Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет и задачи этнографии.




Этнография — наука, основным объектом изучения которой являются народы мира. Однако такое представление об исследовательском объекте этнографии установилось далеко не сразу. В прошлом одни ученые считали ее объектом человека, другие — культуру, третьи — общество. И хотя одновременно было распространено мнение, что объект этнографии — народы, при этом принимались во внимание главным образом народы бесписьменные, находившиеся на ранних ступенях социально-экономического развития. Распространенность такого представления в значительной мере связана с тем, что, сложившись как наука в эпоху расцвета колониализма буржуазной Европы, этнография была первоначально нацелена преимущественно на изучение народов внеевропейских территорий, в большинстве отстававших в своем развитии. Этнография при этом резко противопоставлялась истории, которая считалась наукой, изучающей «исторические» народы на основании письменных источников. Этнографии же отводилась роль науки о «неисторических» народах. Подобные концепции, однако, безнадежно устарели. Уже давно стала очевидна несостоятельность деления народов на «исторические» и «неисторические». Широкое признание среди специалистов получило представление о том, что объектом этнографии являются все народы, как отставшие в своем развитии, так и высокоразвитые, как малочисленные, так и многомиллионные, как существовавшие в прошлом, так и существующие ныне.

Подобно большинству названий наук, термин «этнография» является производным от древнегреческих слов. Одно из них «этнос» переводится как народ, другое — «графейн» значит писать, описывать.

Представление о народах как основном объекте этнографии не исключает расхождений, касающихся определения ее предмета. Это, в частности, отчетливо проявилось в период становления советской этнографической науки. Тогда, с одной стороны, пытались ограничить задачи этнографии изучением только архаических, пережиточных явлений, с другой — рассматривать этнографию как некую супердисциплину, претендующую на изучение едва ли не всех компонентов жизнедеятельности общества. Подобные расхождения в определении предмета этнографии в известной мере сохраняются и поныне как у нас в стране, так и особенно за рубежом (прежде всего в таких аналогичных этнографии дисциплинах, как этнология, культурная и социальная антропология). Очевидно, однако, что первая из указанных тенденций неизбежно влечет за собой представление о предмете этнографии как о «шагреневой коже», ибо для современности характерно все большее исчезновение архаики из жизни народов. Несмотря на кажущуюся широту, не более перспективна для науки об этносах и вторая тенденция. Она создает непреодолимые трудности для разграничения познавательных задач этнографии и других научных дисциплин, изучающих различные аспекты жизни народов (социологии, лингвистики, искусствоведения, фольклористики и т. д.).

Все это настойчиво выдвигает вопрос о критериях определения предметной области этнографической науки, ее размежевания со смежными дисциплинами. При выборе такого рода критериев следует исходить из того, что предмет каждой науки определяется далеко не произвольно и прежде всего зависит от выделения из всей совокупности присущих ее объекту свойств именно тех, что исследуются данной наукой. Следовательно, типичный для нее угол зрения определяется не произвольным набором проблем, а наличием у объекта определенных специфических свойств. Поскольку объектом этнографии являются этносы — народы, очевидно, среди их типологизирующих, характерных свойств и следует искать критерии для определения предмета этой научной дисциплины. Напомним, что такими свойствами являются те, благодаря которым этносы могут быть выделены среди других человеческих общностей, т. е. те, которые могут быть названы этническими. Это, с одной стороны, функция объединения всех членов этноса (внутриэтническая интеграция), а с другой — функция отграничения их от представителей других подобных общностей (межэтническая дифференциация). Как уже говорилось, такого рода функции наряду с языком выполняют преимущественно традиционно-бытовые компоненты культуры (обычаи, обряды, народное искусство, устное творчество и т. п.), специфические особенности которых отличают один этнос от другого.

Соответственно основанием для выделения предметной области этнографии должно служить рассмотрение компонентов этноса сквозь призму выполнения ими этнических функций. При этом в силу большей наглядности этнодифференцирующих свойств (этнической специфики) именно такие свойства обычно выступают в качестве отправного ориентира для выделения предметной области этнографических исследований.

Но, разумеется, этнография призвана раскрывать весь облик этноса — не только его отличительные особенности, но и черты, общие с другими этносами. Определение особенного и общего всегда представляет единый процесс. Поэтому сравнительное изучение компонентов этноса как основной метод установления его специфических особенностей неизбежно предполагает выявление и черт, общих с другими этносами. При этом одни из таких черт могут оказаться присущими всем существующим и существовавшим этносам, т. е. иметь общечеловеческий характер, другие — лишь группе этносов и, следоватепьно, быть по-своему тоже специфичными.

Итак, к уже известному нам определению этнографии как науки, основным объектом которой являются этносы — народы, следует добавить, что эта наука исследует их сходство и различия.

Представление о том, что этнография рассматривает свои объекты сквозь призму выполнения их компонентами этнических функций, позволяет выделить основное ядро ее предметной области. Очевидно, что при таком подходе это ядро составит тот слой культуры в широком смысле слова, который выполняет этнические функции, т. е. прежде всего традиционно-бытовая культура. Одним из примеров ее многообразия у народов мира может служить традиционное жилье. Весьма наглядно этнические особенности прослеживаются в сфере такого компонента материальной культуры, как пища. При этом различия между народами касаются и состава потребляемой пищи, и способов ее приготовления, и времени ее приема. Существенно различаются у народов мира также семейный быт, брачные обычаи и обряды. В сфере повседневного поведения этнические особенности бывают настолько своеобразными, что нередко воспринимаются представителями других народов как нечто странное и удивительное.

При всей значимости для этнографии выявления архаики было бы, однако, неверно полагать, что эта дисциплина ориентирована лишь на изучение «живой старины». Особенно это относится к этносам развитых классовых обществ. Дело в том, что в таких обществах существенно меняется содержательная сторона объекта этнографических исследований. Он становится чрезвычайно сложным, многогранным.

Все это выдвигает перед этнографией особый комплекс задач, связанных с рассмотрением современных народов (в том числе индустриально развитых стран) как живой действительности. Разумеется, и в этом случае главное внимание должно быть уделено тем сферам жизни народов, в которых наиболее отчетливо проявляются их характерные черты. А это, как уже отмечалось, главным образом относится к духовной культуре народов, к их общественной психологии.

Так как этносы — динамические системы, одна из важнейших задач этнографии — изучение этнических процессов. При этом основное внимание уделяется двум диаметрально противоположным периодам в этнической истории человечества. С одной стороны, к относящемуся главным образом к далекому прошлому возникновению этнических общностей (этногенезу), с другой — к современным этническим процессам. Все большая интенсификация этнических процессов в современном мире придает соответствующим этнографическим исследованиям особую значимость и перспективность. Таким образом, этнография – научная дисциплина, изучающая сходство и различие всех народов мира, а также происходящие с ними изменения на протяжении всей истории человечества, с древнейших времен до наших дней.

Одно из центральных мест в этнографических изысканиях занимает изучение современных этнических процессов. Научно-техническая революция середины XX в., необычайно сократившая расстояния между всеми народами, сделала особенно ощутимым и нетерпимым наследие их былого неравномерного развития. Правда, при изучении усилившихся во всем мире национальных процессов этнограф сталкивается со своеобразными трудностями. Особенно это относится к изучению народов высокоразвитых стран, образ жизни которых постепенно все более унифицируется. Однако следует иметь в виду, что народы и в высокоразвитых странах обладают своими этническими особенностями, притом не только сохранившимися от далекого прошлого, но и возникшими сравнительно недавно.

Одной из важнейших задач советских этнографов является исследование этнических аспектов национальных процессов. Значение этой проблематики для такого многонационального государства, как наше, трудно переоценить.

Задача всесторонней характеристики народов-этносов и этнических процессов может быть решена лишь на основе специального исследования всех их компонентов, в которых проявляется этническая специфика. Отсюда следует особое значение для этнографии комплексного подхода к предмету исследования и использования данных, полученных другими науками, как гуманитарными, так и естественными. При этом этническая специфика выступает в качестве основного ориентира для определения ее взаимоотношения со смежными дисциплинами, со многими из которых она тесно связана.

Классификация народов.

Относительно точную и полную картину мира могут дать только определенным образом сгруппированные и систематизированные сведения о народах. В народоведении используется ряд классификаций, совокупность которых дает возможность охарактери­зовать такое сложное явление, каким является этнос, и установить место каждого этноса в ойкумене (населенной людьми части Земли). Основные виды классификаций включают геогра­фическую, антропологическую, языковую, историко-этнографическую, хозяйственную, религиозную (этно-конфессиональную) группировки. Географическая классификация(классификация по континентам и регионам) помогает уточнить места обитания народов или их групп. Различают народы Австралии и Океании, народы Азии, Африки, Америки, Европы. Отдельную группу составляют народы России и сопредельных с ней стран. Можно говорить также о народах Кавказа, Карибского бассейна, Южной Африки и т. п. Антропологическая классификацияучитывает био­логические особенности народов. Все населяющие Землю люди принадлежат к одному биологическому виду – Хомо сапиенс («человек разумный»), однако отдельные группы человечества различаются рядом физических (биологических) признаков, связанных с единством происхождения и одновременно определенной областью распространения. Исторически сложившиеся группы людей, объединенные общностью физических при­знаков, называются расами. Такие признаки передаются по наследству. В настоящее время различают четыре большие расы: негроидную (африканскую), европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую) и австралоидную (океанийскую). Расовые различия проявляются в цвете кожи, радужной оболочки глаз, волос, в форме волос, черепа, длине тела, а также в более глубинных (генетических) признаках – группах крови, рисунке на коже пальцев и ладоней и т. д. Они сформировались в течение длительного времени – по-видимому, 40 – 20 тыс. лет до н. э. Таким способом люди подобно всем живым организмам телесно приспосабливались к естественно-географическим (природным, экологическим) условиям существования. Расовые характеристики людей проливают свет на историю формирования народов. Так, физической антропологией установлено, что все народы нашей планеты являются смешанными в расовом отношении. Все человеческие расы обладают одинаковыми био­логическими возможностями для развития культуры и общественной жизни. Представления о физической, психической и умственной неравноценности рас, о «выс­ших» и «низших» расах (именуемые расизмом) антинаучны и антигуманны. Расизм осуждается подлинной наукой и демократической общественностью мира. Языковая группировкаимеет важное значение для понимания происхождения народов. Языки тех или иных народов принято объединять в языковые семьи (и филии – группы семей) по признаку сход­ства (родства), устанавливаемого путем их сравнения (прежде всего их словарного состава). Сходство языков может свидетельствовать либо о родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. В самую крупную языковую семью — индоевропейскую — вхо­дят, например, такие сильно отличающиеся друг от друга языки, как русский, английский, персидский, армянский и греческий. На языках индоевропейской языковой семьи говорит около 45% всего населения мира. В составе больших языковых семей различают меньшие языковые группы – ветви. Так, индоевропейская языковая семья состоит из десяти ныне живущих групп языков, алтайская семья языков включает три языковые ветви, а вот древнешумерский или нивхский языки до сих пор не удается включить ни в одну языковую группу: они — изоляты (обособленные языки). Нередки случаи, когда разные народы говорят на одном и том же языке. На испанском говорят не только испанцы, но и большинство крупных народов Латинской Америки. На английском языке говорят англичане, американцы США, англоканадцы, англоновозеландцы, англоафриканцы, ямайцы и ряд других народов. Не­мецким языком пользуются немцы, австрийцы, германо-швейцарцы. Точное число языков на Земле неизвестно. Специ­алисты полагают, что их от 4 до 6,5 тыс. При этом на двенадцати языках, к которым относятся китайский, английский, хинди и близкий ему урду, испанский, русский, арабский, португальский, японский, немецкий и французский, говорит более 60% всего человечества. Чаще всего каждый народ говорит на одном языке: монголы — на монгольском, венгры — на венгерском, финны — на финском и т. д. Но в мире широко распространено и двуязычие, реже – трехъязычие (владение и пользование этносом или его частью двумя и боль­шим числом языков). Двуязычны значительная часть населения Бельгии и Швейцарии, ряда африканских стран, Индии, Индонезии и других государств. Двуязычие широко распространено в России и сопредельных странах, где, по некоторым данным, более половины нерусского населения знает русский язык. Многие народы до сих пор остаются бесписьменными. К ним относятся аборигены Австралии, многие индейские племена Южной Америки, пигмеи, бушмены и готтентоты в Африке. У значительной части этно­сов письменность была создана в XX в. с помощью органов государственной власти и народного просве­щения. Более 50 народов бывшей царской России — 14 например, алтайцы, марийцы, хакасы, чукчи — обрели письменность после революции 1917 г., в 20 —30-е годы прошлого столетия. Историко-этнографические (историко-культурные) области.Наряду с языковым родством, между народами может также существовать историко-этнографическое, или историко-культурное сходство. Оно возникает на определенных территориях у народов-соседей, длительное время поддерживавших хозяйственные, культурные, экономические, политические и иные связи между собой, взаимно влиявших друг на друга и приобретших в результате этого ряд общих черт. Такие территории принято называть историко-этнографическими, или историко-культурными, областями (ИЗО), историко-культурными провинциями и даже региональными цивилизациями. Примером историко-этнографических областей могут служить Юго-Восточ­ная Прибалтика — район расселения литовцев, латышей и эстонцев и Урало-Поволжье — регион, объединяющий тюркские, финно-угорские и славянские народы. Историко-этнографической провинцией можно считать область расселения восточных славян и окружающих их этносов. А Восточная Азия — Монголия, Китай, Корея и Япония — принадлежит к региональной цивилизации. Такого рода области, провинции и региональные цивилизации ученые выделяют на всех континентах нашей планеты.

Хозяйственная классификация.Немало народов, говорящих на разных языках и живущих далеко друг от друга (иногда даже на разных континентах), имеют много похожего в культуре. Такие этносы (или части этносов) принято группировать по определенным ти­пам культуры или хозяйственно-культурным типам (ХКТ), складывающимся в сходных природных усло­виях обитания на основе одинаковых видов хозяйствен­ной деятельности. Хозяйственно-культурные типы чаще всего характеризуют этносы, находящиеся на ранних, доиндустриальных ступенях развития, Разли­чия между хозяйственно-культурными типами в пер­вую очередь касаются основных занятий и способов существования — сельского хозяйства, промыслов, ремесел, но наряду с ними орудий труда, жилищ, пищи и т. п., а нередко также фольклора и верований.

Различают три основные группы хозяйственно-культурных типов: 1. Группы с присваивающим хозяйством. Его пред­ставляют охотники, собиратели и рыболовы, для ко­торых собирание дикорастущих растений и охота на диких животных являются единственным или основным источником существования. Это — ис­торически самый ранний ХКТ, он начал склады­ваться в эпоху палеолита (древнекаменного века). В настоящее время к числу охотников и собирате­лей относятся ведды острова Шри-Ланка, семанги Малакского полуострова, аэта Филиппин, пигмеи бассейна реки Конго в Африке и некоторые дру­гие этнические группы.

2. Народы и группы с производящим хозяйством. Для них характерно мотыжное (ручное) земледе­лие и животноводство. Основным источником су­ществования при таком типе хозяйства является выращивание культурных растений и разведение домашних животных. Становление этого ХКТ от­носится к эпохе неолита (новокаменного века). В наши дни ручными земледельцами продолжа­ют оставаться некоторые малочисленные наро­ды Индии, Южного Китая, Индонезии, тропичес­кой Африки и бассейна Амазонки в Южной Америке. 3. Для развитого производящего хозяйства характер­но плужное (пашенное) земледелие с использова­нием тягловой силы домашних животных. Древней­шие очаги пашенного земледелия возникли в долинах великих рек — Тигра, Евфрата, Нила, Инда, Ганга, Амударьи, Хуанхэ — в эпоху бронзо­вого и в начале железного веков (IV —начало III тыс. до н. э.). В Америке, Австралии, Океании, в Африке к югу от Сахары этот ХКТ отсутствовал, но зато преобладал у народов почти всего Средиземномо­рья, Передней и Средней Азии, Северной Индии и 18 Северного Китая.

Религии народов мира и этноконфессиональная группировка. При этнологическом описании народов немаловажное значение имеет религиозная принад­лежность верующей части населения в составе этих народов.

Наука использует немало и других способов клас­сификации народов — например, по типам жилища, костюма, характеру питания, применяемым орудиям труда и т. д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 409.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...