльвам. Также были спасены и три отрока – Седрах, Мисах и Авденах, брошенные поприказу царя Навуходоносора в раскаленную печь за то, что они отказалисьпоклоняться золотому истукану. (См.: Дан., 6, 1-22; 3, 14-93).

 

[58] ...эти 14 поколений насчитывают 390 лет. – Как замечаетР. Бухнер (Т. 1. С. 25. Прим. 1), цифра 390 не точна ни здесь, ни в концечетвертой книги (Гл. 51).

 

[59] ...«истинно свободны будете». –   Ин., 8. 36.

 

[60] ...«напрасно трудятся строящие его». –   Пс., 126,1.

 

[61] ...мы расскажем об остальных царствах.. – Этот рассказзаимствован из «Хроники» Евсевия – Иеронима. Упоминаемые Григорием имена нвремя часто не соответствуют сведениям Иеронима.

 

[62] ...у египтян же было шестнадцатое правление, которое они на своемязыке называли династией- –   «Династия» – слово греческое, а неегипетское.

 

[63] ...седьмым царем был Троп... – Написание Троп –неправильное, надо Триоп; у Евсевия – Иеронима: Триоп (Triopas. Col 213).

 

[64] ...царь Агатад... –   Также неправильное написание, надоАскатад; у Евсевия – Иеронима; Аскатад (Ascatades. Col. 140).

 

[65] ...царь Сильвий, по счету пятый... – Пятым царем уримлян был Тарквиний Древний.

 

[66] После этих царей первым императором был Юлий Цезарь... – Григорий строит свой рассказ нелогично, минуя последнего римскогоцаря и период республики. Так же ведет рассказ и Иероним (Chron. 1. Cap.42-49).

 

[67] ...На девятнадцатом году царствования Октавиана Августа... былоснован в Галлии Лион ... – Ошибка, так как Лион был основан уже в43 г. до н. э. Эта ошибка восходит к Евсевию – Иерониму (Col. 525-526).

 

[68] ...родился... Иисус Христос. –   Григорий Турскийсообщает это на основании «Хроники» Евсевия – Иеронима (Col. 525).

 

[69] Ирод же... велел убить всех младенцев... –   Такназываемое «избиение младенцев» авторы Евангелий приписывают Ироду I Великому,царю Иудеи (с 40 по 4 г. до н. э.).

 

[70] ...как свидетельствуют донесения Пилата к императоруТиберию... – Понтий Пилат (год рождения и смерти неизвестен) –римский прокуратор (наместник) Иудеи (с 26 по 36 г.) Согласно христианскойлегенде. Пилат утвердил смертный приговор Иисусу Христу. Донесения Пилата,адресованные императору Клавдию Тиберию, считаются раннехристианскойфальшивкой, возможно конца I в. Об одном из донесений сообщается в «Хронике»Евсевия – Иеронима (Col. 537-538). Тиберий Клавдий Нерон – римский император (с14 по 37).

 

[71] Передают, что апостол Иаков... дал обет... –   См.:Иероним. О знаменитых мужах (Гл. 2). Отсюда Григорийпочерпнул эти сведения. Иероним эту историю, как он сам сообщает, заимствовализ Евангелия, написанного по-еврейски, переведенного им на греческий илатинский языки. (См.: Hieronymus presbyter. De virisinlustribus. Freiburg; Leipzig. 1895. P-7-8).

 

[72] ...насчитывается 668 лет. – Эти сведения и сведенияследующих глав (до гл. 32) заимствованы из Орозия, Руфина и «Хроники»Иеронима.

 

[73] ...он наложил на себя руки. –   О самоубийстве Пилатасообщают: Евсевий в «Церковной истории» (II, 7), Иероним в «Хронике» (Col.537-538) и Орозий в «Семя книгах истории против язычников» (VII, 5, § 8. 9; Р.447).

 

[74] Многие считают его манихеем... – Это утверждениенеправдоподобно. Манихейство-восточная дуалистическая религия, созданнаяуроженцем Месопотамии Мани и сочетавшая в себе черты христианства, гностицизма,зороастризма и буддизма; впервые распространилась в III в. н. э. Манихейство, всущности, приравнивало этический порядок к космическому, рассматривая мир какборьбу двух начал – свете и тьмы, добра и зла.

 

[75] ...«которых кровь Пилат смешал с жертвами их». – Лк.,13, 1.

 

[76] ...он... собственной рукой порешил себя. – По мнению Бухнера (Т. 1. С. 31. Прим. 3) Григории путает здесьданные о смерти Ирода Агриппы с известием о смерти Ирода Великого. Агриппа Ирод(10-44) – царь иудейский, внук Ирода I Великого. При императоре Клавдии (с 41по 54) он объединил э своих руках все царства Ирода I Великого. Именно к этомуИроду, по рассказам евангелиста Луки, Пилат послал Иисуса перед осуждением.

 

[77] ...в Рим пришел блаженный апостол Петр... –   Длякомпиляции этой главы Григорий воспользовался и «Хроникой» Иеронима (Col. 539),и сочинением Орозия «Семь книг истории против язычников» CVIII, 6, § 2. 8; Р.431-563).

 

[78] Был же с ним и Симон Маг... – О Симоне Маге (Волхве)повествует «Церковная история» Евсевия (II, 13, 14). Симон – легендарнаяличность в церковной истории; он, по преданию церкви, просил апостолов продатьему дар творить чудеса. Евсевий в своей «Церковной истории» приводит письмоЮстина императору Антонину Пию (II в.), в котором Юстин сетует на то, что вРиме принимаются и удостаиваются почестей люди, выдававшие себя за богов. «Вправление кесаря Клавдия, – пишет Юстин. – некто Симон, родом самарянин,показал в царствующем вашем городе Риме опыты волшебного искусства и за этопризнан был богом, и как бог почтен у вас статуею... Почти все самаряне,некоторые же из других народов, признают его за верховное божество ипоклоняются ему». (Евсевий Памфил. Церковная история.СПб., 1858. С. 74-76). О Юстине см. прим. 87 к кн. I.

 

[79] Этот Cuмон был отвергнут... Петром и Павлом. –   См.:«Деяния апостолов» (8, 14) где сказано, что Петр и Иоанн (а не Павел) отверглиСимона

 

[80] Сам же Нерон... покончил с собой... – В 68 г. противНерона восстали преторианцы. Нерон бежал из Рима. Последние часы он провел ввилле одного из своих вольноотпущенников, находящейся на четвертой миле отРима, где, так как сенат объявил Нерона врагом, он с помощью своего советникапокончил с собой. (См.; Светоний. Жизнь двенадцатицезарей. М., 1964. Кн. 6. Гл. 48-49).

 

[81] В это же время... –   Эта глава (26) скомпилирована изотдельных мест «Церковной истории» Евсевня, «Хроники» Иеронима и сочиненияОрозия.

 

[82] ...xpaм был сожжен, u шестьсот тысяч иудеев погибло... – Храм в Иерусалиме был разрушен в 70 г. н. в., во время Иудейскойвойны. В «Хронике» Евсевия – Иеронима сообщается, что после того как Тит ФлавийВеспасиан захватил Иудею и разрушил Иерусалим, он умертвил 600 тысяч человек(Col. 545-546).

 

[83] ... «Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду». –   Ин., 21.22.

 

[84] ...от Элия Адриана, преемника Домициана... –   ПублийЭлий Адриан был третьим преемником Домициана.

 

[85] ...он восстановил город. –   Адриан в 123 г. попыталсяпостроить на месте разрушенного Иерусалима город Элию Капитолину, на месте жеразрушенного Иерусалимского храма возвести храм Юпитера Капитолийского. Этимероприятия вызвали восстания в Иудее, продолжавшиеся с 132 по 135 г.

 

[86] ...безумная ересь Маркиона и Валентина... – Маркион иВалентин (сер. II в.) – представители гностицизма в христианстве. Христианскиегностики пытались совместить религиозное учение о спасении с представлениямигреко-римской и восточной мистической философии и тем придать болееуниверсальный характер своей религии. Они отвергали весь Ветхий завет иевангельский миф о Христе как богочеловеке. (См.: Ринович А.Б. О раннем христианстве. М., 1959 С. 308-309).

 

[87] ...и философ Юстин... – Юстин, прозванный философом имучеником, жил и писал в середине II в. Кроме апологетических произведений,Юстин написал ряд трактатов, направленных против еретиков.

 

[88] ...был сожжен на костре... блаженнейший Поликарп... –См. «Хронику» Иеронима (Со). 551). О гонениях на христиан в Азии писал Евсевнйв своей «Церковной истории» (IV, 15). Он подробно рассказывает о том, какПоликарп при императоре Вере в г. Смирне принял вместе с другими христианамимученическую смерть.

 

[89] Но и в Галлии... – Особенно жестокие гонения нахристиан была в городах Галлии – Вьенне и Лионе. О страданиях галльскихмучеников есть сведения у Евсевия в «Церковной истории» (V. 1).

 

[90] После Иренея пострадали и 48 мучеников. – Эти мученикиподверглись казни не после Иренея, а до него; их имена Григорий сообщает вкниге «О славе мучеников» (I, 48 // MGH.SRM. Т. 1. Р. 521).

 

[91] При императоре Деции гонения на христиан усилились... –Деций Гай Мессий (с 249 по 251) стремился восстановить старую римскую религию.При нем были первые, общие для всей империи, гонения на христиан (250), вовремя которых погибло большое количество сторонников новой религии.

 

[92] Валентиниан и Новациан... нападали на нашу веру. –  Неверно, Валентин, а не Валентиниан, который был его последователем. Григорийздесь ошибочно объединяет Валентина, проповедовавшего в середине II в. вАлександрии и Риме, с Новацианом, римским пресвитером, жившим при императореДеции (III в.).

 

[93] «...первым и великим епископом в городе Тулузе был святойСатурнин». – Эти слова заимствованы из второй главы «Историистрадания св.Сатурнина». (См.: Acta martyrum / Ed. A. Ruinart. Vindelci. S. а.Т. 1. Р. 30).

 

[94] «...время моего отшествия настало». –   2 Тим., 4,6.

 

[95] А кто-то из учеников.. – Это Урсин, о котором Григорийрассказывает в книге «О славе исповедников» (Гл. 79 // MGH.SRM. Т. 1. Р.796-797).

 

[96] ...в то время сенаторы... – Титул сенатора в VI в. взнатных галло-римских семьях был фактически наследственным.

 

[97] ...«Мытари и блудницы вперед вас идут а Царство Божие». – Мф., 21, 31,

 

[98] ...из рода Вектия Эпагата, который, как мы упоминали –См. кн. I, гл. 29.

 

[99] ...Валериан и Галлиен... – Публий Лициний Валериан (с253 по 260) – римский император. Публий Лициний Эгнаций Галлиен (с 253 по 268)– сын Валериана, его соправитель. Валериан был сторонником староримскогокульта, при нем в 257 г. начались новые гонения на христиан, во время которых вАфрике погиб один из крупнейших христианских деятелей того времени –карфагенский епископ Киприан.

 

[100] ...вождь алеманнов Хрок... –   Здесь рассказ о Хроке уГригория основан на легенде. В действительности Хрок жил в начале IV в. Каксвидетельствует Аврелий Виктор. (См.: Aurelius Victor. Epitome de Caesaribus. Lipsiae, 1961. Lib. 41. Cap. 3), Хрок, вождь алеманнов,сопровождал Констанция в Великобританию и помог ему завладеть властью послесмерти его отца (Константина). По Фредегару (II 60// MGH.SRM. Т. 2. Р. 84),Хрок – вождь вандалов (V в.). Его рассказ несколькоотличен от рассказа Григория, но тоже носит легендарный характер. Видимо, какзамечает Моно, Легенда о Хроке переплелась с легендой об Аттиле. Как и Аттила,Хрок у Фредегара переходит Рейн, разрушает Мец, затем устремляется в Галлию,проходит ее, все круша на своем пути. Описание же гибели Хрока в Арле уФредегара и Григория отличается только деталями: Фредегар называет имя солдата(Марий), который убил Хрока, Григорий этого не делает. (См.: MonodС. Etudes critiques sur les sources de I’histoire merovingienne. P.,1872. P. 95).

 

[101] ...храм... Вассо-Галате... – Имеется в виду храм богаМеркурия, который находился в окрестностях Клермона. Вассо-Галате(Vasso-Galelis или Vasso-Galate) – епитет Меркурия, образованный из двухкельтских слов: Вассо – это кельтское имя, значение которого неизвестно; галаты– название самих кельтов.

 

[102] ...в пещере горы около Манда... – Имеется в виду гораМима, расположенная к югу от города Манда (деп. Лозер).

 

[103] При Диоклетиане –   Эта глава (35) и следующие, вплотьдо 41, основаны на «Хронике» Евсевия – Иеронима (Col. 585-598). Нумерацияримских императоров также заимствована оттуда. Диоклетиан – римский император(с 284 по 305), уделял большое внимание традиционному римскому культу. В 303 и304 гг. были объявлены четыре эдикта против христиан. Это были самые жестокиегонения на христиан.

 

[104] ...епископ... Квирин... претерпел мучения... – Рассказо мученике Квирине заимствован из «Хроники» Евсевия – Иеронима (Col.585-586).

 

[105] ...церкви, возвращен был мир... –   Константин I Великийбыл сторонником веротерпимости. В 313 г. в Милане он и Лнциний (соправительКонстантина) совместно опубликовали распоряжение (Миланский эдикт) о свободномисповедания христианства.

 

[106] ...в городе Сабарии... родился... Мартин... –   МартинТурский (336-397) – епископ города Тура, национальный святой Франции; родился вСабарии (городе римской провинции Паннонии, воспитывался в Павии (в Италии),позднее переселился в Галлию. В 361 г. он основал близ Пуатье первый правильноорганизованный монастырь на Западе. Затем, по настоянию жителей Тура, принялепископскую кафедру в этом городе. Обращая язычников, Мартин разбивал их идолы,срубал священные деревья, строил церкви и монастыри. Мартин жил сначала вкелье, потом построил себе хижину на берегу Луары: вскоре здесь возникзнаменитый монастырь Мармутье (первоначально Maius monasterium – Великиймонастырь). Для написания этой главы (36) и главы о Мартине (48) Григорийиспользовал сочинение Сульпиция Севера (ученика Мартина) «Житие св. Мартина»(Р. 109-137).

 

[107] ...их подозревали в заговоре против него. –   Об этомрассказывает Сидоний Аполлинарий в своих «Письмах» (V, 8 // MGH.Aucl.antiquis. Т. 8. Р. 83-84). О том, что Константин умертвил свою жену Фаусту,сообщает и Иероним (Col. 588).

 

[108] ...пресвитер Ювенк по просьбе упомянутого императора переложилЕвангелие стихами. –   Испанский пресвитер (330). Его евангельскаяистория, написанная латинским гекзаметром, сохранилась до наших дней. О немсообщает и Иероним (Col. 587-588), но не говорит, что Ювенк написал этоЕвангелие по просьбе императора Константина.

 

[109] При Константе жил Иаков нисибийский... –   Ошибка. Иаковжил при Констанции II (с 337 по 361). См. «Хронику» Евсевия – Иеронима (Col.590).

 

[110] ...молитвы которого... отогнали от его города множествонесчастий. –   Имеется в виду Нисибис, город в Месопотамии, которыйбыл освобожден от вражеского войска персами.

 

[111] На девятнадцатом году правления Константина Младшего... – Здесь Григорий допустил ошибку, потому что Константин II был убитна четвертом году (340) своего правления. Григорий путает Константина II с егобратом Констанцием.

 

[112] ...преставился отшельник Антоний. –   Иероним сообщает,что монах Антоний жил 105 лет и его смерть падает на девятнадцатый годправления Констанция, а не Константина Младшего, как пишет Григорий (Соl.593-594).

 

[113] ...Иларий... написал книги... –   Иларий (Гиларий) (род.ок. 320) – один из отцов западной церкви, автор полемических сочинений,направленных против арианства. Одно из них – «О вере», известное под названием«О троице». Об арианстве см.. прим. 2. к кн. 1.

 

[114] ...и о нем можно прочесть, что воскрешал он мертвых. –  О том, что Иларий якобы воскрешал мертвых, пишет и Фортунат в «Житии св.Илария» (MGH. Auct. antiquis. Т. 4. Pars post. P. 5).

 

[115] ...oставив в Риме сына Урбана. –   Эта глава (40)заимствована из «Хроники» Евсевия – Иеронима (Col, 595-596). Иероннм говорит осыне Мелании, городском преторе (рrаetorе urbano). Слово urbano Григорий принялза собственное имя – Урбан.

 

[116] Текла –   значит «божественная».

 

[117] ...приказывал бить палками. –   Это зафиксировано вэдикте императора Валента; эдикт имеется в Кодексе Юстина (X, 31).

 

[118] ...в жестокой сече перебила uх... –   Имеется в видубитва при Андрианополе, в которой римские войска были разбиты восставшимиварварами и рабами, а сам император пал на поле сражения (378).

 

[119] ...а с этого времени, и дальшепресвитерОрозий. –   Иероним продолжил «Хронику» Евсевия до 379 г. Дляописания событий следующих лет Григорий использовал сочинение П. Орозия «Семькниг истории против язычников», доведенное до 417 г.

 

[120] И вот император Грациан... –   Содержание глав 42 и 43заимствовано Григорием из сочинения Орозия «Семь книг истории противязычников». Грациан (с 375 по 383) – сын императора Валентиниана I. ПриГрациане были изданы строгие законы против язычников и еретиков.

 

[121] ...сделал Феодосия своим соправителем- – - После смертиимператора Валента в 378 г. Грациан назначил правителем Восточной империиопытного полководца Феодосия, прозванного впоследствии Великим. Феодосийнесколько оттеснил готов от Константинополя, но должен был заключить с нимимир. Он стремился во всех областях утвердить никейское учение (см. прим.3), приверженцем которого являлся. В 394 г. на короткоевремя Феодосии соединил в своих руках власть над обеими частями Римскойимперии.

 

[122] ...она направилась к епископскому дому. – В подлиннике:domus ecciesiastica или domus ecclesiae – «церковный» или «епископский дом», вкотором обычно жили епископ и его клирики.

 

[123] ...«He уклоняйтесь друг от друга, чтобы не искушал вассатана». – 1 Кор., 7, 5.

 

[124] ...из дочери императора... –   Имеется в виду дочьримского императора Максима I.

 

[125] ... в книге его жития. –   Имеетсяв виду сочинение Григория Турского «Житие отцов» (II. 1-4 // MCH. SRM. Т. 1. Р.669-672).

 

[126] ...no имени вполне заслуженному Юст... – Юст от лат.iustus – «справедливый».

 

[127] Вено – выкуп жениха за невесту.

 

[128] ...на четвероструйной реке Агнца... –   Т. е. в раю.Ср.: Быт.. 2. 10.

 

[129] ...в книге о Чудесах. –   Имеетсяв виду сочинение Григория Турского «О славе исповедников» (Гл. 31; Р. 767).

 

[130] Умер... в консульство Аттика и Цезария. –   В 397 г.,вероятно, 8 ноября. Главный праздник св. Мартина справляется 11 ноября,видимо, в день годовщины его погребения. О Мартине см.: MonceauxP. Saint Martin. P., 1927 (здесь дан полный перевод «Жития св.Мартина» Сульпипия Севера).

 

[131] ...в первой книге сочинения о его деяниях. –   Имеется ввиду сочинение Григория Турского «О чудесах св. Мартина» (1, 4. 5, Р.590-591).

 

[132] ...у вас он воскресил двух умерших, а у нас – одного. – См. «Житие св. Мартина» Сульпиция Севера (Гл. 5, 6; Р. 115-116) иего «Диалоги» (II, 2, § 3-7; Р. 182).

 

[133] ...он совершил по смерти... – Это место показывает,какое значение придавали во времена Григория Турского чудесам, якобысовершаемым при телах «святых».

 

[134] ...насчитывается 412 лет. – По обычному подсчетукомментаторов Григория Турского от распятия Христа до смерти св. Мартина – 445лет, а не 412. (См., напр.: Бухнер Р. Г. 1. С. 50. Прим.3).

 

[135] ...о царях израильских... – См.: Библия. Четыре книгиЦарств.

 

[136] Самуил-праведник – последний из судей израильских.Жизнь Самуила описана в первых главах 1 кн. Царств.

 

[137] Финеес – один из сыновей первосвященника Илии. (См.: 1Цар.. 1, 3; 2, 12-17, 23-36: 4, 11).

 

[138] ...при Давиде, прозванном Могучею Дланью... – Давид –второй царь израильский. (См.: 1. 2, 3. Цар.) Давид. – Могучая длань, такобъясняет это имя в своей Книге о еврейских именах Иероним. (См.: Liber denomnibus Hebraicis//Hieronymus Stridonensis. Opera omnia. P., 1609. P.1147).

 

[139] ...пал язычник Голиаф. –   См.: 1 Цар., 17.

 

[140] ...во времена пророка Елисея... – Елисей – ученик Илии.(См.: 3, 4 Цар.).

 

[141] ...историки Евсевий, Север, Иероним и Орозий. – См.прим. 7, 30, 8, 9 к кн. I.

 

[142] ...его считали целомудренным. –   Из этого места видно,что народ придавал большое значение целомудрию епископа. Только от незапятнанного никаким грехом епископа могла дойти, по мнению народа, его молитвадо престола божия. За грехи епископа его могли изгнать из города, как это ислучилось с Брикцием.

 

[143] ...сменил мирскую одежду... – В подлиннике: vestemmutare – в классической латыни означало «надеть траур»; здесь – сменить мирскуюодежду на монашескую, т. е. вести непорочную жизнь, посвятив ее господу. Обычноэто делали девушки или вдовы, которые могли и не жить в монастыре.

 

[144] ...положил горящие угли в свою одежду... –   Вподлиннике: byrrum-род одежды из плотной шерсти. Испытание огнем длядоказательства своей невиновности в то время было широко распространено.

 

[145] Монлуи – В подлиннике: Laudiacum; ниже (кн. X, га-31)это место названо Mont Laudiacus (гора Лавдиакская), отсюда – Монлуи.

 

[146] ...вандалы... устремились в Галлию. –   В 406 г.

 

[147] ...напали на Испанию. – В 409 г.

 

[148] ...свевы... захватившие Галисию. –   В 409 г.

 

[149] ...чей воин будет победителем... – В подлиннике «воин»передан словом puer – «мальчик, юноша, слуга»; здесь это слово расширило своезначение до понятия «воин, дружинник, боец»; в таком значении оно частовстречается в латинских исторических текстах раннего средневековья. Обычайрешать исход боя поединком был распространен среди германских племен; позднееон нашел наиболее яркое выражение в рыцарских турнирах.

 

[150] ...на острие меча. –   В подлиннике: in ore giadiirueret. Библейское выражение; (См.; Исх., 17, 13; Лк., 21, 24: Нав., 6, 20).Оно встречается в «Истории франков», кроме того, в кн. II, гл. 6 и в кн. VII,гл. 38. Подобное выражение встречается и в памятниках древней русскойлитературы, где «in ore gladii» дается иногда в буквальном переводе: «устамеча».

 

[151] ...скончался король Гундерих... –   В 427 или 428 г.

 

[152] власть получил Тразамунд. –   Неверно. НаследовалГундериху его брат Гейзерих (с 428 по 477), а не Тразамунд. Вандалы недолгооставались в Испании. Гейзерих привел вандалов в Северную Африку в 429 г.Тразамунд царствовал в Африке с 496 по 523 г.

 

[153] ...начал гонения на христиан... – Здесь Григории имеетв виду христиан-католиков, противополагая их арианам. Вандалы былиприверженцами арианской веры.

 

[154] ...до самого Танжера... –   В подлиннике: JuliaTraducta – старое (римское) название Танжера, расположенного в Африке, а не вИспании, как полагал Григорий.

 

[155] ...королевство в Африке захватил Гунерих, который былеще более жестоким... –   Гунерих был старшим сыномГейзериха, умершего в 477 г. Гунерих жестоко преследовал католиков.

 

[156] ...нашел в пригороде своего города... –   ВКарфагене.

 

[157] По королевскому эдикту... –   Эдикт Гунериха был изданв 483 г. По этому эдикту епископы созывались в Карфаген в февральские календы,т. е. 1 февраля. Об этом событии рассказывается подробно в сочинении Виктора,епископа витского. (См.: Victor episcopus Vilensis. Historia persecutionis Africanae provinciae. Vindobonae, 1881. //CSEL.T. 7. P.38).

 

[158] ...«Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» – Мф., 5, 13.

 

[159] ...потерять силу ума –   В подлиннике: Infatuari –«лишать силы, терять вкус», обыгрывается с фразой: «если же соль потеряет силу»(si sal infatuatum fuerit).

 

[160] ...«Кто однажды омылся, тот не имеет нуждымыться вторично». – Ср.: Ин. 13, 10. Цитируется Григорием недословно.

 

[161] ...«для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». – Флп., 1, 21.

 

[162] ...«He бойтесь убивающих тело... и бросить в геенну». – Ср.: Мф., 10, 28. Цитируется Григорием не дословно.

 

[163] ...«Бог поругаем не бывает». – Гал., 6. 7.

 

[164] ...«...все возможно верующему». –   Мк., 9, 23.

 

[165] ...Христос – истинная дверь –   Ср.: Ин., 10, 1, 7,9.

 

[166] ...«Ибо... откроется в святых». –   Рим.. 8, 18.

 

[167] ...сами себя подвергли многим скорбям... –   Ср.: 1Тим., 6, 10.

 

[168] Тогда же и солнце затмилось... – 29 мая 485 г.

 

[169] ...Гунерих... искусал себя зубами. – Недостовернаялегенда.

 

[170] Ему наследовал Хильдерик, по смерти которого... власть получилГелезимер. –   Это не совсем так. Гунерих умер в 484 г., а с 484 по496 г. правил Гунтамунд, затем до 523 г. – Тразамунд, с 523 по 530 г. –Хильдерик, а до 534 г. – Гелезимер, который кончил жизнь в изгнании в МалойАзии.

 

[171] Его победили римляне Восточной Римской империи, –  Гелезимера победил Велисарий, византийский полководец императора Юстиниана.Григорий обычно Восточную Римскую империю (так же как и Западную) называет respublica.

 

[172] ...Атанарих начал сильные гонения... –   Гонения нахристиан были проведены Атанарихом, королем вестготов, в 372 г. Р. Латуш (Т. 1.С. 85, Прим. 15) замечает: «Иероним, из „Хроники“ которого Григорий, возможно,позаимствовал сведения об этих гонениях, датирует их 373 г. ...». Говоря обэтом, Иероним сообщает, что Атанарих, начав гонения на христиан, очень многихубил и многих, согнав с родных мест, изгнал из Рима. (PG. Т. 19. Col.595-596).

 

[173] ...похоронили возле самой столбовой дорош. – Вподлиннике agger publicus – «государственная дорога». По древнеримскому обычаюнекрополи располагались вдоль дорог, ведших из города.

 

[174] ...мы написали в книге о Чудесах. – Имеется в видусочинение Григория Турского «О славе исповедников» (Р. 790).

 

[175] ...гунны... пришли в город Мец. –   Мец – город насеверо-востоке Франции. Завоеванный в I в. до н. э. римлянами, был превращеними в укрепленный пункт. С IV в. н. э. – центр епископата. 7 апреля 451 г. Мецбыл взят гуннами и разрушен. В начале VI в. был завоеван франками и сталстолицей Франкского королевства Австразии.

 

[176] ...убивали народ острием меча – В подлиннике: in oregladii trucidantes. Библейское выражение. См. прим. 16 к кн. II.

 

[177] ...о чудесных деяниях которого мы достоверно знаем. –  Р. Латуш (Т. 1. С. 88. Прим, 17) к этому месту делает следующее примечание:«Намек на первое „Житие Анниана“», содержащее подробный рассказ об освобожденииОрлеана. Это житие опубликовано Б. Крушем (MGH.SRM. Т. 3. Р. 104-117).

 

[178] Аэций Флавий (ок. 395-454) – римский полководец, опекунмалолетнего императора Валентиниана III, родом иллириец. В юности он нескольколет прожил в качестве заложника у короля готов Алариха, а затем у гуннов, гдеон изучил их способы ведения войны. Хорошо зная быт и нравы варваров, Аэцийумело использовал варварские племена вестготов, франков и бургундов в борьбе засохранение северных провинций Западной Римской империи. В 451 г. руководилвоенными силами римлян и их союзников варваров в знаменитой битве наКаталаунских полях против войск гуннов, предводительствуемых Аттилой.

 

[179] ...король готов Теодор –   Теодор – король вестготов.Историк Иордан рассказывает, что раньше чем Аттила подошел к городу Орлеану.Теодорид (Теодор) и Аэций укрепили город большими земляными насыпями и стереглиСангибана, короля аланов, который хотел сдаться Аттиле. (См.: Иордан.О происхождении и деяниях готов. «Getica». М.. I960. С. 104, §194-195). Рассказ же Григория об участии Анниана в освобождении Орлеанаявляется легендарным.

 

[180] ...дойдя до Мавриакской равнины... – В подлиннике:campus Mauriacus (теперь Муаре, деп. Об) – Мавриакское поле или, как у Иордана(С. 104. § 195), campi Catalaunici – Каталаунские поля – равнина в Шампани, кюго-западу от города Труа. Иордан сообщает, что она тянулась на огромноепространство. На Каталаунских полях (Мавриакских) произошло сражение междугуннами, с одной стороны, и римлянами и варварами, с другой. Исход битвыподробно описан Иорданом (§ 197-218); он был победоносным для Аэция, хотяокончательно войска гуннов и не были разгромлены; Аттила приостановилнаступление н вернулся за Рейн, затем напал на Италию (С. 302-303. Прям.504).

 

[181] ...обратился в бегство. – В 451 г.

 

[182] ...Торисмод быстро отправился в путь, чтобы... захватить тронотца. –   То же самое рассказывает Иордан (С. 109, § 215. 216).

 

[183] ...Аэций удалил и короля франков. –   Имя вождя франковнеизвестно.

 

[184] А Торисмод... покорил в войне аланов... – Подобнаяфраза есть и у Проспера Копенгагенского (V в.) (MGH. Auctor antiquis. Т. 9. Р.302).

 

[185] ...был схвачен братьями и задушен. –   Теодорихом иФридрихом в 453 г. О том, что Торисмод был убит, пишет и Иордан (С. 111, §228).

 

[186] Ренат Фригерид Профутур – известен нам только посочинению «История франков» Григория Турского; его работа почти полностьюпотеряна. Время его жизни относят ко второй половине V в. н. э.

 

[187] после смерти... Гонория Валентиниан... был провозглашен...императором... –   Гонорий умер в 423 г. Феодосий II возвел напрестол Валентиниана III в 425 г.

 

[188] ...тиран Иоанн... – Под словом «тиран» (tyrannus) здесьнадо понимать «узурпатор», Иоанн захватил власть и правил с 423 г. по425 г.

 

[189] ...в провинции Скифии... –   Под Скифией здесьподразумевается выделенная из Нижней Мезии ее восточная часть называвшаясяМалой Скифией (Добруджа).

 

[190] Доместик (domesticus) – доверенное лицо наиболеевысокопоставленных гражданских и военных чиновников. В администрации Римскойимперии этот чин встречается с IV в. н. э. Позднее, в варварских государствах,понятие «доместик» расширилось. См. прим.. 4 к кн. IV.

 

[191] ...он убил Аэция... –   В 454 г.

 

[192] ...он сам погиб от меча. ..Окцилы... – В 455 г. Другие источники убийцу называютОптилой или Акцилой.

 

[193] ...рассказывается в истории Сульпиция Александра... –  История Сульпиция Александра (V в.), так же как и история Рената Фригерида,потеряна и известна нам только по упоминанию Григория Турского.

 

[194] ...потеряв всякую надежду удержать власть... –   В388 г.

 

[195] «Франки... устремились в Германию...» –   Здесь имеетсяв виду римская провинция на левом берегу Рейна.

 

[196] ...навели страх на жителей. Кёльна. –   В подлиннике;colonia Agrippina (или Agrippinensis) – колония Агриппина, латинское названиесовременного Кёльна; получила статус колонии при императоре Клавдии в 50 г. н.э. и названа так в честь его жены Агриппины, матери императора Нерона. (См.:Тацит. Анналы. Л., 1969. Т. 1 Кн. 12. Гл.27).

 

[197] ...возле Коленвальда. –   В подлиннике: Carbonariasilva (букв. «Угольный лес»)  –   так называли римлянесеверо-западную часть Арденнского леса, от Самбры до Шельды, между Геннегау иБрабантом. «Угольный лес» упоминается в Салической правде (М., 1950. Гл.47).

 

[198] ...следует ли им идти в область франков... –   Вподлиннике: in Francia transire deberit (букв. «следует ли им идти воФранцию»): под словом Francia здесь надо понимать «область франков», «земляфранков» – по правую сторону Рейна.

 

[199] Иовианцы – солдаты римского легиона legio Jovia,получившего название по имени Иовий (Jovius – «происходящий от Юпитера», второеимя императора Диоклетиана) .

 

[200] ...об умерщвлении Виктора... –   В 389 г.

 

[201] Арбогаст – родом франк, находился на службе у римлян;при императорах Грациане и Феодосии достиг высокого положения; до 384 г. игралзначительную роль в политике Западной Римской империи.

 

[202] ...посоветовал императору... –   Имеется в видуимператор Валентиниан II. В 392 г. Валентиниан погиб от руки своеговоеначальника Арбогаста.

 

[203] ...были царьками... –   В подлиннике: subregolus –«царек, королек».

 

[204] ...область бруктеров –   Бруктеры – германское племя,жившее в северо-западной Германии, между реками Эмс и Липпе.

 

[205] ...область, населенную хамавами... – Хамавы –германское племя, жившее в низовьях Рейна, северо-западнее областибруктеров.

 

[206] ...из племени ампсивариев... –   Ампсиварии – германскоеплемя, жившее к западу от реки Эмс.

 

[207] ...и хаттов... –   Хатты – германское племя, жившее врайоне нынешнего Гессена.

 

[208] ...отправившись в поход... – В 393 г.

 

[209] ...Фригерид, о котором мы упоминали выше... –   См. кн.II, гл. 8. и прим. 52 к кн. II.

 

[210] «Между тем король аланов Респендиал... отвел свое войско отРейна...» –   Респендиал отвел войско не в 410 г., когда Рим был взяти разграблен готами, как об этом сообщает историк Фригерид, а в 406 г. (См.:Р. Бухнер Т. 1. С. 87. Прим. 6).

 

[211] ...приказал своему сыну Констанцию... –   Автор путаетКонстанция III с Константом. Правильнее читать Констант (Consians), ибо ниже:«...вызвал своего сына Константа» («...Constante filio...»).

 

[212] ...тиран Константин... –   Константин III в 407 в. былпровозглашен императором в Британии и правил в Галлии, оспаривая власть уГонория.

 

[213] ...Геронций посадил на трон Максима... –   В 409 г.

 

[214] ...со дня осады Константина... – Констанций, полководецимператора Гонория, осаждал Константина в 411 г,

 

[215] ...Иовин присвоил царские знаки отличия... –   Иовин –галл, был провозглашен императором в Майнце.

 

[216] ...Астерий... получил титулпатриция... – Почетный титул патриция получали знатнейшие изимператорских наместников в провинции, но его могли получить и другие важныелица.

 

[217] Орозий Павел. – См. прим. 9 к кн. I.

 

[218] «Стилихон... победил франков... и дошел до Пиренеев». –Об этом сообщает и Орозий в сочинении «Семь книг историй против язычников»(VII, 37, § 1; 40, § 3). Стилихон – вандал; полководец и дипломат, состоявшийна службе у императоров в Западной Римской империи.

 

[219] ...франки пришли из Паннонии... –   Малодостоверно.Франки – группа племен западных германцев, населявшая в первые века нашей эрытерриторию у нижнего течения Рейна. До III в. каждое из этих племен былоизвестно римским писателям под собственным названием: хатты, хамавы, батавы,сугамбры, ампсиварии и др. Как крупная устойчивая этническая группа,образовавшаяся из многих разрозненных племен, она лишь в III в. становитсяизвестной под общим названием «франки».

 

[220] ...прошли Торингию... – В подлиннике: Thoringiam; такоенаписание имеют почти все рукописи. Р. Бухнер по этому поводу замечает: «Гдеискать левобережную Рейнскую Тюрингию, неизвестно» (Т. 1. С. 88. Прим. 5).Видимо, эти подробности о передвижении франков являются легендарными. (См.:Р. Латуш. Т. 1. С. 98. Прим. 26). Чтобы это названиелевобережной местности не отождествлять с Тюрингией, страной тюрингов (хотянаписание Тюрингия у Григория одинаково с упоминаемой местностью – Thoringia),переводим его по традиции словом «Торингия». Является ли это слово искаженнымназванием области тонгров (Tungri, Tongria) – древней области эбуронов, племенина севере Галлии (Gallia Belgica), как считают некоторые исследователи (Б.Крут, В. Гизебрехт), или же здесь произошло смешение названия тонгров (Tungri)с немецким названием тюрингов (Thuringi), определить трудно. Как замечаетГодфрид Курт, область Торингия (Токсандрия) и королевская резиденция франковДиснарг (место не засвидетельствованное), видимо, существовали только внародных преданиях; из этих легенд ничего до нас не дошло, за исключением сухихсведений Григория Турского о генеалогии франкских королей. (См.:Kurth С. Clovis. BruxeHes, 1923. Т. 1. Р. 170).

 

[221] ...избрали себе длинноволосых королей... –   Тольконаследникам королевского дома разрешалось отпускать длинные волосы,составлявшие отличительный признак верховного бога германцев Одина (Вотана).Этим род Меровингов приписывал себе божественное происхождение, а франки виделив своих королях потомков богов. В то время как воины племени стригли волосыкоротко, наследники с самого детства носили длинные волосы, спускавшиеся наплечи белокурыми прядями. Все Меровинги сохранили (вплоть до исчезновения своейдинастии) этот знак королевского достоинства. Под названием «длинноволосыекороли» Меровинги вошли в историю.

 

[222] В Консульских фастах мы читаем... – Консульские фасты(Consulares) – ежегодные служебные заметки римских консулов, которые вдальнейшем были использованы историками-анналистами.

 

[223] ...тогда королем у франков былХлогион... – О Хлогионе (или Хлодионе, Хлоионе) как историческойличности упоминает и Сидоний Аполлинарий в панегирике императору Майориану(Carm., V, 4, v. 212-213 // MGH. Auct. antiquis. Т. 8. Р. 193). Обращаясь кМайориану, Сидоннй восклицает: «Пока ты воевал, франк Хлогион захватилнезащищенные земли атребатов» (на севере Галлии). Из рассказа Григория Турского(II, 9) можно заключить, что Меровингская династия появилась в IV в. Онупоминает три имени из рода Меровингов; Рихимера, его сына Теодомера иХлогиона. Фредегар в своей «Хронике» пошел дальше: он объявляет Теодомера отцомХлогиона и добавляет, что Теодомер был пленником комита (начальника отряда)Кастина, возглавлявшего экспедицию против франков в начале V в. Но скорее всегоэто только предположение Фредегара. Неизвестный автор «Книги истории франков»(VIII в.) называет еще Фарамонда, якобы стоявшего во главе Меровингскойдинастии. Он объявляет его сыном Маркомира и внуком Приама. Но эти данныеотносятся к области генеалогических ошибок. (См.: Kurth С. Ор cit. р. 171-172).

 

[224] ...делали изображения... и поклонялись им... и приносили жертву. – По мнению некоторых исследователей, в вопросе язычества у франковГригории Турский является ненадежным источником. (См.: БухнерР. Т. 1. С. 91. Прим. 3).

 

[225] ...«Да не будет у тебя никаких других богов кроме Меня... несотвори и не служи им». –   Ср.: Исх., 20, 3-5.Цитируется Григорием не дословно.

 

[226] ...«Господу, Богу твоему, поклоняйся... и именем Егоклянись». – Ср.: Втор., 6, 13. Цитируется Григорием не дословно.

 

[227] ... «Вот боги твои, Израиль, которые вывелитебя из земли египетской». –   Исх., 32, 4.

 

[228] Пало из них двадцать четыре тысячи. –   Cм.: Исх., 32.28. Число Григорий взял из IV кн. Моисея (25. 9).

 

[229] ...посвятив себя Ваал-Фегору, блудили с дочерьми Моава? – Ваал – имя одного из древневосточных богов, культ которого былшироко распространен в Финикии, Сирии и Палестине. В Палестине культ Ваала доVII в. н. э. соперничал с культом древнееврейского бога Яхве. По библейскомусказанию, моавитяне, которые были не в состоянии одолеть израильтян в сражении,решили развратить их и подорвать их силы с помощью моавитских женщин,совершавших обряд богу Ваал-Фегору самым разнузданным образом. В свое храмовоераспутство они вовлекли израильтян и склонили их к идолопоклонству. Но Финеес,убив одну чету соблазнителей, положил начало расправе над грешниками. Об этомизбиении и упоминает здесь Григорий. (См.: Лев., 25, 1-9).

 

[230] ...«и это вменено ему в праведность». –   Пс., 105,31.

 

[231] ...«Ибо все боги народовбесы, Господь же небеса сотворил». –   Пс„ 95, 5.

 

[232] ...«Идолы язычников – серебро и золото... Подобны им будут – всенадеющиеся на них» –   Пс. 134. 15, 18.

 

[233] ...«Да постыдятся... хвалящиеся идолами своими». –  Пс., 96, 5.

 

[234] ...«Что за польза от истукана... да убоится пред лицом Его всяземля». –   Авв„ 2, 18. 20.

 

[235] ...«Боги, которые не сотворили неба и земли, да исчезнут с земли ииз-под










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...