Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие, цели и виды адаптацииСтр 1 из 5Следующая ⇒
Адаптация сотрудника в организации Методические указания к проведению занятий по дисциплине «Управление персоналом» Составитель Ю. Н. Лачугина
1.1. Понятие, цели и виды адаптации. 1 1.2. Этапы адаптации и разработка программы.. 4 адаптации сотрудника. 4 1.3. Участники адаптационного процесса: их роли и задачи. 6 1.4. Особенности адаптации разных категорий сотрудников. 7 Введение На сегодняшний момент очень многие компании активно занимаются подбором и обучением персонала, но очень мало уделяют внимание адаптации персонала. Как показывает статистика, большая часть новых сотрудников увольняется из организации в первые месяцы работы, так и не пройдя испытательный срок. Основные причины ухода – несовпадение действительности с ожиданиями и сложности, связанные с интеграцией в коллектив. Зачастую новичком никто не занимается, в лучшем случае его представляют коллегам и предлагают ознакомиться с должностными инструкциями. Во многих компаниях нет даже базовых программ адаптации. Однако впечатления от первых дней на новом месте обычно оставляют глубокий след и могут оказать отрицательное воздействие на мотивацию и отношение к обязанностям и коллективу. Именно из-за отсутствия системы адаптации сотрудник может испытать чувство отчуждения и занять негативную позицию к компании прямо с первого дня работы. Кроме того, если новичка предоставляют самому себе, то организация зачастую теряет возможность сформировать у него положительное отношение к своим устоям и традициям. И, безусловно, есть группы людей, которые особенно нуждаются в программах адаптации. Это выпускники вузов (они еще не имеют профессионального опыта), сотрудники старшего возраста (обычно им психологически сложно вписаться в новый коллектив) и женщины после декретного отпуска (у них часто бывают существенные пробелы в знаниях и навыках). Систему адаптации нужно выстраивать так, чтобы она затрагивала по возможности все ее виды. При этом необходимо иметь в виду следующее: что- бы сформировать эффективную программу, недостаточно усилий менеджера по персоналу, – в этот процесс должны быть вовлечены руководители подразделений и будущие наставники, которые определяются также в рамках общей системы адаптации. Главным критерием того, что период адаптации прошел успешно, является комфортное ощущение себя членом команды, чувство собственной полезности и значимости, профессиональная гордость за отличные результаты собственной работы, заслуженный авторитет в коллективе, полная удовлетворен- ность и уверенность в своих силах, завтрашнем дне.
Понятие, цели и виды адаптации Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс – к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него значительные средства. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода – несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию – важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам. В самом общем виде адаптация – «процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды». Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная – включает и технические, и биологические, и социальные аспекты. С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки. Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна: «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях». Цельюсистемы адаптации является в основном снижение издержек организацииза счет следующих факторов: 1. Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность: • достижение необходимой эффективности работы в минимальные сроки; • уменьшение количества возможных ошибок, связанных с освоением функциональных обязанностей. 2. Сокращение уровня текучести кадров: • снижение кол-ва сотрудников, не прошедших испытательный срок; • уменьшение количества сотрудников, покинувших компанию в течение первого года работы. 3. Экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них. 4. Развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой. Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации. Выгодами, получаемыми сотрудникомпосле прохождения адаптации являются: • получение полной информации, требуемой для эффективной работы; • снижение уровня неопределенности и беспокойства; • повышение удовлетворенности работой и развитие позитивного отношения к компании в целом; • освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения; • выстраивание системы взаимодействия с коллегами; • получение эффективной обратной связи от наставника и линейного руководителя по итогам испытательного срока. Выгодами, получаемыми компаниейс выстроенной системой адаптации, являются: • создание механизма оценки профессиональных и управленческих компетенций сотрудника и его потенциала по итогам работы в первые месяцы; • выявление недостатков существующей в компании системы подбора; • развитие управленческих компетенций наставников и линейных руководителей; • обоснование кадровых решений в отношении как новичка, так и наставников после окончания адаптационного периода; • повышение лояльности сотрудника к компании как работодателю. Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.
Осуществить классификацию адаптации можно по следующим критериям: 1. По отношениям субъект-объект: − активная – когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить); − пассивная – когда он не стремится к такому воздействию и изменению. 2. По воздействию на работника: − прогрессивная – благоприятно воздействующая на работника; − регрессивная – пассивная адаптация к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной). 3. По уровню: − первичная – когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии; − вторичная – при последующей смене работы. Автор статьи «Методы адаптации персонала» В. Волина выделяет также еще два вида адаптации: − адаптация работника в новой должности; − адаптация работника к понижению в должности . В этой же статье есть упоминание об адаптации после увольнения. Приводится пример: в начале 80-х гг. в США отмечались волны увольнений и досрочного выхода на пенсию. Чтобы каким-то образом поддержать увольняемых, большинство крупных компаний – около 60% – не просто увольняли работни- ков, а пытались помочь им найти новые рабочие места, организовывали программы переподготовки и повышения квалификации. 4. По направлениям: − производственная; − непроизводственная. Попытаемся раскрыть значения некоторых из приведенных типов адаптации: Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Данный аспект адаптации связан непосредственно с профессиональной стороной деятельности сотрудника в организации. Хватает ли ему знаний, умений и навыков или требуется дообучение? Есть ли перспективы у данного работника? Эти вопросы интересуют менеджеров по персоналу и руководителя подразделения. А самому сотруднику необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы: • используемые в компании технологии и техники; • стандарты работы; документация; • нормы, нормативы, технические требования; • перспективы профессионального и карьерного роста; • возможности обучения, повышения квалификации; • параметры оценки качества работы и т. д. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности. Психофизиологическая адаптация – адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т. п.). Данный аспект, в первую очередь, включает приспособление к определенному, часто отличному от привычного, режиму труда и отдыха. Особое внимание психофизиологической адаптации нужно уделить в следующих ситуациях: • Сменный график работы.Если человек никогда не работал по ночам, ему будет объективно тяжело работать посменно или менять время пребывания на работе, к примеру с 8 часов на 12; • График работы сдвинут. В некоторых компаниях предлагается график работы с 7:00 до 16:00, в других – с 11:00 до 20:00. Резко переключиться с одного режима работы на другой нередко бывает довольно сложно; • Ненормированный рабочий день. К ненормированной работе сложно привыкнуть, если в предыдущей компании график работы сотрудника был нормированным; Необходимость сверхурочной работы нужно обговаривать на собеседовании. • Длительные командировки. Для ряда сотрудников длительные разъезды могут стать дополнительным стрессом; • Проектная работа. В случае проектной работы сотрудник должен быть готов к пиковым нагрузкам, которые обычно возникают перед сдачей проекта. Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия. Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности – адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций. Сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы: • Какой стиль общения принят в коллективе (дружеский, официально-деловой, богемный, комеди-клаб и т. п.)? • Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню/должности, подчиненным, руководителям? • Есть ли в компании какие-то группы, «лагеря», территории? Какие между ними взаимоотношения? • С кем обедать? С кем курить? • У кого дети такого же возраста? У кого кошки/собаки/рыбки/птички? У кого похожие хобби, увлечения? • Что можно/нельзя обсуждать в курилке, за обедом? • К кому можно/нельзя обращаться за помощью, советом? • и т. д. Организационно-административная адаптация – работник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в производстве. Для того чтобы начать работать эффективно, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности компании, например: • Какое место занимает компания на рынке? Как идут дела? К чему стремится? • Каковы стратегические цели и приоритеты компании? • Кто является ключевыми клиентами? Кто – основными конкурентами? • Как осуществляется управление компанией? Кто принимает решения? • Какова структура компании? Где какие подразделения расположены? • Какова периодичность и технология планирования и отчетности? • Какие действуют процедуры, регламенты? • Кто и в каком порядке подписывает документы? • и т. д. Санитарно-гигиеническая адаптация – работник осваивается с новыми требованиями трудовой, технологической дисциплины, правилами трудового распорядка. Придерживается гигиенических и санитарных норм, требований техники безопасности. Обычно мы проводим на работе большую часть светового дня. Разумеется, это время должно быть как-то организовано в бытовом плане. Существует масса организационных моментов, с которыми предстоит разобраться новичку в первые дни/месяцы работы. Например: • Где находится туалет? Где можно курить? Где находится столовая? • Где можно разместить свои вещи? • Как оформить постоянный пропуск? • Кто настроит компьютер? • Когда и где выдают зарплату? • Как здесь пьют чай/кофе? Можно ли принести свою кружку? Можно ли пить кофе на рабочем месте? • Можно ли повесить над рабочим столом плакат любимой рок-группы? Семейное фото? Календарь с видами природы? • Как заказать канцелярию, курьера, машину, переговорную комнату? • К кому обращаться по поводу неисправностей в компьютере? • Где взять положенный корпоративный мобильный? Медицинскую страховку? • Как принято справлять дни рождения? Сколько сдавать на подарки и кому? • Во сколько принято уходить домой? Можно ли утром опаздывать? • Когда будет отпуск? • и т. д. Техническая (технологическая) адаптация. В каждой компании используется свой набор техники и программного обеспечения. Новому сотруднику в период адаптации придется: • Запомнить новый пароль, привыкнуть к новой клавиатуре, настроить почтовую программу, обзавестись привычными закладками в «Избранном», занести нужные контакты в «Адресную книгу»; • Освоить новую модель телефона, факса, копира, брошюровщика и пр.; • Разобраться в внутрифирменной системе хранения информации, где что лежит, как называются нужные папки; • Освоить специфическое производственное (складское, IT и т. п.) оборудование; • Освоить специфическое программное обеспечение.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 394. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |