Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет и субъектный состав договора




В современной юридической литературе складывается представление о предмете договора транспортной экспедиции как о совокупности оказываемых экспедитором услуг, связанных с перевозкой груза.

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Как правило, это определяется договором, заключенным между экспедитором и клиентом. При этом обращается внимание на то, что определенные требования к транспортно-экспедиционным услугам предъявляются также нормативными актами, которые должны соблюдаться сторонами договора транспортной экспедиции, и приводит в качестве примера Государственный стандарт Российской Федерации «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте».

Указанным государственным стандартом предусмотрены перечни основных и дополнительных услуг, предоставляемых экспедиторами на железнодорожном транспорте. В частности, к числу основных отнесены: услуги по оформлению документов, сдаче и получению груза (заполнение транспортной железнодорожной накладной и комплекта перевозочных документов; оформление переадресовки грузов; предъявление грузов к перевозке; выдача грузов на станциях назначения); услуги по завозу-вывозу грузов (доставка грузов от склада грузоотправителя до железнодорожной станции и от станции до склада грузополучателя автомобильным транспортом);услуги по погрузочно-разгрузочным и складским работам (погрузка и выгрузка железнодорожного состава и автомобильного транспорта; сортировка грузов, комплектование отправок; погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них и т.п.); информационные услуги (уведомление грузополучателей об отправке грузов в их адрес; уведомление о продвижении грузов и подходе их к станции назначения; слежение за продвижением груза от станции отправления до станции назначения;уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю и т.п.); услуги по страхованию грузов (подготовка к заключению договора страхования грузов; уплата страховых взносов; оформление документов при наступлении страхового случая и т.п.); платежно-финансовые услуги (оформление и уплата провозных платежей, сборов и штрафов; проведение расчетных операций за перевозку грузов с отдельными станциями, портами и пристанями)[7].

Если обратиться к юридической литературе советского периода, то там также можно встретить аналогичные взгляды на предмет договора транспортной экспедиции, понимаемый как совокупность операций и услуг, выполняемых экспедитором. Причем указанные услуги обычно дифференцировались на юридические действия и операции производственного характера, которые подвергались детальному анализу.

Рассуждая о предмете договора транспортной экспедиции, не следует забывать о его двустороннем и взаимном характере. Данное обстоятельство предопределяет необходимость включения в предмет этого договора не только действий экспедитора по выполнению или организации выполнения соответствующих услуг, связанных с перевозкой груза, но и действия клиента по возмещению экспедитору понесенных им расходов.

Представляется также, что необходимо вести речь о различных вариантах предмета договора, которые дают разные модели договора транспортной экспедиции. В самом деле, нельзя не видеть разницы между договорами транспортной экспедиции, когда в одном случае экспедитор принимает на себя обязательство организовать перевозку груза и в этих целях ему предоставляются правомочия заключать сделки и совершать иные, как юридические, так и фактические, действия, а в другом – обязательство экспедитора сводится к сопровождению груза, доставляемого на основании договора перевозки, заключенного автотранспортной организацией непосредственно с клиентом, на станцию железной дороги и сдаче его перевозчику от имени клиента и по его доверенности[8].

Предлагаемое в юридической литературе разграничение данных видов договора транспортной экспедиции лишь по количественному признаку представляет собой чисто механический подход, основанный на подсчете числа операций и услуг, выполняемых экспедитором. Такой подход не добавляет ничего к пониманию целей и сущности договора транспортной экспедиции и совершенно не учитывает качественных различий между этими разными видами договора транспортной экспедиции.

Итак, в качестве клиентов по договору транспортной экспедиции могут выступать как предприниматели, так и лица, не использующие транспортно-экспедиционные услуги в предпринимательских целях, например физические лица. Для того чтобы являться указанной стороной по договору, лицо должно быть заинтересовано в транспортно-экспедиционном обслуживании и отвечать общим требованиям гражданской правосубъектности, т.е. обладать правоспособностью и дееспособностью[9].

Под заказчиком (клиентом) понимается любое юридическое или физическое лицо, заключившее с экспедитором договор на экспедирование или выдавшее экспедитору поручение на экспедирование и обладающее правами и обязанностями, возникшими на основании этого договора и поручения или в результате действий, связанных с поручением на экспедирование. Содержание термина «заказчик» не конкретизируется указанием на то, является ли он грузоотправителем либо грузополучателем. Понятие заказчика сводится к указанию на лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции. Так, в пункте 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности закреплено, что «клиент» - лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязанность оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором. В ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» также нет подобного ограничения. При заключении договора транспортной экспедиции, за тем исключением, когда он заключается с использованием экспедиторских документов, еще не появляются такие субъекты, как отправитель и получатель груза. По общему правилу сначала заключается договор транспортной экспедиции, а уже потом в рамках этого договора клиент дает экспедитору поручение экспедитора, в котором указывается отправитель, получатель.

Для оказания транспортно-экспедиционных услуг не требуется наличия специальной правоспособности, данная деятельность не является исключительной[10]. Транспортно-экспедиционные услуги могут оказывать любые юридические лица, имеющие общую правоспособность. Для их оказания экспедитору не обязательно быть членом Союза экспедиторов России.

По отношению к перевозимому грузу экспедитор может быть отправителем груза, когда он заключает договор перевозки груза с перевозчиком или получателем груза, когда он, например, оказывает услуги по приемке груза от органов транспорта и передаче его клиенту. Экспедитор также может не быть ни отправителем, ни получателем груза в случае, когда он не заключает договоры перевозки груза и остальные услуги он оказывает не лично, а при помощи привлеченных третьих лиц. При этом отметим, что ни в каком случае экспедитор не может быть собственником груза. Тем не менее экспедитор всегда является владельцем груза, а основанием владения грузом является договор транспортной экспедиции[11].

Таким образом, можно сделать вывод, что предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. В субъектный состав договора транспортной экспедиции входят: Клиент (грузоотправитель-грузополучатель) - обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции. Экспедитор (перевозчик) - за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Третьи лица - лица, которых привлек экспедитор для исполнения своих обязанностей перед клиентом.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...