Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Теории единства профессионального и жизненного личностного самоопределения
Концепция профессионального развития Д. Сьюпера. Д. Сьюпер известен своим многолетним изучением профессиональных карьер. Под его руководством был осуществлен исследовательский проект мониторинга профессионального развития 200 старшеклассников (подобранных по сходным показателям уровня интеллекта и социальным семейным условиям жизни). Старшеклассники были всесторонне психологически обследованы и затем в течение 20 лет (с 1951 по 1971 г.) прослеживалась их судьба, устанавливались связи между успехами в их профессиональном развитии и данными первоначального психологического обследования (Михайлов И.В., 1975). Ученый связал профессиональное развитие человека с личностной зрелостью, формированием и реализацией его «Я-концепции». То, кем становится человек, зависит не только от внешних обстоятельств, но и от самого человека. Оказалось, что профессиональная зрелость школьников проявляется по показателям их информированности о путях подготовки к выбранной профессии, по степени соответствия склонностей и способностей, по осведомленности о длительности рабочего дня. Прогностически ценными стали сведения о выраженности интереса к профессии, наличии профессионального опыта и степени экономической самостоятельности подростка. Д. Сьюпер показал, что профессиональная зрелость личности старшеклассника влияет на удовлетворенность его будущей карьерой, уровень будущих профессиональных достижений, профессиональную самооценку. Он предложил рассматривать профессионализацию личности не 217 как одномоментный акт установления соответствия требований профессии и индивидуальных свойств человека, а как длитель- ный процесс развития, существенно зависящий от субъектных факторов, а не только от внешних обстоятельств. Модель последовав тельных стадий профессионального развития личности Д. Сьюпе- ра отражает в большей мере вариант продвижения в рамках вы- бранной профессиональной области. Важное значение имеет eго тезис о том, что профессиональным развитием можно управлявть через влияние на «Я-концепцию», сознание и самосознание личности. Удовлетворенность профессией зависит от того, в какой мере человек может реализовать свои способности, интересы личностные свойства в профессии. К концу жизни ученый разра-ботал модели карьеры, в которых человек оказывается последовательно в разных (или сразу в нескольких) ролях — ребенка, уча- щегося, неопределившегося гражданина, профессионального ра- ботника, домохозяина (старшего члена семьи), человека, под-держивающего ранее достигнутый уровень. Исследование взаимосвязи профессионального и личностного жизненного самоопределения в отечественной психологии. В последние годы все большее число психологов связывают процессы профессионального самоопределения с выбором образа жизни, личностным самоопределением. Действительно, выбирая профессию, человек планирует способ существования, соответствие своего будущего статуса, образа жизни предпочитаемым смысложизнен-ным ценностям, соотносит свое прошлое, настоящее и будущее в рамках единой каузально опосредованной развивающейся духовной целостности своего Я (Головаха Е. И., 1988; Абульханова-Слав-екая К.А., 1991; Психологическое..., 1998; Гинзбург М.Р., 1994; Пряжников Н. С., 1996 и др.). В русле данного подхода выполнены исследования Е. А. Климова, а также работы его учеников, посвященные формированию профессионального сознания и самосознания у представителей разнотипных профессий (Климов Е.А., 1995; Овсянникова В. В., 1982; Миронова Т. Л., 1999). Составляющие профессионального сознания и самосознания как основа профессиональной идентификации личности, ядро ее профессиональной «Я-концепции» выполняют функцию регулятора профессионального поведения, отражают эмоциональные и когнитивные компоненты профессионального опыта субъекта труда, степень вовлеченности его в профессию, отношение к профессии, от которых, в свою очередь, зависит дальнейший процесс профессионализации. Профессиональный труд приобретает определенный смысл для личности в зависимости от выбранной общей жизненной стратегии (Дружинин В.Н., 2000). Дружинин выделил семь основных вариантов жизни — жизненных стилей: «жизнь как предисловие»; «жизнь как творчество»; «жизнь как достижение»; «жизнь по пра- 218 пилам»; «жизнь как сон»; «жизнь — трата времени»; «жизнь — против жизни». Обозначенные В.Н.Дружининым типы жизненных стилей-стратегий не являются исчерпывающими, человек в течение своей жизни может совершенствоваться или деградировать, меняя выбранную ранее стратегию, возможно, что существуют некие смешанные варианты стилей жизни. Обозначенные Варианты жизни представляют собой системообразующие формы, соторые могут быть наполнены разными конкретными видами профессионального продвижения, вариантами карьеры, которые при всем своем многообразии могут иметь сходство, заданное идеальными субъективными моделями потребного будущего. Выявить гвоеобразие контуров субъективной смысложизненной стратегии шента можно с помощью психобиографических методов, методов каузометрии (Кроник А., Ахмеров Р., 2003). Однако только диагностики, простой констатации сложившейся системы личностных ценностей клиента недостаточно. Психолог-консультанту необходимо выработать и свой «личный кодекс» этических заповедей, который может стать моральной основой в Осуществлении коррекционных, воспитательных воздействий. В ка-честве такой опоры можно использовать «заповеди» Е. А. Климова: 1. Прилагая свои душевные и физические силы, мы не тратим, а раз- 2. Жизнь без любимого дела — бессмыслица. «Смысл существования», «смысл жизни» — это такое состояние человека, когда у него есть образ желаемого будущего... Это значит, что в сознании есть жизненная перспектива... Сознание и ум человека развились как средство ориентировки в будущем — «чтобы светить ему под ноги» и по возможности дальше. Представления о прошлом должны стоять на службе будущего. Но образ желаемого будущего должен быть неразрывно связан с представлением о любимых трудовых занятиях. 3. Стремление человека должно быть направлено не на достижение 4. Счастье надо видеть не в конкретных предметах и не в состоянии 5. Счастье не в покое и в благодушии, а в напряженной и успешной 6. Неправда, что человек лучше всего старается для себя. Человек на- 7. Построение, поиск, уточнение смысла моего дальнейшего суще- 219 8. Всегда должны быть запасные проекты профессиональных жизненных 9. Это предрассудок, часто пересказываемый как нечто должное: дес- 10. Занимаясь каким-либо делом «здесь и сейчас» важно уметь моби- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 278. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |