Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Народная педагогика и самобытное народное творчество




Исторический опыт России и других стран свидетельствует о богатейших социокультурных и этнокультурных истоках духовного наследия каждого большого и малого народа.

Народная художественная культура генетически связана с возникновением и развитием таких традиционных социально-культурных институтов, как семья, школа, община, других социокультурных общностей и движений. В свою очередь, само понятие “социально-культурная деятельность” не может не ассоциироваться с понятиями народного искусства, фольклора, народных промыслов и ремесел, народной педагогики и семейного воспитания. По существу, накопленный здесь социально-культурный опыт является и средством, и результатом обширной общественной практики.

Творческая деятельность художника в искусстве раскрывается в его непосредственном взаимодействии со зрителем, слушателем, потребителем. Для того, чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но, главное, умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя.

Длительный разрыв процессов образования и культуры негативно сказывается на эстетическом воспитании детей и подростков, на приобщении дошкольников и школьников к художественной культуре общества, народным традициям, фольклору. Постоянное нарушение органического единства и взаимосвязи образовательного и социокультурного процессов серьезно препятствует введению детей в художественную жизнь, в реальную живую художественную культуру – не только в качестве зрителей, слушателей и т.д., но и в качестве активных участников процесса художественного творчества.

Восстановлению духовной культуры России путем целенаправленного культурно-эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения нет альтернативы. Эта социальная идея заслуживает самого широкого общественного и государственного признания, поскольку крупномасштабные проекты глобального повышения культуры всего населения страны вряд ли имеют сегодня реальные перспективы.

Воспитывающая роль искусства в духовно-нравственном становлении юной личности может быть еще более социально ценной, если глубоко осмыслить и практически претворить все его разносторонние возможности. В полной мере осуществить эту задачу могут сегодня современные модификации различных социокультурных институтов современного отечественного фольклора.

В народной системе культурно-художественной социализации ребенка, под которой понимается педагогически организованная совокупность различных видов его художественно-творческой деятельности, большое внимание всегда уделялось обучению детей с самых ранних лет жизненно ценным знаниям, умениям, навыкам. К семи-восьми годам выросший в селе ребенок, как правило, владел десятками видов хозяйственно-бытовой деятельности. На этом основывалась главная цель народной системы – помочь растущему человеку в нахождении своего любимого труда, ремесла, вида творческой деятельности. “Желанная работа – светлее солнца”, – издавна говорилось в народе.

Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать школа, которая вместе с семьей, учреждениями культуры и досуга, всей общественностью в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры.

Особое значение приобретает проблема не просто сохранения и освоения культурного наследия – всех видов фольклора, народных промыслов и ремесел, традиций, обычаев, – а его умелого и педагогически осмысленного включения в дальнейшие культурно-творческие воспитательные и образовательные процессы в детской, семейной, школьной и других социальных средах.

Не случайно среди социально-культурных проектов, дающих возможность формирования всесторонне подготовленных педагогов дополнительного образования, руководителей самодеятельных коллективов, большое место занимают проектные концепции в области народного творчества. Часть этих проектов посвящена творческому воссозданию традиционных элементов русской материальной культуры: мужскому, женскому, детскому народному костюму, элементам городского костюма, обуви, головным уборам, тканям, ткачеству и рукоделию, предметам сельского и городского быта, жилищам, надворным и хозяйственным постройкам и т.д.

Другая часть проектов направлена на разработку и организацию программ использования различных жанров фольклора в дошкольных воспитательных учреждениях, развития семейных, женских, школьных фольклорных клубов, самодеятельных коллективов и объединений.

В этом отношении несомненный научный и практический интерес представляют проектные концепции развития образовательных институтов отечественного фольклора как одной из альтернативных форм художественно-эстетического развития подрастающего поколения. Ведущей идеей таких институтов (школ, коллективов) является культурно-художественная социализация детей дошкольного и школьного возраста средствами традиционной культуры и искусства, обрядов, обычаев и ремесел.

Дальнейшее развитие сферы художественной культуры обязательно предполагает адаптацию знаний и навыков деятелей искусств к изменяющимся социально-экономическим условиям, характерной для большинства регионов Российской Федерации социально-культурной ситуации. Широкое распространение получили практика стажировки у ведущих специалистов и деятелей искусств, мастер-классы, творческие лаборатории на базе ведущих учреждений искусств, семинары, научно-методические и научно-творческие конференции, методическое обеспечение, мониторинг использования трудовых, административных, управленческих ресурсов в творческих коллективах.

В результате в области художественной культуры и народного творчества складываются благоприятные условия для инициирования, апробации и развития организационных моделей инновационных государственных и негосударственных профессиональных художественных учреждений, самодеятельных народных коллективов и других аналогичных объектов инфраструктурного типа. С каждым годом более продуктивным становится деловое, творческое сотрудничество с международными организациями -ЮНЕСКО, Советом Европы, Евросоюзом и другими.

В настоящее время коллективом Московского государственного университета культуры и искусств, кафедрой социально-культурной деятельности реализуется комплекс конкретных мер по совершенствованию и углублению подготовки социальных педагогов в рамках профилирующей специальности “Социально-культурная деятельность”. Разработаны и утверждены Государственный образовательный стандарт по этой специальности, базовая программа основного профилирующего курса по истории, теории и технологии социально-культурной деятельности.

Подлинная ценность знаний, умений и навыков, полученных будущими социальными педагогами, измеряется целым рядом параметров, в том числе: будут ли эти знания, умения и навыки полезны в дальнейшей социально-культурной деятельности студентов, помогут ли им принимать наиболее правильные решения; станут ли они социальным ориентиром для специалиста в его повседневной жизни и деятельности.

Организационно-методическая основа учебного процесса в школе предполагает приобщение учащихся к фольклору на фоне их широкого культурно-эстетического развития, координации классных (обязательных для всех) и внеклассных или внешкольных (свободно выбираемых) форм занятий. Только в этом случае мы сможем добиться создания целостной системы художественно-эстетического развития детей, формирования полноценной среды для выработки у них художественного восприятия и их активной творческой деятельности. Поэтому немаловажное значение приобретает интеграция различных видов народного художественного творчества в учебном процессе.

Реализация собирательного проекта школы русского фольклора связана с поиском разнообразных форм добровольного объединения родителей и детей на почве освоения отечественной народной культуры, народных традиций. Не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе дети получают возможность познакомиться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, украшениями, игрушками, праздниками, кухней), историей, народным земледельческим календарем России.

При расширении формы активного сотворчества детей, педагогов и родителей основной акцент делается на разносторонние контакты, общение, уважение людей, максимальное развитие раскрепощенности, которая присутствует у детей начиная с 5-6-летнего возраста.

Народные музыкальные традиции, в частности многолетний опыт народно-инструментального исполнительства, представляет собой богатейший и далеко еще не освоенный пласт допрофессиональной этнопедагогической подготовки детей. Методика творческого изучения, освоения и использования уникального народного опыта и традиций в учебном процессе, по существу, не получила еще необходимого теоретического и практического обоснования.

Опираясь на учебный процесс и сферу дополнительного образования, школа русского фольклора охватывает;

– всех детей, подростков, старшеклассников, имеющих различный уровень интеллектуальных и художественно-творческих способностей, вырабатывая у них умение самоутвердиться, самореализоваться в тех видах занятий музыкально-фольклорного (инструментального и хорового), декоративно-прикладного и других профилей, которые отвечают сегодняшним реалиям и соответствуют “заказу” социальной среды;

– все возрастные этапы культурно-художественной социализации детей средствами русского фольклора: от раннего детства до периода социальной зрелости;

– все многообразие элементов социальной среды, формирующей художественно-эстетический мир ребенка (семья, межличностное общение вне семьи, школы, разнообразные виды художественно-творческой деятельности в открытой среде, этносоциальные, культурно-художественные процессы в обществе и т.д.).

Непрерывность, последовательность и преемственность в организации детского творчества и эстетическом воспитании, в освоении и использовании народного опыта и традиций обеспечиваются большой кропотливой работой, которая вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого России, изучение, сохранение, передачу и популяризацию ремесел, обрядности, ведения домашнего хозяйства и другие элементы.

Ориентация школы русского фольклора на использование национальной культуры, опыта народной педагогики предполагает учет целого ряда фундаментальных идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных традиций. Педагогический процесс, как известно, по своей природе консервативен и не всегда легко поддается модернизации. Он часто не в состоянии охватить бесконечное многообразие народного художественного опыта.

Проведенный анализ учебного материала, используемого в ряде альтернативных учебных заведений эстетического профиля, показывает, что он в значительной степени привносится из профессионального искусства, не отличается яркой самобытностью, слабо отражает национальные фольклорные традиции. Далеко не всегда этот материал отвечает в должной мере реальным музыкальным вкусам, потребностям и интересам детей.

Между тем по своему содержанию эти традиции располагают большими возможностями для эффективного воздействия на детей. Взятые в совокупности, они объективно ставят учащихся и педагогов перед необходимостью поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений. Идея непрерывности в освоении и использовании фольклора, народных традиций как средства допрофессионального образования основывается на преемственности коллективных усилий педагогов и родителей, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала национальных обрядов.

Происходящие в настоящее время процессы обновления социально-экономической и духовной сферы жизни общества требуют более взыскательно и критически подойти к отбору учебного репертуара, анализу, изучению и обобщению национальных музыкальных традиций, их утверждению и обогащению в учебном процессе.

Педагогически направленное освоение богатейших народных традиций позволит, по нашему мнению, разрешить многие проблемные ситуации, сложившиеся сегодня в музыкальной культуре, в частности отчуждение значительной массы подростков и молодежи от творчества за счет удовлетворения их музыкальных потребностей через восприятие так называемой кассетной музыки, преобладание репродуктивных методов и приемов в музыкальных коллективах.

В учебном процессе уместно и педагогически оправданно обобщение и широкое использование опыта проведения фестивалей, смотров и конкурсов. Такого рода мероприятия позволяют более комплексно, фундаментально решать задачу художественно-эстетического развития детей. Особенно плодотворен здесь тематический подход, когда тот или иной общешкольный праздник проводится под определенным девизом, привлекая население всего микрорайона, а не сводится к отчетным концертам и сборным программам. Поэтому каждый из педагогов и родителей может и должен умело и грамотно использовать народно-педагогический опыт и традиции как эффективное средство художественно-эстетического развития детей и подростков, духовного обогащения различных групп населении.

Детское творчество, в том числе и художественное, становится все более ориентированным на личность ребенка, его индивидуальные особенности и интересы. Это побуждает нас рассматривать каждого педагога школы русского фольклора как квалифицированного этнолога, занимающегося организацией отдыха и развлечений. На этом пути были утрачены традиции информационно-просветительной и воспитательной работы. В обстановке усиленной деидеологизации заглохла совершенно необходимая для любого общества деятельность по гражданскому формированию личности.

Таким образом, в сфере искусства и всей художественной жизни общества социально-культурную деятельность необходимо рассматривать как профессиональную и непрофессиональную, социально направленную, основанную на исторически присущих российскому обществу традициях гуманизма и милосердия деятельность отдельных индивидуумов и социальных групп по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...