Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и сущность мотивации. Основные теории мотивации и их применение в менеджменте.




Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей, или целей организации.

Первоначальные концепции мотивации были достаточно просты. Самым первым из применяемых приемов мотивации является метод «кнута и пряника». Однако развитие НТП, усложнение потребностей работников, повышение уровня их образованности и информированности, улучшение условий жизни требуют новых методов мотивации.

Факторы мотивации:

Стимул– внешний фактор воздействия. Его дает организация – повышение по службе, повышение заработной платы, дополнительный отпуск, личный кабинет и т.д.

Мотив – внутренний фактор побуждения, то есть трансформация стимула во внутреннее психологическое состояние исполнителя. Его дает сама работа (чувство содержательности, значимости, результата, самоуважения и уважения в коллективе). Поэтому мотивация отличается от стимулирования.

Совокупность побудительных мотивов и стимулов к деятельности формирует интерес работника.

На процесс формирования интереса влияют:

1) потребность – это ощущение нехватки чего-либо. Выделяют первичные и вторичные потребности. Первичные (физиологические: в пище, питье, дышать, спать). Вторичные (психологические: в успехе, уважении, власти, принадлежности).

2) побуждение – это потребность, имеющая определенную направленность действий, то есть выраженная в конкретном поведении, сконцентрированная на достижении цели). Цель здесь осознается как средство удовлетворения потребности;

3) степень удовлетворения потребности. Люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Степень удовлетворения зависит от обещанного вознаграждения и его значимости в глазах исполнителя.

Итак, основные зависимости мотивационного менеджмента таковы:

Стимул →потребность →побуждение →поведение →результат →степень удовлетворения потребности

Современные концепции принято разделять на два направления:

1.Содержательные - основываются на идентификации внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать определенным образом. Цель: опред-е потребностей, побуждающих людей к действиям.

2.Процессуальные - не оспаривают потребностей, но предлагают, что поведение личности зависит от ее восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, возможных последствий выбранного ими типа поведения.

Выделяют три содержательные теории мотивации:

а) теория потребностей Абрахам Маслоу;

б) теория потребностей Дэвид Мак Клелланда;

в) двухфакторная модель Фредерик Герцберга.

А.Маслоу выделил пять основных групп потребностей: физиологические потребности (в самом низу пирамиды, т.е. основа) еда, отдых, физич.развитие; потребности в безопасности и уверенности в будущем (дом); социальные (положение в обществе; семья); потребность в уважении или эгоистические потребности (внешние: статус, престиж; внутрен.: самоуважение, свобода); потребности самовыражения или самоактуализация (творчество).

Дэвид Мак Клелланд выделил три группы потребностей – потребность власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается через желание воздействовать на др. людей.

Потребности успеха выражаются через удовлетворенность работой, процессом ее доведения до успешного результата.

Потребность в причастности выражается через заинтересованность в дружеских отношениях, оказание помощи др., общение на работе.

Мак Клелланд считал, что несмотря на то, что все эти потребности есть у всех людей, ведущей является как правило одна из них. Следовательно, надо ее определить и соответствующим образом поступать.

 

24. Стили руководства и качество управления (общая характеристика).

Эффективность труда руководителя во многом зависит от его руководства.

Стиль руководства – это устойчивая система способов, методов и форм, используемая в практической деятельности конкретным руководителем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...