Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 8. Основные направления философии Нового времени  




 

1. Основные проблемы и специфика философии Нового времени.

2. Проблема метода в философии: эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм P. Декарта.

3. Субъективный идеализм Нового времени (Дж. Беркли, Д. Юм).

 

Методические рекомендации к выполнению

В данной теме необходимо подчеркнуть общественно-историческую ситуацию этой эпохи, связанную с активным развитием капиталистиче­ских отношений в Европе, переход от ремесленного труда к мануфактур­ному производству, развитие естествознания, внедрение научных открытий в жизнь, что привело к расцвету торговли и городов. Философия Нового времени пронизана принципом механистического материализма (И. Ньютон). Исторической заслугой материалистов Нового времени явилось то, что они поставили новую проблему - проблему методов познания, которая наиболее ярко представлена в творчестве Ф. Бэко­на и Р. Декарта и их последователей. Раскрывая методы эмпириков и рационалистов, следует показать их сильные и слабые стороны, подчеркнуть дуалистический характер философии Декарта и объяснить причину.

В завершении работы следует раскрыть сущность и основные идеи субъективного идеализма, являющегося своеобразной альтернативой материалистическим концепциям новоевропейской философии (Дж. Беркли, Д. Юм). 

 

Основные понятия

Рационализм – (лат. ratio - разум) – учение в теории познания, согласно которому достоверное знание не может быть выведено из опыта, оно есть результат работы разума.          

 Сенсуализм – (лат. sensus – ощущение) – направление в теории познания, рассматривающее ощущения в качестве единственного источника наших знаний.

Субъективный идеализм – противоположное материализму философское учение, которое в качестве основополагающего начала бытия берет чувства, ощущения отдельно взятого субъекта.

 Эмпиризм – (гр. empeiria - опыт ) направление в теории познания, сводящее познание к чувственному опыту.

 

Источники

Бэкон. Ф. Новый органон / Ф. Бэкон //Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. – С. 224-227.

Беркли, Дж. Материя не существует / Дж. Беркли //Хрестоматия по философии : учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – Разд. 2. - С. 400-403. 

Гуссерль, Э. Парижские доклады /Э. Гуссерль // Онтология : Хрестоматия / сост. В.И. Плотников. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – Ч.1. – Разд. 4. – Тема 14. – С. 416-425.

Декарт, Р. Первоначала философии / Р. Декарт // Онтология : Хрестоматия / сост. В.И. Плотников. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – Ч. 1. - Разд. 4. – Тема 14. – С. 410-416.

 

Дополнительная литература:

 

Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.

Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М. : Издательство "Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана.

История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

Лазутина, Т.В. Античная философия: специфика мировоззрения. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 120 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/74620

Личность в хронотопе : кол.монография / В.С. Гнатюк и др., отв.ред. О.Д. Мачкарина. – Мурманск : изд-во МГТУ, 2015. – 278с.

Валери, П. Декарт (предисловие к публикации А.И. Алешина и И.С. Разумовского, перевод И.С. Разумовского / П. Валери //Вопросы философии. – 2005. - № 12. – С. 151-168.

Касавин, И.Т. Дэвид Юм. Парадоксы познания / И.Т. Касавин // Вопросы философии. – М, 2011. - № 3. – С. 157-171.

Круглов, А.Н. Норберт Хинске. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта: Без примечаний: афоризмы /А.Н. Круглов //Вопросы философии. – 2007. - № 10. – С. 183-185.  

Мудрагей, Н.С. «Страсти души» по Декарту / Н.С. Мудрагей //Философские науки. – 2007. – № 10. – С. 139-153..

Павленко, А.Н. Рациофундаментализм /А.Н. Павленко //Вопросы философии. – 2008. - № 1. – С. 116-119.

Стрельцова, Г.Я. – Б.Н. Тарасов. «Мыслящий тростник». Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей. / Г.Я. Стрельцова //Вопросы философии. – 2007. - № 7. 

Фишман, Л.Г. Постмодерн как возврат к Просвещению /Л.Г. Фишман //Вопросы философии. – 2006. - № 10. – С. 69-79.

Флоренский, П.А. Из лекций по истории философии Нового времени /П.А. Флоренский //философские науки. – 2007. - № 1. – С. 20-44. 

Шалютин, Б.С. Закон, юридический закон и общественный договор /Б.С. Шалютин //Вопросы философии. – 2006. - № 11. –С. – 27-46.

Чесноков, Г.Д. От средневековой схоластики к естественной философии Нового времени /Г.Д. Чесноков //Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 4. – С. 29-42.

Якимович, А.К. Искусство непослушания. О художественном процессе Нового времени /А.К. Якимович // Вопросы философии. – 2006. -№ 5. – С. 47-60. 

Якимович, А.К. Художники Нового времени. К описанию социопсихологического типажа / А.К. Якимович //Вопросы философии. – 2005. - № 3. – С. 71-80.

 

 

ТЕМА 9. Философские идеи эпохи Просвещения

                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

1. Французский материализм как фундамент нового европейского миропонимания (Д. Дидро, Гольбах, Гельвеций, Даламбер)

2. Французское Просвещение как утверждение господства человека над природой.

3. Правовые идеи эпохи Просвещения, их роль в формировании понятия «гражданское общество»: антиклерикализм Вольтера, «теория общественного договора» в творчестве Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

Методические рекомендации к выполнению

В данной теме необходимо вскрыть социально-исторические пред­посылки идеологии Просвещения, подчеркнуть ее атеистическую и материалистическую направленность, раскрыть общественно-правовой идеал Просвещения. Особо следует отметить просветительскую трактовку проблемы че­ловека в творчестве Д. Дидро и Ж-Ж. Руссо.

Просвещение - это своеобразная политическая идеология, филосо­фия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталисти­ческого общества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Особо следует отметить скептическое отношение Ж.-Ж. Руссо к прогрессизму. Просвеще­ние содействовало развитию любого рода рационализма, в науке - разви­тию естествознания, в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности, в области политики и права - свободу и равенство всех людей перед законом.

При ответе на второй вопрос необходимо подчеркнуть, что глав­ная заслуга Т. Гоббса и Д. Локка заключается в разработке социальных аспектов фи­лософии. Теория "общественного договора" - это доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вы­нужденными перейти oт незащищенного естественного состояния к граж­данскому, где человек, отдавая часть личной свободы государству, получа­ет взамен мир, безопасность, культурное развитие. В завершении темы следует показать ограниченный характер, негативный аспект идей эпохи Просвещения.

 

Основные понятия

Атиклерикализм – общественное движение, направленное против привилегий духовенства, но не против самой религии, которое сформировалось в дальнейшем как протестантизм. 

Просвещение – общественно-политическое течение XYII-XYIII веков, представители которого стремились устранить недостатки существующего общества путем распространения научных знаний, а также идей социальной справедливости.

 

Источники

 1. Вольтер. Философские сочинения / Вольтер. - М.: Наука, 1989.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

2. Гоббс, Т. О гражданине / Т. Гоббс. Соч.: В 2 т. Т. 2. - М., 1989.

3. Локк, Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк. Соч. В 3 т. – М., 1988. Т. 3.

 

Дополнительная литература

Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.

Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М. : Издательство "Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана.

История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

Лазутина, Т.В. Античная философия: специфика мировоззрения. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 120 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/74620

Личность в хронотопе : кол.монография / В.С. Гнатюк и др., отв.ред. О.Д. Мачкарина. – Мурманск : изд-во МГТУ, 2015. – 278с.

Прокофьев А.В.Определения и типологии справедливости в новоевропейской этике (Локк - Юм - Смит) // Вопросы философии. – 2011. - № 6. – С.133 -143.

Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. / Б. Рассел. – Новосибирск, 1994. Т. 2.

Реале, Дж.. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т./ Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб.: Петрополис. 1997. Т. 3.

Фишман, Л.Г. Постмодерн как возврат к Просвещению /Л.Г. Фишман //Вопросы философии. – 2006. - № 10. – С. 69-79.

Флоренский, П.А. Из лекций по истории философии Нового времени /П.А. Флоренский //философские науки. – 2007. - № 1. – С. 20-44. 

Шалютин, Б.С. Закон, юридический закон и общественный договор /Б.С. Шалютин //Вопросы философии. – 2006. - № 11. –С. – 27-46.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...