Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическое консультирование и помощь безработным
В России по данным Госкомстата в 1998 г. при общей численности занятых профессиональным трудом 63,3 млн человек число безработных составляло 13 млн человек (в среднем 20,53 % от трудоспособного населения) (Исмагилова Ф.С., 1999, с. 3). Эта цифра в два раза превышает средний процент безработных в США во времена Великой депрессии конца 20-х гг. XX в. Однако средний процент безработных не отражает реальной картины, которая значительно отличается по регионам, городам. Кроме того, существует противоречие между потребностями рынка труда и трудовым потенциалом людей, оказавшихся без работы. Так, в России 1998 г. в условиях тяжелой безработицы оставались незанятыми 1999 г. 24 тыс. человек могли трудоустроиться только при условии Индивидуальная профконсультация безработных направлена на активизацию их рефлексии в отношении преимуществ и недостатков своих возможностей с точки зрения требований рынка 226 труда. В работе Ф. С. Исмагиловой, посвященной проблеме управ-нсния профессиональным опытом людей, используется теория конкурентных преимуществ Майкла Портера, получившая широкое признание в экономике. Человек на рынке труда рассматривается с точки зрения его конкурентоспособности, основу которой составляют профессиональная компетентность и квалификация (Исмагилова Ф.С., 2000). Данная позиция оказалась полезной и применимой при консультировании безработных. Очень важно обеспечить возможность для человека посмотреть на себя, на свой опыт с точки зрения востребованности его качеств рынком труда. Безработным нужно набраться мужества и переоценить важность части своих умений, знаний, необходимо сформировать психологическую готовность обучаться новой профессии, нужной обществу. Перечень задач психологов в роли карьерных консультантов при работе с безработными в центрах занятости населения включает: информирование об имеющихся вакансиях и возможностях трудоустройства; о возможностях профессионального обучения и переобучения (за счет государства); профессиональную психодиагностику; психологическую поддержку населения, направленную на формирование у клиента адекватной самооценки; активный поиск работы; готовность к преодолению трудностей, связанных с потерей работы; формирование способов эффективного поведения в данной ситуации (Исмагилова Ф.С., 1999, с. 191). В профконсультации безработных могут быть выделены и специальные проблемы, технологии, подходы, ориентированные на типичные трудности, свойственные бывшим военнослужащим, людям, вернувшимся из мест лишения свободы, женщинам, не имеющим профессиональной квалификации и обремененным семейными заботами, инвалидам, лицам, страдающим от наркозависимости или алкоголизма и т.д. Методы карьерного консультирования Выбор методов определяется задачами, которые решает психолог-консультант. На первой встрече психолога-консультанта и оптанта обычно выясняется суть его проблемы, затем обсуждаются причины возникновения проблемы, и намечаются пути решения проблемы. Индивидуальная профконсультация оптантов на отдельных этапах может быть связана с частными задачами: коммуникативными, просветительскими, диагностическими, воспи-тательно-коррекционными. Соответственно арсенал методов и технологий работы профконсультанта должен включать: методы установления, поддержания контакта с клиентом, прекращения контакта; методы просвещения, информирования клиента о необходимых ему сведениях (работа с литературой, видеоматериалами, 227 компьютерными базами данных, типологиями профессий, инфор-1мацией о состоянии рынка труда и пр.). Профконсультанту необ- ходимо владеть: методами диагностики склонностей, интересов эмоциональных предпочтений, мотивационных ожиданий, цен- ностных ориентации клиента; методами диагностики его позна- вательных способностей и психомоторики, особенностей темпе- рамента, характера, личностных качеств, эмоциональной само- регуляции. В практике карьерного консультирования применяют- ся специализированные опросники интересов, такие, как бланк профессиональных интересов Стронга, опросник Кьюдера (Анас-тази А., Урбина С., 2001; Глэддинг С., 2002, с. 624—625), опросники для самооценки профессиональных склонностей, предпочтений Е.А.Климова, В.Е.Гаврилова, Дж.Голланда (Климов Е.А., 1984; Гаврилов В.Е., 1988; Воробьев А.Н. и др., 1994); тесты оценки способностей (Баррет Дж., 2003); методика Э. Шейна оценки карьерных ориентации клиента «Якоря карьеры», адапти- рованная В.А.Почебут и В.Э.Винокуровой (Почебут Л.Г., Чи- кер В.А., 2000, с. 268 — 271) и др. Полезны психобиографические методы, каузометрия, беседа, анкетирование. Консультанту следует придерживаться требований профессиональной этики в осуществлении диагностических процедур и вы-,боре форм предоставления диагностической информации клиенту. Консультант должен владеть коммуникативными умениями, использовать корректные и убедительные формы воспитательных воздействий. Вопросы и задания 1. Перечислите основные теоретические подходы, используемые в 2. Каковы основные направления современной профориентации в 3. Назовите основные направления психологической помощи насе- 4. Каковы задачи и методы профориентационной работы в средней 5. Как оценить эффективность профконсультационных мероприятий? 6. Каковы важнейшие факторы индивидуальной проблемной проф- 7. Какие задачи могут решаться в процессе индивидуальной проф- 8. Каковы методы карьерного консультирования? 9. Что должен знать и уметь психолог в роли карьерного профкон- ГЛАВА 9 ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ Основные понятия Проблема изменчивости, динамичности внутренних ресурсов работающего человека в течение рабочей смены, недели, месяца, года издавна волновала ученых. В начале XX в. эта проблема исследовалась в большей мере в рамках физиологии и психофизиологии труда. Результативность и качество работы субъекта труда, проявляющиеся в профессиональном поведении, обозначают терминами «продуктивность» или «эффективность», «производительность» труда. Продуктивность работы определяется многими внешними факторами, связанными с качеством обрабатываемого материала, налаженностью, исправностью оборудования, организацией производственного процесса (могут быть, например, остановки в работе, вызванные отсутствием полуфабрикатов, которые не успели доставить из соседнего цеха). Для обозначения внутренних, субъектных факторов, влияющих на продуктивность труда (как возможность человека выполнять данную работу на заданном уровне временных и качественных показателей в течение определенного времени), был введен термин «работоспособность». Понятно, что такое широкое понимание термина «работоспособность» предполагает, что последняя формируется в обучении (общем и профессиональном), зависит не только от владения знаниями и умениями, но и от определенного уровня воспитанности личности, умения подчинить свое поведение социальным целям, нормам. Роль относительно устойчивых составляющих работоспособности, связанных с подготовкой, мотивацией, а также с индивидуально-личностными качествами субъекта труда, была предметом нашего обсуждения в предыдущих главах данного пособия. В настоящей главе обсуждаются внутрисубъектные составляющие изменчивости, динамики работоспособности (влияющие на эффективность труда) в их обусловленности трудом. Речь идет о типичных формах изменчивости профессионального поведения, зависящих от того, как организован труд, в чем состоит трудовая нагрузка, какими способами выполняются трудовые задачи. Продуктивность (эффективность) труда как поведенческая характеристика и работоспособность как теоретическая модель внутрен- 229 них функциональных возможностей субъекта труда не являются, таким образом, тождественными понятиями. Различают общую и профессиональную, оптимальную, экстремальную, пониженную, потенциальную и актуальную работос- пособность (Медведев В. И., Парачев А.М., 1971). Общая работоспособность отражает возможности человека вы- полнять любую общественно полезную деятельность. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека. Синонимом общей работоспособности является понятие «трудоспособность», используемое в практике врачебно-трудовой экспертизы. Устойчивые признаки нарушения состояния здоровья, приводящие к ограничению трудоспособности, оцениваются как временные (обратимые) или необратимые степени инвалидности. Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Например, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связанных с корректировкой текстов в типографии. Потенциальная работоспособность (выносливость) характеризует максимальную продолжительность непрерывной деятельности субъекта труда на требуемом уровне эффективности (такое понимание отражает выносливость человека к определенной нагрузке). Второе значение термина «потенциальная работоспособность» характеризует максимально возможный объем работы, который способен выполнить данный человек. Это второе значение близко понятию «экстремальная работоспособность», если имеется в виду объем работы, доступный человеку в экстремальной ситуации при полной мобилизации всех его сил. Актуальная работоспособность характеризует состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (например, в начале третьего часа работы). Предполагается, что актуальная работоспособность человека меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу. Понятие «актуальная работоспособность» соответствует, с нашей точки зрения, термину «функциональное состояние» субъекта труда, которое также задается через характеристики «наличного уровня активности функциональных систем организма», характеризующегося «степенью ее адекватности предстоящей деятельности человека» (Медведев В. И. и др., 1971). Следует различать состояние работоспособности (или функционального состояния) отдельных клеток, органов, систем организма и человека как субъекта труда в целом. Зачем исследовать работоспособность и функциональные состояния персонала? Какие задачи практики требуютразра- 230 ботки специальных научных теорий, методов оценки? Таких задач можно выделить, как минимум, пять. 1. Обществу, руководителям производственных организаций 2. Выполнение некоторых видов труда сопряжено с высокой 3. Индивидуальные свойства работоспособности персонала учи- 4. Исследование работоспособности субъекта труда позволяет 5. Измерение сдвигов работоспособности субъекта труда исполь- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 271. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |