Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Таб л и ц а 5 Результаты кластерного анализа описаний профессий гуманитарных факультетов МГУ по критерию предмета труда




 

Представленность признаков предмета труда в описании профессии Форма кодирования признаков в матрице ПТЧЗХ Число профессий кластера % профессий от общего массива
1 Ч,3 00110 52 53,1
2   Ч, 3, X 00111 30 30,6
3   п, ч, з 10110 5 5,1
4 т, ч, з, х 01111 4 4,1
5 3 00010 4 4,1
6   п, т, ч, з 11110 2 2,0
7 П, Т, Ч, 3, X 11111 1 1,0
      Итого 98 100

Так, например, по критерию «предмет труда» получено семь Шстеров (табл. 5):

Ч, 3 — профессии, в которых предмет труда имеет отношение социальным и знаковым системам. К этому кластеру относится, частности, большинство юридических и экономических специ-Шзаций;

Ч, 3, X — кластер профессий, в которых предмет труда отражает социономические знаковые и артономические системы, проекты, знания. Среди профессий этого кластера: менеджер в зере культуры, специалист в области классической филологии, сторик-востоковед, археолог, философ, специалист в области эстетики и др.

К кластеру профессий, предметное содержание которых связа-с биологическими, знаковыми и социономическими системами (П, Ч, 3), относятся: клинический психолог; психолог, спе-щализирующийся в области психофизиологии, юрист в области Экологического права.

В кластер профессий, предметное содержание которых не вы-ходит за границы знаковых систем (3), попали: лингвист, фило-соф-логик; специалист в области философии и методологии на-уки, экономист, специализирующийся в области математических  методов анализа экономики.

Кластер, в котором представлены разносторонние признаки (Ч, Т, X, 3), включает следующие профессии: дизайнер средств массовой информации и коммуникации; журналист-фотограф; журналист, специализирующийся в области периодических изданий в сети Интернет; тележурналист.

79


Кластер, включающий все признаки (П, Т, Ч, 3, X), состоит изодной профессии — психолог, специализирующийся в области психологии труда и организационной психологии, ибо предме- том исследования психолога труда могут быть профессии, относящиеся к самым разным областям жизни.

Модульный подход в профессиографии.Идея модульного под- хода принадлежит петербургскому психологу В. Е. Гаврилову (1987) Суть подхода состоит в том, что для определенного массива про- фессий, ограниченного некими рамками (например, рабочих про- фессий, требующих обучения в профессионально-техническом училище города), можно составить относительно полный пере- чень модулей — типовых профессиональных задач. Каждая npo- фессия в таком случае будет содержать некоторую совокупность модулей.

Что считать модулем? Задачи, которым приписывается рол! модуля, должны:

- быть важными для профессиональной деятельности либо ча-
сто и регулярно в ней встречаться;

- быть типичными для охваченной сферы труда не только
настоящем, но и в ближайшем будущем развития этой сферы;

- соответствовать уровню средней квалификации, на который
ориентируется профессиональная школа и карьерное консульти
рование.

Психолог может охарактеризовать каждый из составленного перечня модуль, построив модель необходимых для его выполнения действий и указав соответствующие ПВК. Проделанная заранее работа такого рода может помочь в предварительной оценке психологической характеристики конкретной профессии (если удастся установить, какие модули входят в ее состав). Например, модули «Обслуживание сложных технических систем» связан с такими психологическими требованиями к субъекту труда, как техническое мышление, долговременная память, пространственные представ- ления. Следовательно, для профессий, в которых встречается дан- ный модуль, для успеха в труде будут существенны указанные ПВК. К таким профессиям, в частности, относятся наладчик автомата- ческих линий станков, механик по ремонту телерадио-аппаратуры ]и другие профессии (Дмитриева М.А., 2001, с. 12—23).






Вопросы и задания

1. Что такое профессиограмма и психограмма? В каком виде можно
представить психограмму?

2. Какие направления профессиографирования можно выделить в связи
с целями исследования?

3. Какие качества человека называют профессионально важными?

4. Какие виды ПВК выделяют в профессиографии?

80


5 Какие концепции используются за рубежом в психологическом ана-
iiизо профессиональной работы?

6 Каковы основные принципы профессиографии?
7. Какими методами психологи изучают профессии?

8 В чем преимущества и ограничения опросных методов в профессиографии?

9. В чем преимущества и ограничения метода наблюдения в профессио-
эафии?

10. Можно ли использовать эксперимент для составления психограм-
(ы успешного профессионала?

11. В чем суть трудового метода изучения профессий?

12. Составьте описание профессии и психограмму успешного работ-
Ыка в виде текста и диаграммы (по аналогии с табл. 3) в целях проф-

жентации школьников на основе вашего интервью с работником по зограмме, представленой в приложении 8.

13. Укажите в бланке для ответов (табл. 8) разновидности продуктов
зуда в профессиональной деятельности специалистов, перечисленные
I табл. 7, используя буквенные обозначения из табл. 6.

Таблица 6. Группировка разновидностей продуктов труда

 

 

 

Продукты труда

Внешний мир

Внутренний мир человека

Природа Искусственный мир
вещеподобные А Б В
процессуальные Г д Е
информационные Ж 3 И

Таблица 7. Перечень профессий

 

[№п/п Профессия № п/п Профессия
1 Пограничник И Ювелир
2 Водитель такси 12 Пожарный
3 Учитель в школе 13 Скрипач
4 Электросварщик 14 Парикмахер
5 Зооинженер 15 Геолог
6 Программист 16 Бухгалтер
7 Логопед 17 Оператор прокатного стана
8 Клоун в цирке 18 Авиадиспетчер
9 Менеджер по персоналу 19 Летчик гражданской авиации
10 Инспектор ГИБДД 20 Кассир Сбербанка

81


Таб л и ц а 8. Бланк для ответов

Ф.И.О. студента

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
X                    
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Х                    

14. отметьте в табл. 11 в клеточках, расположенных ниже номера позиции, к какой группе средств труда относятся объекты, указанные в таблице 10, используя обозначения видов средств труда, приведенные в табл. 9.

 

Таблица 9. Классификация средств труда

 

Обозначение группы Характеристика видов средств труда
А Вещественные средства для приема, получения информации
а-1 Приборы, дающие изображение
а-2 Приборы, дающие информацию в виде условных знаков, сигналов
Б Вещественные средства для обработки информации
В Вещественные средства для передачи информации для людей, в обществе
Г Вещественные средства для практических действий в природных, технических, информационных системах
г-1 Ручные (простые и механические) орудия труда
г-2 Машины с ручным управлением
г-3 Автоматические средства, автоматизированные системы, аппараты для управления длительными непрерывными скрытыми процессами
Д Внешние функциональные средства труда
Е Внутренние функциональные средства труда
Ж Условные знаки, язык, как средства хранения и передачи информации

82


Таблица 10. Перечень средств труда

 

Объект для оценки Объект для оценки
1 Таблица умножения 24 Счетчик электроэнергии
2 Лопата 25 Школьный звонок
3 Вкусовые ощущения разных супов у повара 26 Визуальные образы у ремонтника станков
4 Телефон 27 Речь учителя на уроке
5 Лупа 28 Персональный компьютер
6 Весы 29 Ножницы
7 Представления водителя о дорожных развязках 30 Амперметр
8 Логарифмическая линейка 31 Правила дорожного движения
9 Нотная запись балета для дирижера 32 Жезл постового
10 Стамеска 33 Троллейбус
11 Фотоаппарат 34 Демонстрация тренером образца движения
12 Чертежи в работе слесаря-сборщика 35 Положение флажков матроса-сигналиста
13 Регуляция балериной сил во время выступления 36 Память водителя на степени мышечных усилий при работе с педалями автомашины
14 М икрокалькулятор 37 Зеркало в труде отоларинголога
15 Колокольчик председателя собрания 38 Палочка дирижера оркестра
16 Микроскоп патологоанатома 39 Владение оперным певцом своим голосом
17 Текст драмы для актера театра 40 Пианино у концертмейстера
18 Стратегии решения задач менеджера 41 Мегафон в работе спортивного судьи

83


Окончание табл. К

 

Объект для оценки Объект для оценки
19 Телетайп 42 Пульт звукорежиссера на радио
20 Арифмометр 43 Автоматизированная система управления полетами
21 Правила техники безопасности электромонтера 44 Автомобиль
22 Восприятие и различение запахов у фармацевта 45 Холодильник
23 Театральный бинокль 46 Уголовный кодекс РФ в труде следователя

Таблица 11. Бланк для ответов (X — символ из табл. 10)
Ф. И. О. студента__________________________

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
X                            
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
X                            
29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
X                            
43 44 45 46

 

X        

15. Составьте формулу по классификации Е. А. Климова (16 признаков) для следующих профессий: актер драматического театра, продавец продовольственных товаров, нотариус, менеджер по персоналу, авиадиспетчер, слесарь-сантехник (см. рис. 3).

















ГЛАВА 3










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...