Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное и общественное краеведение




В разное время в понятие «краеведение» в России вкладывалось различное содержание. Так, в 20-х гг. 20 века краеведение принято было рассматривать как метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории.

В 30-е годы того же столетия краеведение определялось как «общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в социалистическом строительстве своего края на основе всестороннего его изучения».

А.С. Барков в 1961 г. рассматривал краеведение уже как комплекс научных дисциплин, различных по своему содержанию и частным методам исследования, но ведущих в совокупности к научному и всестороннему познанию края.

В настоящее время под краеведением принято понимать всестороннее изучение в научных, просветительских и учебно-воспитательных целях некой административной единицы, в т.ч. исследование особенностей природы, геологической истории, населения, хозяйства, культуры и т.д.

При таком разнообразии объектов исследования краеведение, по сути, нельзя считать самостоятельной научной дисциплиной, а лишь направлением в составе различных наук. Выделяется историческое краеведение, этнографическое краеведение и даже художественное краеведение, однако, ни в одной науке нет для него таких широких возможностей как в географии. В значительной степени объект и методы исследования для географии и краеведения едины, и, таким образом, краеведение нередко рассматривают как «малую географию», точнее как «малое страноведение».

По организационным формам краеведческая деятельность может быть объединена в три направления: государственное, школьное и общественное. Все направления краеведческой работы объединяются общим предметом исследования – краем. В понятие «край» вкладывается различное содержание, и в значительной степени оно условно. Это может быть окрестность школы или город, область, административный край, республика и т.д. Как правило, смысловое наполнение данного термина зависит от того, кто и с какой целью занимается краеведческой работой. Для районного музея краем может быть один или несколько административных районов. Для школы край – это район, сведения о котором используются как местный материал в преподавании учебных предметов.

Государственное научное краеведение направлено на всестороннее изучение различных территорий страны силами сотрудников университетов, исследовательских институтов отделений академии наук, отделений и филиалов научных обществ, краеведческих музеев и иных государственных учреждений. Государственное краеведение существует в двух формах: музейное и региональное.

Общественное краеведение осуществляется силами различного рода общественных организаций, домами культуры, различного рода клубами, организациями, занимающимися экскурсионно-туристической деятельностью. Формы общественного краеведения довольно разнообразны, начиная с туризма и заканчивая самодеятельностью.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется учащимися под руководством учителя в соответствии с учебными и воспитательными задачами. Формы школьного краеведения объединяются в две группы: учебное, или иначе программное, и сверхпрограммное. Учебное краеведение предполагает обязательное участие всех учеников класса, а задачи и содержание определяются учебными программами. Сверхпрограммное не регламентируется программами, предполагает добровольное участие учащихся класса, а задачи и содержание определяются учебно-воспитательным планом школы. Программное краеведение, в свою очередь, делится на урочное и внеурочное. Сверхпрограммное включает в себя туристические походы, экспедиции, кружковскую работу.

Государственное и школьное краеведение в России развивались относительно ровно, в то время как общественное после бурного развития в 20-30-х годах 20 века отошло как бы на второй план, и только в настоящее время эта форма вновь отвоевывает свои позиции, главным образом за счет деятельности разного рода общественных природоохранных организаций и туристических фирм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 381.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...