Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование командно-административной системы в СССР.
Культ личности и его последствия. Вместе с тем разоблачение сталинщины осуществлялось людьми, которые сами были продуктом этой эпохи и соучастниками сталинских злодеяний. В докладе Хрущева не было последовательности в разоблачении преступного характера деятельности Сталина и тем более созданного им режима личной власти. Еще менее последовательным было разоблачение сталинщины Ъ постановлении ЦК КПСС от 30июня 1956 г. "О преодолении культа личности и его последствий". Пороки командно-административной системы были в конечном счете сведены к культу личности, а вся вина за преступления была возложена только на И. В. Сталина и ряд лиц из его окружения. Всячески подчеркивалось, что культ личности не изменил и не мог изменить природу социалистического общественного и государственного строя. Это соответствовало действительности: социализм в понимании политических лидеров страны второй половины 50-х гг. соответствовал командно-административной системе, которая продолжала существовать и без Сталина и его репрессивного аппарата будучи ими сформирована. Устранение некоторых фигур сталинского окружения из партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления с других партийных руководителей и с партии в целом. Политическое руководство, оставшееся у власти, не разделило ответственности за прошлое и оказалось вне критики. Изменения, которые происходили в 1956-1964 гг. в государственной системе, носили незначительный характер. Органы советской власти всех уровней по-прежнему функционировали под руководством и контролем со стороны партии, оставаясь в большой степени как бы законным прикрытием диктатуры партократии. Высшим органом власти в стране, как и прежде, формально являлся Верховный Совет СССР. В 1953 г. Председателем Президиума Верховного Совета стал К. Е. Ворошилов, а в 1960 г. - Л. И, Брежнев. На сессиях Верховного Совета СССР по-прежнему единогласно утверждались заранее подготовленные документы. Президиум Верховного Совета, который в соответствии с Конституцией выполнял все функции Совета между его сессиями, не только действовал под руководством Президиума ЦК КПСС, но и в значительной степени дублировал его по составу своих членов. Характерной чертой, отличавшей деятельность органов власти в рассматриваемый период, была передача части законодательных функций из центра на места.В мае 1956 г. в ведение республик были переданы руководство судебными учреждениями и органами юстиции, в связи с чем было упразднено Министерство юстиции СССР. Законами, принятыми сессиями Верховного Совета СССР в феврале 1957 г. и в декабре 1958 г., расширялись права союзных республик в области законодательства. К их ведению было отнесено: законодательство об устройстве судов союзных республик, принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов (при сохранении за центром установления основ соответствующего законодательства, обязательного для всех республик); вопросы областного, краевого, административно-территориального устройства. Были расширены, согласно "Положению о Верховном Суде СССР", утвержденному в феврале 1957 г., полномочия Верховных Судов союзных республик. Решением шестой сессии Верховного Совета РСФСР в феврале 1957 г. была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в годы войны. В составе РСФСР была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1958 г. в автономную республику, Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область - в Карачаево-Черкесскую автономную область. К работе в Советах стали привлекаться не только представители партийно-государственной бюрократии, но и в большей степени рабочие, колхозники и интеллигенция, не связанные ранее с аппаратом. Это, с одной стороны, обновило состав органов власти, а с другой - несколько осложнило положение противников курса Хрущева. В марте 1957 г. в местные Советы было избрано более 1,5 млн депутатов, среди которых более 60% составили рабочие и колхозники (в 1955 г. - 55%). Аналогичное увеличение представителей этих социальных категорий произошло и на выборах Верховного Совета пятого созыва в феврале 1958 г. - до 60% против 40% в Верховном Совете четвертого созыва. Одновременно стимулировалось усиление элементов самоуправления, которые на низовом уровне со временем могли бы заменить все административно-бюрократические единицы. Они должны были оказывать демократическое давление на всю структуру государственной власти, активизировать ее работу, переориентировать ее в сторону учета потребностей населения страны. Вторая половина 50-х - начало 60-х гг. была периодом всплеска социальной активности в различных регионах страны, возникло большое количество общественных организаций, которые стали решать отдельные местные вопросы. Среди них были уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содействия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, санитарные дружины, советы клубов, попечительские советы при детских домах, советы ветеранов труда и др. В них зарождались элементы коммунального самоуправления. С самого начала деятельности Хрущева как реального руководителя партии и правительства партийно-государственная бюрократия была его тайным противником. Н. С. Хрущев не мог обойтись без нее в управлении государством, но и не хотел быть марионеткой в ее руках. Он постоянно пытался ставить бюрократию в неудобные для нее рамки. Аналогичную политику проводил Сталин, но Хрущев уже не мог использовать систему репрессий. Поэтому он вынужден был постоянно искать другие пути для решения этой задачи. Важным шагом в этом направлении было положение об обязательном обсуждении кандидатур на выборные должности и ограничение продолжительности занятия должности лишь двумя сроками. Хотя эти меры были направлены на упрочение положения Хрущева, в целом они способствовали некоторой демократизации общества. В постановлении от 22 января 1957 г. "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами" ЦК КПСС предложил обсуждать выдвигаемых кандидатов на собраниях рабочих и колхозников. Естественно, это не означало свободы выборов для избирателей, однако несколько ограничивало влияние партийно-государственного аппарата при выдвижении кандидатов. Даже столь незначительное ограничение власти бюрократии вызвало ее недовольство и было одной из причин смещения Хрущева со всех постов в 1964 г.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 334. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |