Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критерии оценивания контрольных работ




ФИЛОСОФИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к контрольным работам

для студентов

заочной формы обучения

всех направлений подготовки

 

                                                                                                                                                                                 

 

Мурманск

2016

 

 

Ольга Дмитриевна Мачкарина, доктор философских наук, профессор

 

Методические указания дисицплине «Философия» рассмотрены и одобрены кафедрой философии и права

« » 2016 г. Протокол №______.

 

 

Рецензент: Каратаева Л.Н., канд. филос. наук, доцент 

                   

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка ………… ……………………………………….3       

Рекомендуемая литература………………………………………………7

Модуль 1. Философия и ее место в культуре человечества……….......9

Модуль 2. Исторические типы философии…………………………….16

Модуль 3. Онтологические проблемы бытия………………………….57

Модуль 4. Проблема человека в философии……………………….…73

Модуль 5. Социальная философия……………………………………..86

Модуль 6. Теория познания……………………………………………102

Контрольные вопросы по курсу………. ………………………………115                                         

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской подготовки, мировоззренческой ориентации специалистов. Эти задачи реализованы в программе курса «Философия» в Федеральном государственном образовательном стандарте Российской Федерации третьего поколения, на основании которого подготовлены настоящие методические для студентов заочной формы обучения.

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

Цель курса: развитие у студентов интереса к фунда­ментальным знаниям, стимулирование потребности к фи­лософским оценкам исторических событий и фактов дей­ствительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

Основная задача курса - способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения.

        В результате освоения программы дисциплины «Философия» специалист должен:

 иметь представление:

а) о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

б) о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

знать:

а) условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

понимать:

а) смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

б) роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

Изучение курса должно способствовать:

а) выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направле­ний и школ;

б) формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучения вопросов;

в) развитию умений логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

г) овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

 

Данные методические материалы включают в себя: тематику конторльных работ, методические рекомендацию к их написанию, списки рекомендуемой литературы, перечень вопросов для самопроверки, словарь основных понятий и контрольные вопросы по курсу. В программе предусматриваются различные виды работ: лекционный курс, проблемные семинары, круглые столы, мини-конференции, что способствует формированию умений и навыков, необходимых к специалисту, бакалавру соответсвующего направления.

Уважаемый студент (курсант)! Составители данных методических указания обращают вниманием на то, что небольшое количество часов, отводимых на аудиторное изучение курса философии, делает невозможным охват всех предлагаемых тем и вопросов на занятиях. Поэтому изучающий философию должен расширять свой кругозор в процессе самостоятельной подготовки. Прежде всего, студенту (курсанту) следует обратить внимание на то, что основной задачей философии является осмысление действительности, поэтому, в отличие от других дисциплин, изучаемый материал следует не зазубривать, а понимать. При изучении философии только наличие понимания обусловливает возможность запоминания материала и способность изложения как своей, так и чужой точки зрения. Подготовка к семинарским занятиям по философии не требует ознакомления со всем объемом рекомендуемой литературы. Для качественного усвоения материала по какой-либо теме, порой, достаточно вдумчиво прочесть одну работу, в которой раскрыта проблематика, не предвзято представлены различные точки зрения на тот или иной вопрос.

В силу чрезвычайной сложности поставленной проблемы, мы не можем однозначно ответить на все возникающие вопросы. Поэтому напрасно искать в произведениях мыслителей готовые решения. Ведь ценность философии состоит не только в том, что за время своего существования она показала ошибочность многих ответов, дала различные решения на поставленные вопросы, но и в том, что незавершенностью своих ответов пробуждала и пробуждает человека к поиску истины. Таким образом, философия показывает нам всю необычайность, сложность, неоднозначность нашего существования и ставит перед нами задачу свободного самоопределения на основе разума и приобретенного опыта.

Для достижения успеха в изучении дисциплины следует: во-первых, знать значение употребляемых терминов, категорий (например, субъект, объект, познание, онтология, сущность, экзистенция, человек и т. п.); во-вторых, аргументация устной и письменной речи должна быть последовательной и логичной. Для этого при изучении материала необходимо уловить как логику, так и метод рассуждений того или иного автора. В-третьих, после изучения какой-либо темы или ее отдельных разделов необходимо полученные знания привести в систему, связать воедино весь проработанный материал. Если Вы не уяснили предыдущий материал, то изучение последующего может быть затруднено. Непонимание логики развития, преемственности в философии, ее единства в многообразии приведет к тому, что философский процесс предстанет в Вашем сознании в виде произвольного собрания различных мнений. Вы можете запутаться в изучаемом материале, а Ваш ответ будет отличаться противоречивостью и эклектикой.

Изучая философию, приложите усилия на то, чтобы:

1) увидеть различие взглядов, концепций; 2) выявить основание, на котором строится та или иная концепция или система; 3) раскрыть внутренний смысл выдвигаемых идей; 4) определить насколько доказательна та или иная концепция или система; 5) представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; 6) провести сравнение различных философских концепций по той или иной проблеме; 7) отметить практическую ценность данных философских положений; 8) аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему.

Рекомендации помогут избежать ошибок в учебном процессе и облегчат знакомство со сложным, но увлекательным миром философии.

Главная задача данного методического пособия состоит в том, чтобы помочь Вам правильно организовать самостоятельную работу по изучению курса, уяснить специфику философского знания. Следует особо подчеркнуть, что философия выступает в роли методологической основы всех других наук; овладение ею становится необходимым для специалистов в любой области науки и техники.  Поэтому для изучения философии Вам необходимо овладеть специальной терминологией, твердо усвоить определения основных философских понятий и категорий, формулировки основных принципов и законов. Для этого кроме учебной литературы, Вам надлежит использовать словари и энциклопедии, список которых приведен в конце данного учебного пособия.

Требования, предъявляемые к содержанию контрольной работы:

 

Во-первых, Ваша работа должна быть выполнена самостоятельно, на основе глубокого и всестороннего изучения рекомендованной литературы с обязательным использованием новых публикаций.  Ключевые положения темы должны быть убедитель­но обоснованы, доказаны, подтвержденные конкретным материалом.

Во-вторых, излагать материалы надо логически стройно, последова­тельно. Избегайте повторов, неоправданных пропусков материала. В конце из­ложения каждого вопроса и работы в целом сделайте выводы и обобщения.

В-третьих, умело пользуйтесь цитатами. Цитаты необходимо брать в кавычки и делать ссылки на источники, в которых надо указать фамилию автора, название произведения, его выходные данные: место и год издания, страну, если необходимо, номер тома. В завершение контрольной работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату выполнения и личную подпись.

Обратите внимание на оформление контрольной работы. Пишите четким, разборчивым почерком, соблюдая определенный интервал между строчками. Текст должен быть разбит на абзацы. Оставляйте поле для за­меток преподавателя.

На обложке укажите номер контрольной работы, дисциплину, по которой она выполнена, свою фамилию инициалы, шифр зачетной книжки и домашний адрес. На первой странице текста - номер темы, ее название и план работы. В конце работы поставьте дату ее завершения и личную подпись.

Объем работы 20-24 страницы школьной тетради или листов формата А4.

Стиль Time New Roman

Шрифт - кегль 14

Интервал 1,5.

Поля: верх, низ – 2 см.; справа – 1 см.; слева – 3 см.

Нумерация страниц сверху по центру.

В реферате сноски постраничные обязательны, нумерация сносок – постраничная.

Тщательная проверка подготовлен­ной работы, устранение орфографических и пунктуационных ошибок явля­ются обязательными.

Во время сдачи зачета или экзамена по философии студент должен быть готов к собеседованию по своим контрольным работам.

Для предварительного просмотра письменная работа должна быть сдана методисту не позднее, чем за месяц до сдачи эк­замена. Студент, не выполнивший контрольной работы, к экзамену не до­пускается. Для оказания помощи и руководства самостоятельной работой студентов кафедра организует проведение консультаций в те­чение учебного года.

О ЛИТЕРАТУРЕ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

Для выполнения контрольных работ рекомендуется использовать следующую учебно-методическую литературу:

1. Основная литература и справочный материал представляют собой список основных современных учебных пособий для вузов и предназначена для работы по всем проблемам курса философии.

2. Дополнительная литература поможет Вам наиболее полно раскрыть содержание темы. Список дополнительной литературы приведен к каждой теме контрольных заданий.

3. Список использованной литературы оформляется в соответствии с Библиографическим ГОСТом.

 

Критерии оценивания контрольных работ

Оценка Критерии оценивания
Отлично Во введении четко сформулирован тезис, соответствующий теме, выполнена задача заинтересовать читателя; деление текста на введение, главную часть и заключение; в основной части логично, связно и полно доказывается выдвинутый тезис; заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части; правильно (уместно и достаточно) используются разнообразные средства связи; демонстрирует полное понимание проблемы. Все требования предъявленные к заданию выполнены.
Хорошо Во введении четко сформулирован тезис, соответствующий теме, в известной мере выполнено задача заинтересовать читателя; в основной части логично, связно но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис; заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части; уместно используются разнообразные средства связи; для выражения своих мыслей обучающийся не пользуется упрощенно - примитивным языком.
Удовлетворительно Во введении тезис сформирован нечетко или не вполне соответствует теме; в основной части выдвинутый тезис доказывается недостаточно логично (убедительно) и последовательно; заключение, выводы не полностью соответствуют содержанию основной части; язык работы в целом не соответствует уровню курса, на котором обучается обучающийся.
Неудовлетворительно Во введении тезис отсутствует или не соответствует теме; в основной части нет логичного последовательного раскрытия темы; выводы не вытекают из основной части; отсутствует деление текста на введение, основную часть и заключение; язык работы можно оценить как «примитивный».

 

РАЗДЕЛ 1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана.

2. Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М. : Издательство "Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана.

3. Алексеев, А.П. Современная зарубежная философия: учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.П. Алексеев, Г.М. Пурынычева. — Электрон. дан. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2012. — 124 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book

4. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2012. - 592 с.

5. Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило. – М.: Проспект, 2013. – 325 с.

6. Грядовой Д.И. История философии : Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Кн. 3. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 471 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=115306&sr=1

7. Голубинцев В. О. Философия для технических вузов : учебник для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - Изд. 7-е, стер. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 502, [1] с. - (Серия "Высшее образование").

8. Губин В. Д. Философия. Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2016 г. - 332 с.

9. История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана.

10. Канке, В. А. Современная философия: учебник для вузов / В.А. Канке – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л , 2014. – 329 с.

11. Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2014. – 275 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...