Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Критерии оценивания контрольных работСтр 1 из 30Следующая ⇒
ФИЛОСОФИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к контрольным работам для студентов заочной формы обучения всех направлений подготовки
Мурманск 2016
Ольга Дмитриевна Мачкарина, доктор философских наук, профессор
Методические указания дисицплине «Философия» рассмотрены и одобрены кафедрой философии и права « » 2016 г. Протокол №______.
Рецензент: Каратаева Л.Н., канд. филос. наук, доцент
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………… ……………………………………….3 Рекомендуемая литература………………………………………………7 Модуль 1. Философия и ее место в культуре человечества……….......9 Модуль 2. Исторические типы философии…………………………….16 Модуль 3. Онтологические проблемы бытия………………………….57 Модуль 4. Проблема человека в философии……………………….…73 Модуль 5. Социальная философия……………………………………..86 Модуль 6. Теория познания……………………………………………102 Контрольные вопросы по курсу………. ………………………………115
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской подготовки, мировоззренческой ориентации специалистов. Эти задачи реализованы в программе курса «Философия» в Федеральном государственном образовательном стандарте Российской Федерации третьего поколения, на основании которого подготовлены настоящие методические для студентов заочной формы обучения. Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам. Цель курса: развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. Основная задача курса - способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения. В результате освоения программы дисциплины «Философия» специалист должен: иметь представление: а) о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; б) о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; знать: а) условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; понимать: а) смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней; б) роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию. Изучение курса должно способствовать: а) выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ; б) формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучения вопросов; в) развитию умений логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; г) овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Данные методические материалы включают в себя: тематику конторльных работ, методические рекомендацию к их написанию, списки рекомендуемой литературы, перечень вопросов для самопроверки, словарь основных понятий и контрольные вопросы по курсу. В программе предусматриваются различные виды работ: лекционный курс, проблемные семинары, круглые столы, мини-конференции, что способствует формированию умений и навыков, необходимых к специалисту, бакалавру соответсвующего направления. Уважаемый студент (курсант)! Составители данных методических указания обращают вниманием на то, что небольшое количество часов, отводимых на аудиторное изучение курса философии, делает невозможным охват всех предлагаемых тем и вопросов на занятиях. Поэтому изучающий философию должен расширять свой кругозор в процессе самостоятельной подготовки. Прежде всего, студенту (курсанту) следует обратить внимание на то, что основной задачей философии является осмысление действительности, поэтому, в отличие от других дисциплин, изучаемый материал следует не зазубривать, а понимать. При изучении философии только наличие понимания обусловливает возможность запоминания материала и способность изложения как своей, так и чужой точки зрения. Подготовка к семинарским занятиям по философии не требует ознакомления со всем объемом рекомендуемой литературы. Для качественного усвоения материала по какой-либо теме, порой, достаточно вдумчиво прочесть одну работу, в которой раскрыта проблематика, не предвзято представлены различные точки зрения на тот или иной вопрос. В силу чрезвычайной сложности поставленной проблемы, мы не можем однозначно ответить на все возникающие вопросы. Поэтому напрасно искать в произведениях мыслителей готовые решения. Ведь ценность философии состоит не только в том, что за время своего существования она показала ошибочность многих ответов, дала различные решения на поставленные вопросы, но и в том, что незавершенностью своих ответов пробуждала и пробуждает человека к поиску истины. Таким образом, философия показывает нам всю необычайность, сложность, неоднозначность нашего существования и ставит перед нами задачу свободного самоопределения на основе разума и приобретенного опыта. Для достижения успеха в изучении дисциплины следует: во-первых, знать значение употребляемых терминов, категорий (например, субъект, объект, познание, онтология, сущность, экзистенция, человек и т. п.); во-вторых, аргументация устной и письменной речи должна быть последовательной и логичной. Для этого при изучении материала необходимо уловить как логику, так и метод рассуждений того или иного автора. В-третьих, после изучения какой-либо темы или ее отдельных разделов необходимо полученные знания привести в систему, связать воедино весь проработанный материал. Если Вы не уяснили предыдущий материал, то изучение последующего может быть затруднено. Непонимание логики развития, преемственности в философии, ее единства в многообразии приведет к тому, что философский процесс предстанет в Вашем сознании в виде произвольного собрания различных мнений. Вы можете запутаться в изучаемом материале, а Ваш ответ будет отличаться противоречивостью и эклектикой. Изучая философию, приложите усилия на то, чтобы: 1) увидеть различие взглядов, концепций; 2) выявить основание, на котором строится та или иная концепция или система; 3) раскрыть внутренний смысл выдвигаемых идей; 4) определить насколько доказательна та или иная концепция или система; 5) представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; 6) провести сравнение различных философских концепций по той или иной проблеме; 7) отметить практическую ценность данных философских положений; 8) аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему. Рекомендации помогут избежать ошибок в учебном процессе и облегчат знакомство со сложным, но увлекательным миром философии. Главная задача данного методического пособия состоит в том, чтобы помочь Вам правильно организовать самостоятельную работу по изучению курса, уяснить специфику философского знания. Следует особо подчеркнуть, что философия выступает в роли методологической основы всех других наук; овладение ею становится необходимым для специалистов в любой области науки и техники. Поэтому для изучения философии Вам необходимо овладеть специальной терминологией, твердо усвоить определения основных философских понятий и категорий, формулировки основных принципов и законов. Для этого кроме учебной литературы, Вам надлежит использовать словари и энциклопедии, список которых приведен в конце данного учебного пособия. Требования, предъявляемые к содержанию контрольной работы:
Во-первых, Ваша работа должна быть выполнена самостоятельно, на основе глубокого и всестороннего изучения рекомендованной литературы с обязательным использованием новых публикаций. Ключевые положения темы должны быть убедительно обоснованы, доказаны, подтвержденные конкретным материалом. Во-вторых, излагать материалы надо логически стройно, последовательно. Избегайте повторов, неоправданных пропусков материала. В конце изложения каждого вопроса и работы в целом сделайте выводы и обобщения. В-третьих, умело пользуйтесь цитатами. Цитаты необходимо брать в кавычки и делать ссылки на источники, в которых надо указать фамилию автора, название произведения, его выходные данные: место и год издания, страну, если необходимо, номер тома. В завершение контрольной работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату выполнения и личную подпись. Обратите внимание на оформление контрольной работы. Пишите четким, разборчивым почерком, соблюдая определенный интервал между строчками. Текст должен быть разбит на абзацы. Оставляйте поле для заметок преподавателя. На обложке укажите номер контрольной работы, дисциплину, по которой она выполнена, свою фамилию инициалы, шифр зачетной книжки и домашний адрес. На первой странице текста - номер темы, ее название и план работы. В конце работы поставьте дату ее завершения и личную подпись. Объем работы 20-24 страницы школьной тетради или листов формата А4. Стиль Time New Roman Шрифт - кегль 14 Интервал 1,5. Поля: верх, низ – 2 см.; справа – 1 см.; слева – 3 см. Нумерация страниц сверху по центру. В реферате сноски постраничные обязательны, нумерация сносок – постраничная. Тщательная проверка подготовленной работы, устранение орфографических и пунктуационных ошибок являются обязательными. Во время сдачи зачета или экзамена по философии студент должен быть готов к собеседованию по своим контрольным работам. Для предварительного просмотра письменная работа должна быть сдана методисту не позднее, чем за месяц до сдачи экзамена. Студент, не выполнивший контрольной работы, к экзамену не допускается. Для оказания помощи и руководства самостоятельной работой студентов кафедра организует проведение консультаций в течение учебного года. О ЛИТЕРАТУРЕ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ Для выполнения контрольных работ рекомендуется использовать следующую учебно-методическую литературу: 1. Основная литература и справочный материал представляют собой список основных современных учебных пособий для вузов и предназначена для работы по всем проблемам курса философии. 2. Дополнительная литература поможет Вам наиболее полно раскрыть содержание темы. Список дополнительной литературы приведен к каждой теме контрольных заданий. 3. Список использованной литературы оформляется в соответствии с Библиографическим ГОСТом.
Критерии оценивания контрольных работ
РАЗДЕЛ 1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана. 2. Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М. : Издательство "Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана. 3. Алексеев, А.П. Современная зарубежная философия: учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.П. Алексеев, Г.М. Пурынычева. — Электрон. дан. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2012. — 124 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book 4. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2012. - 592 с. 5. Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило. – М.: Проспект, 2013. – 325 с. 6. Грядовой Д.И. История философии : Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Кн. 3. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 471 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=115306&sr=1 7. Голубинцев В. О. Философия для технических вузов : учебник для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - Изд. 7-е, стер. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 502, [1] с. - (Серия "Высшее образование"). 8. Губин В. Д. Философия. Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2016 г. - 332 с. 9. История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана. 10. Канке, В. А. Современная философия: учебник для вузов / В.А. Канке – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л , 2014. – 329 с. 11. Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2014. – 275 с. |
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 224. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |