Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рынок. Его сущность и основные понятия (условия возникновения и функции рынка; деньги, их сущность и функции)




Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции. Он играет важную роль в

системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Условия возникновения рынка:

1. общественно разделение труда.

2. экономическая обособленность производителей в форме частной собственности.

3. самостоятельное принятие решений .

4. расширение объема товарных связей.

Степень развития рынка определяется степенью развития товарных отношений.

Условия возникновения рынка: общественное разделение труда и специализации.

Для того чтобы рынок возник и функционировал в дальнейшем необходимо наличие спроса и предложения товара, наличие конкуренции, в ходе которой устанавливаются цены на данный товар и наличие частной собственности.

Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства — означает, что только сам производитель решает, то производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию, возникает на базе частной собственности и за тем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, АО, гос. предприятия).

2.1 Функции рынка:

1)Информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

2) Посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

3) Ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

4) Регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

5) Координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

6) Санирующая (оздоровительная) функция означает очищение рынка и экономики наиболее демократичным путем от экономически неэффективных структур (экономических операторов) и улучшение условий деятельности для наиболее сильных из них.

Деньги

Деньги - это товар на который можно обменять любой другой товар. Форма обмена. Появление денег раздвоило весь товарный мир на товары и деньги: товары олицетворяют потребительную стоимость, а деньги - меновую стоимость, т.е. деньги, приобретают самостоятельность, а стоимость всех товаров получает единственную форму выражения - через деньги.

Исторически различные товары выступали в качестве денег (диапазон их достаточно велик: от коровьих черепов до металлических копий, но наиболее значимую роль в истории денег играл скот), но с середины 19в. монопольное положение в товарном мире завоевало золото. Естественные свойства золота (однородность, делимость, портативность) обеспечили ему привилегированное положение всеобщего эквивалента. Свою роль всеобщего эквивалента в пределах государства золото выполняло в виде монет - своеобразного национального мундира.

 Сущность золотых денег как всеобщего эквивалента проявлялась в их функциях.

Функции денег

1)мера стоимости

2)средство обращения

3)сокровища

4)средство платежа

5)мировые деньги.

Мера стоимости - это выражение стоимости товара в деньгах, т.е. приобретение стоимостью цены.

Средство обращения - означает, что деньги выступают мимолетным посредником обмена, реально обслуживая акты купли-продажи.

Законченное развитие всеобщего эквивалента деньги получили в функции мировых денег. На мировом рынке деньги сбрасывали свой национальный мундир и выступали как чистое золото. Далее с развитием товарного производства появились бумажные деньги. Бумажные деньги - это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющие полноценные золотые деньги функции средства обращения. Если количество золотых денег зависит от их стоимости, то покупательная способность бумажных денег зависит от количества. Если цены товаров при золотом обращении зависят от стоимости золота, то при бумажном обращении - от количества бумажных знаков. Наконец если товарное обращение поглощает лишь определенное количество золотых денег, то бумажные деньги стоимости товарное обращение поглощает их в любом количестве.

Существует 3 вида денег:

*товарные;

*кредитные;

*символические (вексель, чеки).

В основе критерия вида денег - материал из которого они изготовлены.

Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.

При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых или закупочных цен не оказывает непосредственного влияния на спрос населения до тех пор, пока не будут изменены розничные цены. Колебание оптовых цен воздействует на производственный спрос предприятий на средства производства.

Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос — на предложение, а предложение — на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров.

В рыночной экономике производители и потребители в своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов. При этом исключительно важную роль играет определенное соотношение между спросом и предложением. Оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей.

Подход к рыночному механизму предполагает уяснение тех экономических законов, которые лежат в основе его действия и использования. Такими законами являются: закон стоимости (ценности) и полезности, падающего спроса, изменения предложения, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и др.

Прибыль зависит от цен, роста объема производства и скорости

оборота капиталов.

В основе действия рыночного механизма лежат законы стоимости, ценности, полезности, которые реализуются через различные типы цен: цены эквивалентного обмена (определяемые не только полезностью, но и затратами, которые общество должно заплатить за производство того или иного товара или услуги), равновесные, монопольные, дискриминационные, зональные и другие цены.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...