Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Влияние транснациональных корпораций на развитие мировой экономики




 

В настоящее время практически во всех странах мира функционируют транснациональные корпорации, постепенно увеличивая свое влияние и распространение филиальных сетей на новые государственные территории. По исследованиям делового журнала «Forbes», большинство функционирующих и влиятельных ТНК принадлежит США – 18%, чуть меньший процент ТНК – 15% принадлежит Франции и Великобритании. На долю таких стран, как Германия и Япония приходится 13% и 9% ТНК соответственно. На другие страны, в том числе и Россию, приходится около 30% ТНК.

 

Рисунок 1. – Долевое распределение ТНК между мировыми странами (Forbes 2016)[25]

 

В современных условиях мировой экономики, могущество транснациональных корпораций постоянно растет и сказывается не только на других компаниях, но и на состоянии целых государств. По многим экономическим показателям, ТНК превосходят даже некоторые страны мира, что делает для них возможным диктовать и устанавливать на мировой арене свои «правила игры». Даже в Канаде 60% капитала, из которых 40% – американские компании, в перерабатывающей промышленности принадлежит или контролируется иностранцами

Лидерами транснационализации являются развитые страны, у которых процессы транснационализации начались в 1930-х гг. В 1970-е гг. в развивающихся странах начались активные процессы транснационализации, что объяснялось либерализацией мировой экономики. Локомотивом данной группы являются азиатские страны и Китай, в то время как страны Восточной Европы и Латинской Америки выглядят слабее, поскольку зависят от прямых иностранных инвестиций. С 1990-х гг. более активную роль стали играть ТНК четырех «азиатских тигров», которые стали ведущими производителями товаров и услуг, а также экспортерами капитала. Движущей силой развития ТНК стран БРИКС стало то, что в конце 1990-х гг. инвесторы разочаровались в компаниях «азиатских тиграх» и начали инвестировать в экономики стран ЦВЕ, Индии, Китая и многие страны Южной Америки, что ускорило их рост.[26]

На деятельность ТНК приходится около четверти мирового ВВП. ТНК обслуживают около 70% всей мировой торговли, владеют 80% патентов лицензий и ноу-хау, являются активными инвесторами в НИОКР (80%), а также осуществляют почти 90% прямых иностранных инвестиций (ПИИ).[27]

Бюджеты крупных ТНК превышают бюджеты некоторых стран. Анализ рейтинга FortuneGlobal 500 за 2016 г., где компании ранжируются по выручке за предыдущий финансовый год, позволяет сделать вывод, что список возглавляет торговая сеть Walmart. Ее годовая выручка составила 482,130 млрд долларов, а чистая прибыль – 14,694 млрд долларов. Лидером рейтинга является США – 134 компаний, второе место занимает Китай – 103 компании (данные представлены в таблице 1). Из Российской Федерации в данный список вошли пять компаний: «Газпром» – 56-е место, «Лукойл» – 76-е место, «Роснефть» – 118-е место, «Сбербанк» – 199-е место, «ВТБ» – 478-е место. В первую десятку вошли по три компании из США и Китая, две – из Великобритании (нидерландско-британская компания RoyalDutchShell), по одной компании – из Японии и Германии. У некоторых компаний произошел рост, например, StateGrid передвинулся с 7-го на 2-е место, ChinaNationalPetroleum – с 4-го на 3-е место, Volkswagen – с 8-го на 7-е место, ToyotaMotor – с 9-го на 8-е место, Apple – с 15-го на 9-е место. Другие компании потеряли ряд позиций: SinopecGroup (со второй позиции передвинулся на четвертую), RoyalDutchShell (с третьей позиции – на пятую),ExxonMobil (с пятой позиции – на шестую), BP (с шестой позиции – на десятую).[28]

 

Таблица 1. – Рейтинг Fortune 2016 Global 500[29]

№ п/п Страна Количество
1 США 134
2 Китай 103
3 Япония 52
4 Франция 29
5 Германия 28
6 Великобритания 26
7 Южная Корея 20
8 Швейцария 15
9 Нидерланды 12
10 Канада 11

 

Также международная деловая газета «FinancialTimes» в 2016 г. опубликовала рейтинг стран по количеству имеющихся ТНК – рейтинг «FinancialTimesGlobal 500».

 

Таблица 2. – Рейтинг стран по количеству функционирующих ТНК[30]

Место Страна Количество компаний Рыночная капитализация, млрд. долларов
1 США 209 15 672,17
2 Китай 37 2 755,24
3 Великобритания 32 1 998,88
4 Япония 35 1 678,07
5 Франция 24 1 254,23
6 Германия 18 1 207,58
7 Гонконг 18 1 123,85
8 Швейцария 11 1 102,85
9 Канада 19 817,27
10 Австралия 10 611,69
11 Индия 14 523,92
12 Испания 7 434,22
13 Швеция 10 352,94
14 Южная Корея 4 310,38
15 Бразилия 6 286,54
16 Нидерланды 7 281,12
17 Италия 6 263,33
18 Бельгия 2 222,38
19 Россия 5 197,91

 

Из данной таблицы видно, что лидирующие позиции, а именно 5 первых мест по капитализации, в списке крупнейших ТНК мира по-прежнему занимают американские корпорации, имея 209 корпораций. Среди них лидером является компания «Apple», специализирующаяся на производстве IT-гаджетов (планшеты, компьютеры, телефоны, операционные системы и т.д.). Капитализация данной компании в 2015 г. составила 724,77 млрд. долларов. Популярность «Apple» отодвинула при этом на второй план нефтяную компанию «ExxonMobil», капитализация которой на 2015 год составила 356,55 млрд. долларов. Соответственно следующие три позиции занимают компании: «BerkshireHathaway» (страхование), «Google» (ПО и услуги), «Microsoft» (ПО и услуги) и др.

Относительно ПИИ японских ТНК, то, как правило, основными направлениями являются производство автомобилей и запчастей (16%), добыча полезных ископаемых (13,5%), cельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (7,5%). Основными инвесторами являются такие компании, как Sodziko, MitsubishiMotors, Mazda, YokohamaRubber, Sojitsu.[31]

Российские корпорации также не отстают от мировых ТНК и осуществляют интернационализацию своей деятельности. Компания «ВымпелКом» в 2004 г. начала экспансию со стран СНГ, в 2008 г. вышла в Юго-Восточную Азию, а с 2011 г.– в Южную Азию, Италию, Тропическую Африку, арабские страны. Компания «Сбербанк» начала зарубежный бизнес с освоения стран СНГ, затем купила активы в Турции и Центрально-Восточной Европе. Компания «ЕвроХим» установила в 2002 г. контроль над предприятием в Литве. В 2012 г. приобрела завод в Бельгии, в 2013 г. начала добывать сырье в Казахстане, в 2014 г. вышла на рынок Китая, а в 2015 г. – на рынок США. Компания «УралХим» в конце 2013 г. построила в Латвии терминал по перевалке удобрений и сходных химикатов.

Компания «Русал» по состоянию на начало 2012 г. вела добычу бокситов в Гайане, Гвинее и на Ямайке, владела глиноземными заводами в Италии, Республике Ирландии, Украине, Австралии, Гвинее и на Ямайке, а также имела предприятия по производству алюминия в Нигерии, Швеции и Украине.

АФК «Система» является крупнейшей публичной диверсифицированной компанией в СНГ. Основными ее активами являются телекоммуникационная «Мобильные ТелеСистемы» (крупнейшим оператор связи в СНГ). В 2007 г. компания создала совместное предприятие с индийской ShyamGroup.

Банк «ВТБ» осуществляет деятельность за рубежом через 15 дочерних банков, в Европе (Кипр, Германия, Австрия, Франция, Великобритания и Сербия), в странах СНГ (Украина, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан), в Грузии, Анголе. Банк имеет представительство в Италии, филиалы в Индии, Китае, Гонконге, Сингапуре и Дубае.

Также интересные данные имеются по интернационализации деятельности компаний Северной Африки. Доля Северной Африки в мировом ВВП остается почти неизменной – около 2%. Среди египетских компаний можно выделить такие как:[32]

- EngineeringEnterprisesCompany S.A.E. (EEC) основана в 1977 г. как подрядная строительная организация, действует на рынках стран Алжира, Бангладеша, Судана, ОАЭ и Сенегала;

- GhabbourAuto была основана в 1940-е гг. В 1985 г. организовала производство по лицензии шведской Scania AB, в 1995 г. – с компанией Hyundai, а в 1996 г. – с индийской BajaiAuto. Позже были договоренности о производстве и реализации с компаниями Volvo и Mitsubishi. Для завоевания внутреннего рынка потребовался стратегический альянс с бразильской Marcopolo – производителем автобусов. В результате в 2008 г. в г. Суэц был построен завод по сборке этих изделий. В конце ХХ в. были открыты совместные предприятия в Алжире. В 2012 г. компания Geely заключила соглашение по сборке транспортных средств, а в 2013 г. было заключено соглашение об дистрибуции шин Goodyear в Алжире. В 2014 г. был заключен стратегический альянс с «Газпромнефтью» для сбыта масел и смазок;

- компания OrientalWeavers была основана в 1979 г. как производитель ковров. В 1988 г. она вышла на рынок США, в 1994 г. наладила там свое производство. Компания имеет центры дистрибуции в Дубае, США и Лондоне;

- сеть столовых Mo’mem была основана в 1988 г. Эта компания открыла столовые в Дубае, Малайзии, Судане, Ливии, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аварии;

- крупнейшая ТНК в нефтегазовой отрасли Африки Sonatrach была основана в Алжире и является госкомпанией. Она реализует нефтегазовые проекты в Африке (Египет, Мали, Нигер) и Европе (Великобритания, Испания, Португалия, Италия);

- компания COFICAB из Туниса занимается производством кабелей для автотранспортных средств. Она учредила производство в Румынии, Португалии и Марокко.

Китайские компании применяют довольно изобретательные способы для выхода на зарубежные рынки. Они обладают достаточными факторами для активного проникновения на «дешевые» сегменты, но для выхода на премиум-рынок им недостает значимости бренда. Компания PearlRiver – пример успешного выходы на международный рынок. PearlRiver является новым участником рынка клавишных инструментов. Она была основана в 1956 г. и уже на раннем этапе занималась экспортом в Гонконг. Компания в 1995 г. создала СП с японской Yamaha для постройки сборочного завода в Гуанчжоу, при этом 40% продукции доставалось PearlRiver. Благодаря этому СП PearlRiver смогла перенять опыт управления. Компания начала деятельность в Северной Америке в 1980-х гг. с экспорта при помощи американских партнеров. В 1999 г. открыла в Калифорнии дочернюю компанию. За 10 лет деятельности в Северной Америке компания стала лидером в сегменте бюджетных пианино. Несмотря на успехи, PearlRiver получала негативный эффект от репутации китайской продукции. Компания решила приобрести один из старейших премиум-брендов – немецкий Ritmüller. Данная марка производилась с 1795 г.[33]

Однако любопытным является опыт турецких ТНК. На их долю приходится почти треть промышленности и более 60% ПИИ. Самыми большими являются бизнес-группы «Коч», «Зорлу», «Сабанджи», «Улкер», «Ояк» и др., которые были образованы в 1920–1950-е гг. Также в Турции присутствуют бизнес-группы второй волны, такие как «Санко», «Фиба», «Текфен». Их сферы деятельности менее диверсифицированы и ограничиваются финансовыми услугами и банковским сектором, обрабатывающей и легкой промышленностью. Формирование данных ТНК началось с семейных компаний, вовлеченных в разработку природных ресурсов. Выход на внешний рынок для ТНК второй волны сочетался с агрессивным расширением внутри страны за счет создания СП с мировыми ТНК. Вступая в альянсы с мировыми гигантами и став проводниками на рынок Турции, они получили доступ к технологиям и практикам управления. Примером этого может служить покупка франшизытурецкой «Фибагруп» у ТНК «Марк энд Спенсер» на изготовление текстильной продукции в Турции.[34]

Проведенный анализ американских компаний позволяет понять международный уровень развития ТНК. Сеть международного производства, созданная ПИИ, привела к образованию второй экономики в экономической системе США. В рамках второй экономики сосредоточено более 20% производства США. В 2012 г. на 26 тыс. зарубежных филиалах было занято 14 млн рабочих и служащих.

В 1960-1970-х гг. ТНК США придерживались стратегии «действующий в одиночку». Зарубежный филиал действовал самостоятельно (дублировал операции материнской компании). В 1970-1980-е гг. широкое применение получила стратегия простой интеграции. Зарубежные филиалы осуществляли ограниченный круг операций по производству и поставке материнской компании компонентов, созданных при использовании конкурентных преимуществ страны филиала.

В 1990-е гг. ТНК США приняли стратегию глубокой интеграции. Смысл заключался в превращении разбросанных географически филиалов и систем производства в сети (производства и сбыта), которые были интегрированы. В начале ХХI в. американские ТНК стали отказываться от преимуществ межстрановых рыночных отношений, которые были ориентированы на запросы рынка и стали концентрировать усилия на создании глобальной производственной системы.[35]

По данным Министерства торговли США, на 2014 г. основными странами размещения американских филиалов были Европа (52,7%), Азия и Тихоокеанский регион (18,9%), Латинская Америка (13,7%), Африка (4,7%) и Ближний и Средний Восток (1,8%). Американские ТНК проявляют интерес к развитию производства в среднеразвитых государствах Западной Европы (Португалия, Республика Ирландия). Аналогичная картина наблюдается в деятельности капитала США на территории новых индустриальных стран (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В Бразилии и Мексике на автомобильные компании США приходится около 60–70% производства машин. В последнее время увеличивается влияние автомобильных компаний США в ряде стран Юго-Восточной Азии. Таиланд выпускает около 800 тыс. автомобилей в год. Западные компании контролируют почти 90% производства автомобилей в Таиланде. Компания «Дженерал моторс» планирует инвестировать в Таиланд около 750 млн долларов для выпуска 100 тыс. машин в год, большая часть которых будет экспортироваться.

В последние годы большую роль в планах ТНК США стали играть страны БРИКС. Компания GeneralElectric потратила более 50 млн долларов на создание медицинского научно-исследовательского центра в Индии. Научно-исследовательский центр компании Microsoft в Китае стал крупнейшим центром компании за пределами США. В Канаде и Мексике ПИИ США долгие годы вкладывались в расчете на обслуживание внутреннего рынка США.[36]

Как видно из приведенного анализа, стратегия транснациональных компаний различных стран, а также их уровень развития разнятся. Многие ТНК из развивающихся стран выходят на зарубежные рынки стран-соседей, в товремя как ТНК из развитых стран делают выбор исходя из собственных потребностей и желаний, несмотря на расстояние.

Современные ТНК прошли долгий путь становления, что позволяет им применять удачные стратегии проникновения на иностранные рынки. Текущий рейтинг ТНК наиболее явно позволяет оценить степень развития их стран базирования (ведущие места занимают ТНК из наиболее развитых стран мира).

Таким образом, можно сделать вывод, что в современных условиях мировой экономики, могущество транснациональных корпораций постоянно растет и сказывается не только на других компаниях, но и на состоянии целых государств. По многим экономическим показателям, ТНК превосходят даже некоторые страны мира, что делает для них возможным диктовать и устанавливать на мировой арене свои «правила игры». При этом на деятельность ТНК приходится около четверти мирового ВВП. ТНК обслуживают около 70% всей мировой торговли, владеют 80% патентов лицензий и ноу-хау, являются активными инвесторами в НИОКР (80%), а также осуществляют почти 90% прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Безусловно, ТНК являются серьезной силой в мировых экономических отношениях, с которой обязательно нужно считаться. Решение некоторых ТНК о выходе на рынок определенной страны может быть судьбоносным для последней относительно уровня развития экономики, благосостояния населения и развития рынка труда.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...