Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Реальная модель функциональных ролей специалистов, занятых в сфере социально-культурной реабилитации и поддержки населения
Государственный сектор
| Социальные службы здравоохранения
| Семейный врач, медицинский, социальный работник
| Социальные службы сферы культуры и спорта
| Социальный педагог, организатор досуга
| Службы социальной защиты
| Служба занятости населения
| Социальный работник по работе с безработными
| Служба экстренной психологической помощи
| Социальный педагог-психолог
| Семья
| Семейный социальный педагог Социальный юрист
| Служба социального обеспечения
| Социальный менеджер Специалист по социальной работе
| Службы социальной помощи на дому
| Медицинский социальный работник Социальный психолог
| Службы
образования
| Дошкольные образовательные учреждения
| Социальный педагог, психолог
| Образовательные учреждения
| Социальный педагог
| Учреждения дополнительного образования
| Социальный педагог Валеолог
| Негосударственный сектор социальной сферы
| Комитет территориального самоуправления микрорайонов
| Социальный работник Семейный социальный педагог
| Фонды социальной защиты населения
| Социальный менеджер
| Национально-этнические общественные организации
| Социальный педагог-этнолог
| Общественные организации по защите прав семьи и инвалидов
| Социальный работник
| Общественные организации по защите интересов участников войн и конфликтов
| Социальный юрист Социальный работник Социальный психолог
| Профессиональные общественные организации социальных работников / АСОПиР
| Социальный педагог Социальный работник
| Социальный сектор производственной сферы
| Государственные и негосударственные (коммерческие, частные, акционерные и др.) предприятия, фирмы, банки, торговые дома
| Социальный работник в сфере производственных отношений
| | | | | |
Социальные службы
| Специализации социального педагога
| Предметы для обучения
| Функциональное назначение специальности
| Здравоохранения; культуры и спорта; занятости населения; экстренной психологической помощи; семьи; социального обеспечения; помощи на дому; дошкольного воспитания; образовательных учреждений
| Социальный семейный педагог
| Психология семьи; Педагогика и психология развития личности; Национальные особенности быта и семейного воспитания народов, населяющих регионы; Методика работы с семьей; Технология социальных педагогических диагностик семьи; Структура социальной сферы; Знание социальной политики; Знание социальной политики в регионе; Законодательные акты по социальной защите населения региона.
| Курирование семьи, побуждение ее членов к решению проблем; формирование нравственных и общечеловеческих ценностей у ее членов
| Дополнительного образования; комитеты территориального самоуправления; фонды социальной защиты населения; национально-этнические общественные организации; общественные организации по защите прав семьи, ребенка, инвалидов; общественные организации по защите интересов войн и конфликтов
| Специалист по социальной работе с детьми и молодежью
| Психологические особенности развития детей и подростков; Основные аспекты работы в неформальных молодежных организациях; Влияние специфики региона на формирование социально-психологических качеств личности, мотивов деятельности, ценностных ориентации; Законодательные акты и постановления по защите прав детей и молодежи; Молодежные движения и объединения; Особенности коррекционной работы с девиантными подростками
| Формирование нравственного и физического здоровья подрастающего поколения; организационные работы по профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма в молодежной среде, способствующие социальной адаптации подростка, формированию активной жизненной позиции
| Профессиональные
общественные организации социальных работников социальные подразделения в государственных и негосударственных предприятиях
| Медицинский социальный работник, валеолог
| Методы и приемы оздоровительных мероприятий с различными возрастными группами;
Способы адаптации и оздоровления в экстремальных условиях; нетрадиционные формы самооздоровления
| Выявление факторов, влияющих на экологию окружающей среды, информирование о нарушениях соответствующих инстанций и общественности; организационные работы по формированию навыков, способствующих физической адаптации и самооздоровлению в условиях жизни региона; осуществление взаимодействия “ребенок-школа-семья”;
выявление и решение конфликтных ситуаций в школьном коллективе
| Социальный работник по проблемам занятости; Законы и законодательные акты России о труде и социальной защите безработных и их семей
| Специалист по организации досуговой деятельности
| Мировая культура, национальные этнические культурные традиции народов и этнических групп региона; Основы сценического искусства; Формы и методы организации досуга; Технология организации мероприятий; Потенциал культурно-досуговой и спортивной сферы региона
| Организация совместной деятельности всех категорий населения региона по интересам
| Социальная экономическая политика государства и психологические особенности безработного
| Специалист по работе с лицами с ограниченными возможностями
| Основы медицинских знаний; Законодательные акты по социально-правовой защите людей с ограниченными возможностями; Психологические особенности инвалидов-детей и взрослых; Условия реадаптации клиентов
|
| Организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных по овладению новыми востребованными в регионе профессиями
| Социальный этнолог
| Основы этнокультурной работы; Народные промыслы региона; Знание языка этногрупп
| Организация работы по возрождению культурных традиций народа региона; пропаганда национальных идей
| Способствовать решению проблем трудоустройства для нуждающихся; изучения рынка и спроса трудовых ресурсов региона
| Социальный работник, геронтолог
| Психологические особенности людей третьего возраста; Валеология здоровья и образа жизни пожилых людей в условиях региона
| Обеспечение относительной включенности в социальную жизнь общества; оказание необходимой помощи, неограниченные возможности клиента; организация досуговой деятельности
|
| Социальный работник по работе с беженцами и мигрантами
| Законы о беженцах и мигрантах
| Оказание помощи в изучение русского языка и быстрейшей ассимиляции в обществе; помощь в решении жилищных проблем и трудоустройстве
| | | | | | |
Выполнение перечисленных профессиональных функций требует обязательного наличия определенных знаний, потребностей и интересов, норм и правил поведения, умений и навыков, а главное – сформированных убежденности и устойчивой привычки к систематической реабилитационной деятельности с помощью культуры, образования, творчества, досуга, спорта.
В глобальном контексте достаточно четко просматривается взаимосвязь идеи создания в России полноценного гражданского общества и развертывания системы социально-культурной реабилитации как одного из эффективных инструментов реализации этой идеи. Признание такой взаимосвязи требует дальнейшего осмысления и изменения самого функционального устройства реабилитационного процесса – от четко прописанных в квалификационных характеристиках целей и задач деятельности специалистов (организаторов) до надежно выверенной диагностики и оценки результативности используемых ими социально-культурных методов и технологий.
Самой жизнью подтверждается вывод о том, что совершенствование и развитие социально-культурной реабилитации незащищенных групп населения – сложный, многоуровневый процесс. Он обусловлен не только личностными и социальными интересами и потребностями инвалидов и лиц пожилого возраста, но и отношением к ним со стороны государства, общества и его социальных институтов.
Образ жизни людей с ограниченными возможностями в первую очередь формируется ими самими. Их жизнеобеспечение, социальная коммуникация, рекреация, социализация не могут быть привнесены извне, благодаря чьим-либо субъективным желаниям, по шаблонным схемам. Любые социально-культурные реабилитационные проекты, программы, технологии, чтобы оправдать своё целевое назначение, не могут игнорировать особенности естественной культурной среды, духовные ценности, потребности и интересы этих групп, их культурную самобытность, в которой отражается их взгляд на мир.
Дети и взрослые – инвалиды, представители старшего поколения во многих случаях являются организаторами и непосредственными участниками творческих мероприятий, субъектами многих культурных инициатив, носителями и хранителями общенационального культурного наследия, социально-культурного опыта и традиций. В своей интеграционной политике по отношению к людям с ограниченными возможностями государство и общество основной акцент переносят на их активное социально-культурное позиционирование,самодеятельность, самоутверждение и самореализацию.
Такая интеграционная политика существенно отличается от практики государственного попечительства и патронажа, в которой отсутствует активное деятельное начало. Во все времена интеграция помогала и помогает успешно противостоять элементам сегрегации в среде инвалидов и пожилых, их обособлению, отчуждению от контактов с окружающим миром.
Трудности, переживаемые в процессе экономических и социальных реформ, в первую очередь оказывают негативное воздействие на социально-незащищенные группы населения. Социально-культурная сфера существенно расширяет возможности для самоопределения, социальной активности этой части населения в сфере культуры и досуга – это и развитие предпринимательской деятельности, индивидуального и семейного подряда.
Возрастает роль креативной педагогики, формирования у людей с социальной недостаточностью желания и готовности участвовать в социально развивающих акциях, образовательных, художественных, развлекательно-игровых, оздоровительных и других досуговых программах, в различных культурных движениях и инициативах. При этом необходима координация действий множества параллельных структур, участвующих в реабилитационной работе самостоятельно, но нередко дублирующих друг друга. Возникающее многообразие организационных субъектов, умелое использование их ресурсов и возможностей позволит обеспечить качественное обогащение форм и содержания социально-культурной реабилитации и поддержки людей с ограниченными возможностями.
|