Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины и замысел перестройки




К началу 80-х годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан. В 1981 г. объемы производства в некоторых отраслях даже снизились по сравнению с 1980 г. Практически прекратился рост производи­тельности труда. Падение пытались «компенсировать» с помощью приписок, которые приобрели невиданный размах.

Экономика оставалась невосприимчивой к достижениям НТР, и разрыв с Западом в этой области увеличивался. Проведенная в 1979-1980 гг. проверка технического уровня почти 20 тыс. видов машин и оборудования, выпускаемых отечественным машино­строением, показала, что не менее трети из них нуждалось в снятии с производства или коренной модернизации.

Крупные поражения в войне всегда подвигали Россию к ре­формам. Эта закономерность сработала и теперь (как при Петре I и Александре II), когда необходимо было путем реформ преодолеть застой в экономике и подготовить её для нового рывка в гонке воо­ружений. Так Горбачев приступил к реформам. По его инициативе на Пленуме ЦК в апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускоре­ние социально-экономического развития страны - за счет более полного использования достижений НТР, производственных мощ­ностей и укрепления трудовой дисциплины, то есть потенциала социалистической системы. Намечалось ускоренное развитие шиностроения и ВПК.

В числе практических мер была введена госприемка, с помощью которой хотели поднять качество производимой продукции. Начались также очередные походы против нетрудовых доходов и приусадебных участков колхозников. Объявив бой пьянству, новое руководство в мае 1985 г. начало широкомасштабную антиалко­гольную кампанию, в ходе которой с помощью административно-запретительных и идеологических мер хотели в кратчайший срок преодолеть вековые традиции. Также был принят закон (1986 г.), разрешивший индивидуаль­ную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промы­слов и бытового обслуживания населения. Нарушив старые стерео­типы, сам Горбачев демонстрировал необычный для советских вож­дей стиль поведения, на улицах запросто общался с народом.

В начале горбачевского правления случились два события, ко­торые отчетливо показали, что с реформами медлить нельзя. 26 ап­реля 1986 г. взорвался реактор Чернобыльской АЭС, находящейся в ста километрах от Киева, Были погибшие, сотни заболели луче­вой болезнью, а население соседних деревень и города Припяти пришлось выселять. Чернобыльская катастрофа была порождена конструктивными недостатками и слабой технологической дисци­плиной и имела огромные негативные последствия для здоровья многочисленных участников ликвидации аварии, для престижа го­сударства в целом. Другое событие - приземление 28 мая 1987 г. немецкого летчика-любителя М. Руста на спортивном самолете на Васильевском спуске близ Московского Кремля. Он пересек запад­ную границу СССР, благополучно миновал все системы ПВО, хотя, по утверждению военных, они заметили и брали на мушку Руста но не получили команду открыть огонь. Горбачев в это время находился с визитом в ГДР, а генералы боялись брать на себя ответ­ственность. Результатом инцидента стало увольнение министра обороны С. Л. Соколова и еще 150 генералов и офицеров.

Ускорения социально-экономического развития не произош­ло, так как административно-командная система оставалась непо­колебленной, в ее рамках продолжало работать все народное хо­зяйство, активно использовались методы нажима, штурмовщины и т.д. Очень медленно приходило понимание необходимости проведения более глубоких реформ. В 1987 г. руководство заговорило о консерватизме аппа­рата, торможении им проводимых реформ. В январе этого года на Пленуме ЦК Горбачев заявил о необходимости перестройки, то есть модернизации социализма.

В связи с этим была выдвинута за­дача демократизации общественной жизни, обновления кадров. В июне на Пленуме ЦК было принято решение о проведении эконо­мической реформы. Была провозглашена принципиально важная цель - переход от административных к преимущественно эконо­мическим методам руководства. Однако эта цель не была подкре­плена созданием механизма осуществления. Практически не был допущен плюрализм собственности, не был введен хозрасчет.

С 1 января 1989 г. вступил в силу закон о государственном предприятии (объединении), отразивший непоследовательность горбачевской политики. Права предприятий были расширены, а ре­альные полномочия министерств и ведомств не сокращены. Подоб­ное половинчатое реформирование лишь способствовало росту дис­пропорции в народном хозяйстве, поскольку нарушало старые эко­номические связи, а новую систему не создавало.

В 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти была поставлена задача реформирования политической системы, так как считалось, что именно в ней сокрыты многие корни «механизма торможения» общественных преобразований. В документах партии закреплялась модель «гуманно­го, демократического социализма», повторялись в общих чертах идеи «социализма с человеческим лицом» периода «пражской вес­ны» 1968 г. Было заявлено о возможности совмещения постов первых секретарей партийных комитетов с постами председателей со­ответствующих Советов. Видимо, это понадобилось Горбачеву для того, чтобы пропустить местных партийных руководителей через сито выборов. Была также намечена избирательная реформа, со­державшая элементы альтернативности.

В решениях конференции делалась попытка соединения «со­циалистических ценностей» с некоторыми элементами политиче­ской доктрины либерализма. Провозглашался курс на создание правового государства, отчасти - парламентаризма (в советской форме) и разделения властей. Эти меры способствовали реформи­рованию Советов, в лице которых Горбачев хотел иметь новый «двигатель» перестройки, эффективного помощника партии. Сле­дует отметить, что либерализация политической системы не пошла на пользу КПСС: она, привыкшая лишь командовать, не сумела проявить гибкость, адаптироваться к новым условиям.

В духовной жизни общества новшеством стала политика глас­ности. Вы­движение этого лозунга объяснялось сопротивлением переменам со стороны старой номенклатуры и необходимостью для реформаторов активнее опереться на общественное мнение. Правда, Горбачев под­черкивал: «Мы за широкое развитие гласности, но в интересах об­щества, социализма, в интересах народа». Но даже такую гласность консервативные круги не готовы были принять, видели в ней по­пытку «очернить» социализм, «атаковать КПСС» и высказывались за сохранение монополии КПСС на гласность. Но уже невозможно было остановить начавшееся раскрепощение сознания.

Итак, демократизация и гласность обнажили проблемы в обществе и способствовали проявлению различных течений и интересов, воз­никновению противоречий, перерастающих порой в конфликты. Особенно острыми стали межнациональные вооруженные кон­фликты в Нагорном Карабахе, Средней Азии, между жителями Южной Осетии и Грузии. В целом гласность выявила жизненные реалии, открыла людям гуманистические ценности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...