Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОДОЛЖЕНИЕ Конкуренция в рыночной экономике (сущность и методы, основные виды рынков по хар-ру конкуренции, совершенная и несовершенная конкуренция)




хозяйственной деятельности. Для модели рынка “чистая монополия” характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близких заменителей которого нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя цену, изменением предложения продукта фирма делает все, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует вход в свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется.

В разных странах в разные периоды в экономике возникают раз личные виды монополий. Этот вид рыночной структуры можно классифицировать по следующим признакам.

С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:

а) чистая монополия – единственный поставщик однородного товара, так что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Примером чистой монополии может служить “Водоканал” – организация, снабжающая водой потребителей в России;

б) монопсония – чистая монополия одного покупателя ресурсов, товаров. Примером монопсонии является случай, когда государство выступает единственным покупателем ракетно-космической продукции.

Олигополия(от греч. oligos – немногий, poleo – продаю) – это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение количества предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены.

Существуют два вида олигополий. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят одинаковые товары (например, сталь, бензин), второй – когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары (например, автомобили, бытовую технику), монополистическая конкуренция (незначительная власть над рынком).

Монополистическая конкуренция – это организация рынка, при которой на нем действует большое количество продавцов, продающих дифференцированный продукт, и возможно появление новых продавцов.

В этой рыночной структуре фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации товара. Она подразумевает, что никакие две фирмы не производят один и тот же товар, хотя вполне возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду. Между тем каждое изделие имеет свои отличительные черты, поэтому фактически они являются разными товарами.

Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг (выпуск хлебобулочных и кондитерских изделий, нижнего белья и верхней одежды, обуви, моющих средств и парфюмерии, меховых изделий и др.).

 

Фирма в рыночной экономике.

Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является фирма (предприятие).

В экономическом лексиконе термин “фирма” используется как обобщающее понятие: фирма может включать одно или несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктовое производство.

Современные фирмы – это в основном многопрофильные производства. Это делает фирму более устойчивой в период экономических спадов. Неблагоприятная конъюнктура в отношении одного выпускаемого товара снижает доходы, но может не затронуть условий доходности других товаров. Рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и образование многопрофильного производства получило название диверсификации капитала.

Появление и широкое распространение фирм относится к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширялись, а их роль в экономике возрастала.

Фирма как хозяйственная структура и экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала. Первоначально понятие “фирма” (от итал. firma – подпись) означало “торговое имя” коммерсанта. Сегодня этот термин означает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. под фирмой понимается определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов: что, как и для кого производить? где, кому и по какой цене продавать?

Главная функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.

Потребитель и фирма являются основными агентами рыночных отношений. Чтобы получить более ясное представление о связи между фирмой и рынком, выделим основные признаки этих двух институтов координации хозяйственной деятельности людей.

Рынок предполагает выполнение следующих условий:

1) обособление средств производства (принадлежность факторов производства тем или иным собственникам);

2) господство косвенных (опосредованных) форм связей между людьми – через цены, деньги;

3) использование экономических (материальных) стимулов, при этом исключаются прямой диктат, приказ.

В отличие от рынка фирма:

• основывается на концентрации (объединении) факторов производства;

• предполагает господство прямых (непосредственных) связей между сотрудниками;

• предполагает единоначалие, основывается на административных методах управления.

Отмеченные признаки показывают, что рынок – это сфера бессознательной, спонтанной координации действий его участников. Фирмы

же – это участки сознательной координации (кооперации) между людьми. В противоположность рынку они представляют собой плановую, или иерархичную, систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками. Таким образом, фирмы и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей.

Но наибольшее признание в научном мире получило объяснение причин возникновения фирмы, которое дал другой американский экономист Рональд Коуз. Он считал, что фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные, не объединенные в такого рода организации производители.

Отсюда следует, что ни у рынка, ни у иерархии нет абсолютных преимуществ. И то, и другое имеет свои плюсы и минусы. Поэтому, когда фирма решает, как организовать сделку – обратиться к внешнему поставщику или изыскать внутренний источник, она должна взвесить издержки и выгоды обоих вариантов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...