Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Царегородцев, Г. И. История и философия науки : учеб. пособие для аспирантов / Г. И. Царегородцев, Г. Х. Шингаров, Н. И. Губанов. – М. : Изд-во СГУ, 2011. – 437 с.
Асмус, В. Ф. Историко-философские этюды / В.Ф. Асмус. – М., 1987. Гобозов, И.А. Философия как постижение эпохи / И.А. Гобозов // Философия и общество.- М., 2003. - № 3. – С.58-77. Ильенков Э.В. Философия и культура. / Э.В. Ильенков. М., 1991. Зимин, С.М. Философия как наука и как явление культуры / С.М. Зимин // Философия и общество. – М., 2006. - № 3. – С.121-138. Конш, М. Какая философия нам нужна завтра / М. Конш // Философия и общество. – М., 2004. – № 4.- С. 38-44. Кучуради, И Философия перед лицом мировых проблем / И. Кучуради // Вопросы философии. – 2004. - № 3. Лосев, А.Ф. Дерзание духа / А.Ф. Лосев. - М., 1988. Налимов, В.В. Размышления о путях развития философии / В.В. Налимов // Вопросы философии. 1993. № 9. Рассел, Б. История западной философии: В 2 т. / Б. Рассел. - Новосибирск, 1994. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1 – 4. – СПб., 1994 – 1997. Семенов, Ю.И. Основные понятия логики разумного мышления / Ю.И. Семенов // Философия и общество. – М, 2010. - № 2. Сломский, В. Философия – воспитание для будущего / В. Сломский // Философские науки. – М., 2006. -№ 1. Соколов, В.В. Историческое введение в философию История философии по эпохам и проблемам : учебник для высшей школы / В.В. Соколов. – М., 2004. – 910 с.
МОДУЛЬ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
ТЕМА 4. Философия Древнего Востока
1. Основные черты и особенности философской мысли Древней Индии (брахманизма, джайнизм, буддизм, чарвака) 2. Философские школы в Древнем Китае ( конфуцианство, даосизм, легизм, моизм) 3. Сущность и специфика восточной философии, ее отличия от западного стиля философствования. Методические указания В ходе изложения данной темы следует подчеркнуть, что главной особенностью восточной философии является ее направленность к человеку, обращенность к его духовному миру, к самосозерцанию. Наиболее ярко это проявилось в неортодоксальных направлениях, таких как джайнизм, буддизм, для которых характерны призыв к самосозерцанию, тактика невмешательства в гармонию природы, самоустраненность от реальной жизни. Принципиальным отличием обладала школа чарвака (локаята), в которой доминировали ярко выраженные материалистические и атеистические тенденции. Для философских школ древнего Китая присущи элементы социальной направленности: принцип семейно-государственного соподчинения и порядка (Ли), идеал совершенного человека (Цзюнь-цзы), ритуал как важное условие человеческого бытия (Ли-этикет). Характерные черты древнего Китая: натурализм, приверженность к сохранению традиций, ориентация на авторитет. При анализе древнекитайской философии следует дать характеристику таким направлениям как конфуцианство, даосизм, легизм, моиз.
Основные понятия Буддизм – религиозно-философское учение древней Индии, ставшее впоследствии первой мировой религией, проповедующей избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения высшего просветления – нирваны. Основатель Сиддхартха Гаутама – Будда («Просветленный»). Даосизм – одно из основных направлений китайской философской мысли, обожествляющее Дао – Путь, Источник бытия, олицетворяющий мир, подчиненный естественной необходимости самой природы, равновесие которой обеспечивается взаимодействием двух противоположных начал бытия – Ян и Инь. Основатель Лао-цзы, проповедовавший принцип невмешательства, недеяния (принцип Увей). Джайнизм – индийское религиозно-философское учение, оформившееся в качестве идейного противовеса кастовому аристократическому брахманизму, проповедавшее жесткий аскетизм, святость любой формы жизни и единство материальной и духовной субстанции. Основатели Вардхамана Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель»). Чарвака(локаята) – единственное направление в древней Индии, характеризующееся яркой направленностью идей материализма и атеизма. Конфуцианство - одно из основных философских течений Китая, ориентированное на сохранение традиций, нравственное совершенствование человека, соблюдение принципа семейно-государственного соподчинения и порядка. Основатель Кун-Фу-цзы (Конфуций). Легизм (школа Фа-цзя) – философско-политическая доктрина, в основу которой положена идея Закона (Фа), не являющаяся кодексом прав и обязанностей граждан, но представляющая собой систему жестких регламентирующих тоталитарных установок, за невыполнение которых следуют суровые наказания. Основатели Шан Ян, Хан Фэй. Источники: Будда. Конфуций. Савонарола. Торквемада: Биогр. очерки. - СПб.: ЛИО Редактор, 1993. Лейбниц, Г.В. Рассуждения о религии и философии в Китае. Письмо о китайской философии Николаю Ремону / Г.В. Лейбниц // Вопросы философии – 1999 - № 12 – С.84 –139. Щербатской, Ф.И. Философское учение буддизма / Ф.И. Щербатской // Восток – Запад. Исследования. Переводы. – Вып. 4 – М., 1989. - С.224. Философия йоги. В поисках свободы. - М. : Эксмо-Пресс, 2002. - 944 с. Дополнительная литература: Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана. Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М. : Издательство "Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана. История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана. Буров, В.Б. Духовная культура Китая. Энциклопедия т. II / Мифология и религия / В.Б. Буров // Вопросы философии. – 2008.- № 6. – С. 172-176. Бродов, В.В. Истоки философской мысли Индии / В.В. Бродов. – М., 1990. Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. – М., 2000. – 432 с. Григорьева Т.П. Конфуций / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. – М, 2011. - № 2. – С. 82-92. Дао и даосизм в Китае. М., 1982. Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997. Крушинский, А.А. Язык и мышление в Древнем Китае / А.А. Крушинский // Вопросы философии.- 2007.- № 5 – С.99-111. Крушинский, А.А. Стиль мышления древнего Китая: логико-методологический аспект / А.А. Крушинский // Вопросы философии. – 2009. - № 1. – С. 104-108. Куда прыгает дракон: [Китай] // Знание сила. – 2005. - № 10.- С.36-39. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке / А.Е. Лукьянов. - М., 1990. Мюллер, М. Шесть систем индийской философии / М. Мюллер. – М.: «Искусство», 1995. – 448 с. Проблема человека в традиционных китайских учениях. - М., 1988. Томпсон, М. Восточная философия / М. Томпсон. – М., 2002. – 384 с. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии / Чанышев А.Н. - М.: Высш. шк., 1998. Человек как философская проблема: Восток – Запад /Отв.ред. Н.С. Кирабаев. – М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991. Шохин, В К. Первые философы Индии: Учеб. пособие для университетов / В.К. Шохин. - М.: НИЦ "Ладомир", 1997. Хамидов, А.А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой важности / А.А. Хамидов // Вопр. филос. – 2002. - №3.
ТЕМА 5. Основные идеи античной философии
1. Античная философия: постановка и решение проблемы первоосновы мира. 2. Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. 3. Учение о бытии Платона и Аристотеля. 4. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии 5. Проблема человека и общества в древнегреческой философии. Методические рекомендации Античная философия оказала огромное влияние на формирование мировой философии в целом, на политическое и религиозное мышление, на европейскую литературу и искусство. Отличительной чертой античной философии является формирование нового способа изучения мира - способа рационального постижения бытия, который постепенно приобрел стройную логическую форму от "стихийного" материализма Милетской школы до метафизики Аристотеля, которые базировались на принципе космоцентризма. Особого внимания заслуживает проблема становления античной диалектики, изложенной в учениях Сократа. Сократовская диалектика трактуется как умение вести беседу, искусство спора, в котором рождается истина. Главной особенностью сократовской философии была се духовно-нравственная направленность. В своей работе вы должны подчеркнуть, что становление диалектики не ограничивается диалектикой Сократа. Диалектика в философском смысле это, прежде всего, наука о развитии и всеобщих связях природы, общества, мышления. Однако в эпоху античности господствовала «стихийная» диалектика или диалектика, которая предложила логическую картину мира «логос эйдоса». В античной философии ее представителями были Гераклит, Демокрит, Аристотель и др. Проблема человека и общества в античной философии представлена у многих философов, но наиболее ярко в учениях о государстве Платона и Аристотеля. Нравственно-этические проблемы наиболее ярко изложены в учениях стоицизма, эпикурейства и неоплатонизма.
Основные понятия Космоцентризм – основной философский принцип античности, трактующий космос как порядок, подчиненный великому закону Логоса, как высшее благо, сочетающее в себе Макрокосм – великую вселенную и Микрокосм – человека как малую вселенную, живущего в гармонии с красотой и соразмерностью космоса. Стоицизм – философско-этическое учение, утверждающее идеал истинного мудреца, проповедующего идеи аскетизма, мужественного отношения к ударам судьбы и спокойного отношения к смерти. Эйдосы ( гр. idea - идея) – философский термин Платона, утверждающий, что именно идеи как первообразы, как мыслеформы являются основой мироздания и составляют сущность всех вещей. Эпикурейство – философско-этическое учение античности, утверждающее, что главной движущей силой и целью человеческих действий является получение удовольствия и наслаждения через нравственное совершенствование личности.
Источники: Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель. – Минск: Литература, 1998. Аристотель, Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4 т. - М.: Мысль, 1975-1983. – Т.1. - С.63 - 367. Аристотель. Эвдемова этика / Аристотель // Вопросы. филос. – 2002. - №№ 1, 9. Платон, Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. – М.: Наука, 1990 - 1994. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. – Спб.: изд-во «Лань», 1999. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биогр. очерки. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.
Дополнительная литература: Алексеев, П.В. История философии. [Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2014. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/54773 — Загл. с экрана. Акулова, А.А. История философии: курс лекций в конспективном изложении. Учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / А.А. Акулова, Т.А. Ковелина, С.Ф. Самойлов, В.В. Шалин. — Электрон. дан. — М. : Издательство "Прометей", 2014. — 96 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/63286 — Загл. с экрана. История философии. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — Минск : "Вышэйшая школа", 2012. — 998 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/65689 — Загл. с экрана. Лазутина, Т.В. Античная философия: специфика мировоззрения. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — М. : ФЛИНТА, 2015. — 120 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/74620 Личность в хронотопе : кол.монография / В.С. Гнатюк и др., отв.ред. О.Д. Мачкарина. – Мурманск : изд-во МГТУ, 2015. – 278с. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 410. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |