Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Актуальные проблемы и перспективы развития законодательства в РФ по договору транспортной экспедиции




Изучив важные элементы выбранной автором темы, можно выявить актуальные проблемы и перспективы развития законодательства по договору транспортной экспедиции в РФ.

В ходе изучения темы автор работы выявил следующие правовые проблемы.

Во-первых, в науке гражданского права отсутствует единое понимание правовой природы договора транспортной экспедиции. Так, из статьи 801 ГК РФ следует, что названный договор является консенсуальным, возмездным, взаимным (двусторонне обязывающим). Следует отметить, что большинство ученых разделяют позицию законодателя.

Однако в современной юридической литературе встречаются утверждения о том, что договор транспортной экспедиции может быть как реальным, так и консенсуальным. Указанная полемика с неизбежностью порождает вопрос: как следует квалифицировать действия клиента в том случае, если он не исполнил обязанности по передаче груза экспедитору. Если рассматривать договор транспортной экспедиции в качестве реального, то в ситуации, когда груз не был передан экспедитору, договор должен считаться незаключенным.

И, напротив, при отнесении анализируемого договора к категории консенсуальных договоров подобное неисполнение клиентом своей обязанности следует квалифицировать как нарушение договорных условий, являющееся основанием для применения к нему мер гражданско-правовой ответственности.

Анализ судебной практики показывает, что арбитражные суды рассматривают споры исходя из консенсуальной природы договора транспортной экспедиции.

Во-вторых, в законодательстве отсутствует закрытый перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые могут выполняться экспедитором, а «услуг, связанных с перевозкой груза» п. 1 ст. 801 ГК РФ на различных видах транспорта может быть великое множество. Причем характер и перечень таких возможных услуг подвержены постоянному изменению в связи с техническим прогрессом в области транспортировки грузов.

К сожалению, действующий ГК РФ глава 41 не выделяет отдельные виды договора транспортной экспедиции и не обеспечивает их дифференцированное регулирование. Эта задача могла бы быть решена специальным законом о транспортно-экспедиционной деятельности, к которому отсылает Кодекс, но такой закон до настоящего времени не принят. С точки зрения надлежащего правового регулирования транспортно-экспедиционных обязательств положения, содержащиеся в главе 41 ГК РФ, могут рассматриваться лишь в качестве «вынесенных за скобки» общих правил, относящихся ко всем видам договора транспортной экспедиции, каждый из которых наряду с этим требует и детального специального регулирования. Таким образом, налицо пробел в законодательстве, который может быть заполнен инициативными условиями, включаемыми сторонами в конкретные договоры транспортной экспедиции. Задача же гражданско-правовой доктрины, как мы ее понимаем, в настоящее время состоит в том, чтобы попытаться выделить отдельные виды договора транспортной экспедиции и определить их квалифицирующие признаки, предмет и содержание.

Для решения указанных проблем, автор работы предлагает следующее:

1) Внести изменения в  главу 39 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а именно указать нормы приоритетности по договору перед соглашением сторон, а также доработаем статью 801 ГК РФ, где пропишем квалификацию действий клиента по передаче груза экспедитору в качестве консенсуального;

2) Добавить пункт 4 в статью 801 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в котором бы был прописан закрытый перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые могут выполняться экспедитором.

Думается, что возникновение вышеуказанных разночтений законодательства во многом обусловлено тем, что в отличие от ГК РФ, содержащего открытый перечень возможных услуг экспедитора, Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» содержит исчерпывающий перечень экспедиторских услуг, который не позволяет охватить всех возможных вариантов осуществления транспортно-экспедиционной деятельности.

Таким образом, российское законодательство оставляет данный вопрос открытым, в то время как европейское законодательство и судебная практика допускают выполнение экспедитором услуги по перевозке груза, которая составной частью входит в договор транспортной экспедиции.

Подводя итог, следует сказать, что в рамках гражданского оборота возникает множество вопросов, связанных с отсутствием разъяснений в законах. Эти вопросы являются очень значимыми для осуществления правомерных договоров транспортной экспедиции.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель и задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены.

Рассмотрены теоретические основы договора транспортной экспедиции, проанализировано содержание и ответственность по договору транспортной экспедиции.

Можно сделать вывод, что по договору транспортной экспедиции одна сторона обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. В субъектный состав договора транспортной экспедиции входят: Клиент (грузоотправитель-грузополучатель) - обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции. Экспедитор (перевозчик) - за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Третьи лица - лица, которых привлек экспедитор для исполнения своих обязанностей перед клиентом.

Рассмотрев права и обязанности по договору, можно сказать, что основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. В их число входят: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки; получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; обеспечение отправки и получения груза; проверка соответствия количества и качества груза заявленным в документах параметрам; погрузка и выгрузка груза; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза и др. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Далее автором исследования были выявлены актуальные проблемы отсутствия к договору транспортной экспедиции обнаружения уникальности отмеченного подхода законодателя к регулированию соответствующих правоотношений. Такие нормы, которые отсылали бы к специальному закону и заранее отдавали бы ему приоритет перед соглашением сторон, невозможно обнаружить ни в отдельных главах ГК РФ и отсутствует закрытый перечень транспортно-экспедиционных услуг.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

5. Брагинский М. И. Договорное право: учебник / М. И. Брагинский. – М.: Статут, 2015. – 780 с.

6. Егорова Н. Д. Гражданское право: учебник / Н. Д. Егорова. – М.: Проспект, 2014. – 768 с.

7. Калемина В. В., Договорное право: учебник / В. В. Калемина. - М.: Омега - Л, 2013. – 256 с.

8. Ковалева О. А. Договорное право: учебник / О. А. Ковалева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2013. – 109 с.

9. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права: учебник / И. А. Покровский. - М.: Статут, 2014. – 351 с.

10. Рудашевский В. В. Договорное право на современном этапе / В. В. Рудашевский, М. Д. Фурщик // Инвестиции в России: науч. - исслед. журн. – М., 2014. – № 10.

11. Сергеев А. П. Гражданское право: учебник / А. П. Сергеев. – М.: Проспект, 2013. – 748 с.

12. Суханов Е. А. Лекции о праве собственности: учебник / Е. А. Суханов. – М.: Юрид. лит, 2014. – 240 с.

13. Толстой Ю. К. Гражданское право: учебник / Ю. К. Толстой. - М.: Проспект, 2015. – 798 с.

14. Шевчук Д. А. Гражданское право: учебник / Д. А. Шевчук. – М.: Эксмо, 2014. – 386 с.

15. Печорина В. А. Картотека арбитражных дел / В. А. Печорина. [Электронный ресурс]. - URL: http//kad.arbitr.ru.


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[2]Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[3]Брагинский М. И. Договорное право: учебник. – М.: Статут, 2015. – С. 55.

[4]Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[5]Брагинский М. И. Договорное право: учебник. – М.: Статут, 2015. – С. 56.

[6]Калемина В. В., Договорное право: учебник. - М.: Омега - Л, 2013. – С.76.

[7]Сергеев А. П. Гражданское право: учебник. – М.: Проспект, 2013. – С. 89.

[8]Сергеев А. П. Гражданское право: учебник. – М.: Проспект, 2013. – С. 91.

[9]Толстой Ю. К. Гражданское право: учебник. - М.: Проспект, 2015. – С.65.

[10]Шевчук Д. А. Гражданское право: учебник. – М.: Эксмо, 2014. – С. 101.

[11]Толстой Ю. К. Гражданское право: учебник. - М.: Проспект, 2015. – С.66.

[12]Шевчук Д. А. Гражданское право: учебник. – М.: Эксмо, 2014. – С. 123.

[13]Ковалева О. А. Договорное право: учебник. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2013. – С. 65.

[14]Рудашевский В. В. Договорное право на современном этапе Инвестиции в России: науч. - исслед. журн. – М., 2014. – № 10.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...