Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Качество и конкурентоспособность продукции предприятия




Экономика организаций

 Часть 1

 

 

Учебное пособие

 

Хабаровск 2010

ББК 

        

 

Экономика, организация предприятий и предпринимательской деятельности. Часть 1: Учебное пособие /Сост. Т.Н. Бондаренко, Л.А. Дронова, О.П. Савватеева, Г.Б. Шпак. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2010. - 88 с.

     

Рецензент

 

 

                             Утверждено издательско-библиотечным советом

                             академии в качестве методических указаний для

                             студентов

 

ãХабаровская государственная академия экономики и права, 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

введение …………………………………………………………………………... 4
1. ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ……………………………………………………….   12
1.1. Экономическая сущность и основные объекты предпринимательской деятельности ………………………………………………………………………….   12
1.2. Виды предпринимательской деятельности ……………………………………. 17
1.2.1. Производственное предпринимательство …………………………………… 18
1.2.2. Коммерческое (торговое) предпринимательство …………………………… 20
1.2.3. Финансово-кредитное предпринимательство ……………………………….. 22
1.2.4. Посредническая предпринимательская деятельность ……………………… 23
1.2.5. Страховая деятельность ………………………………………………………. 23
1.3. Формы организации предпринимательства …………………………………… 24
13.1. Индивидуальный бизнес ………………………………………………………. 24
1.3.2. Партнерство …………………………………………………………………… 24
1.3.3. Корпорация ……………………………………………………………………. 25
1.4. Интеграция предприятий: разновидности и организационные особенности .. 33
1.5. Вопросы для самоконтроля …………………………………………………….. 37
   
2. СУЩНОСТЬ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………...   38
2.1. Сущность экономической эффективности производства …………………….. 38
2.2. Показатели экономической эффективности производства …………………... 41
2.3. Абсолютная и сравнительная эффективность инвестиций …………………... 44
2.4. Оценка эффективности инвестиций по системе международных показателей …………………………………………………………………………...   47
2.5. Основные направления повышения эффективности производства …………. 50
2.6. Выводы …………………………………………………………………………... 51
2.7. Вопросы для самоконтроля …………………………………………………….. 51
2.8. Вопросы к экзамену …………………………………………………………….. 52
   
3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ …………………... 52
3.1. Методические основы разработки производственной программы ………….. 52
3.2. Валовая и реализованная продукция: методика расчета, учетная политика ... 61
3.3. Обоснование продуктовой программы ………………………………………... 64
3.4. Вопросы для самоконтроля …………………………………………………….. 65
   
4. КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………………………..   66
4.1. Качество продукции: характеристика, показатели …………………………… 66
4.2. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности …………………………….. 69
4.3. Показатели и методы оценки уровня качества продукции …………………... 72
4.4. Управление качеством продукции …………………………………………….. 76
4.5. Выводы …………………………………………………………………………... 86
4.6. Вопросы для самоконтроля ……………………………………………………. 87
4.7. Вопросы к экзамену …………………………………………………………….. 87

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дистанционное обучение (ДО) является одной из технологий получения образования. В процессе дистанционного обучения используются лучшие современные методы и средства обучения, основанные на компьютерных технологиях.

В основу программ ДО заложен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области.

Целью дисциплины ЭОППД является формирование у студентов современного экономического мышления, позволяющего иметь представление об экономике предприятия и предпринимательской деятельности в условиях рынка.

Назначение дисциплины - подготовить студентов для более глубокого изучения дисциплин специализации на последующих стадиях обучения.

Задачи дисциплины:

- изучение форм, принципов предпринимательской деятельности и разновидностей предпринимательских единиц;

- овладение методами определения конкурентоспособности предприятий в условиях рыночной экономики;

- изучение принципов деятельности предприятия в системе общественной организации производства;

- изучение экономического механизма функционирования предприятий различных организационно-правовых форм;

- формирование практических навыков проведения оценки финансово-экономического состояния предприятия;

- овладение теорией и практикой ведения предпринимательской деятельности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план и распределение часов

 

Количество часов

п/п Тема

МКД, К, МА

ЭСТ

 

    лекц. практ. лекц. практ. лекц. практ.
1. Понятие и организационные формы предпринимательства   6   2   2   2   4   2
2. Сущность и оценка экономической эффективности предпринимательской деятельности   4   4   2   4   4   2
3. Продукция предприятия. Методы оценки и планирования   4   4   2   2   2   1
4. Качество и конкурентоспособность продукции предприятия   2   2   2   2   2   2
5. Обоснование рыночной стратегии предприятия   2   2   2   2   2   1
6. Маркетинговая деятельность предприятия   -   -   2   -   -   -

 

 

 

Количество часов

п/п Тема

МКД, К, МА

ЭСТ

 

    лекц. практ. лекц. практ. лекц. практ.
7. Ценовая политика 4 2 2 2 2 -
8. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия   4   4   2   2   2   2
9. Предприятие в системе ООП 6 2 - - - -
10. Основной капитал фирмы 2 2 2 2 2 1
11. Оборотные средства (капитал) фирмы 2 4 2 2 2 1
12. Управление трудовыми ресурсами на предприятии   2   1   2   2   2   -
13. Стимулирование труда 2 1 - - 2 1
14. Затраты предприятия 4 2 2 4 2 2
15. Предпринимательский риск 2 - 2 2 - -
16. Формирование финансовых результатов деятельности фирмы   4   2   4   4   4   2
17. Сбытовая политика предприятия   -   -   2   2   -   -
18. Инвестиционная деятельность предприятия   2   2   2   2   -   -
  ИТОГО: 54 36 36 36 34 17

 

Тема 1. Понятие и организационные формы  предпринимательства

 

Понятие предпринимательства. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое. Цели предпринимательства. Предпринимательская среда и ее составляющие.

Основные организационные формы бизнеса: индивидуальные, коллективные, корпоративные. Экономические основы функционирования индивидуальных предпринимателей.

Партнёрство: понятие, задачи, преимущества, недостатки. Экономические основы функционирования.

Корпоративная форма организации бизнеса: сущность, экономическое содержание, особенности, разновидности.

Малое и крупномасштабное предпринимательство.

Организационно-экономические формы соглашений между предприятиями: трест, синдикат, концерн, консорциум, предпринимательские ассоциации и союзы, холдинг, картель, промышленные узлы, ФПГ.

 

Тема 2. Сущность и оценка экономической эффективности

         предпринимательской деятельности

Понятие и критерии эффективности производства, предпринимательской деятельности.

Сущность и виды эффекта. Соотношение понятий «эффект» и «эффективность». Ресурсный и затратный подходы к определению эффективности. Виды ресурсов и затрат.

Значение повышения эффективности производства. Виды эффективности: коммерческая (финансовая), бюджетная, народнохозяйственная.

Цель, методы, оценки и показатели абсолютной экономической эффективности предпринимательской деятельности.

Сравнительная экономическая эффективность. Методы оптимального варианта решения хозяйственной задачи. Коэффициент сравнительной экономической эффективности, приведенные затраты, годовой экономический эффект.

Учет смежных производств в расчетах сравнительной эффективности.

Учет фактора времени при выборе оптимального варианта.

Современные методы оценки рациональности вложения средств. Компаундинг. Дисконтирование. Расчет внутренней нормы прибыли. Период окупаемости вложенных средств. Рентабельность вложенных средств. Комплексные проекты и оценка их эффективности.

 

 

Тема 3. Продукция предприятия. Методы оценки и планирования

 

Понятие и основные признаки продукции предприятия. Её    состав. Принципы разработки, разделы, исходная информационная база продуктовой программы предприятия.

Выбор номенклатурного типа производства. Характеристика монопродуктовых, диминантно-продуктовых, диверсифицированных производств. Факторы, определяющие номенклатурный тип предприятия.

Натуральные показатели объема продукции. Их преимущества и недостатки. Методы расчета стоимостных показателей производственной программы.

Обоснование производственной программы предприятия. Контроль выполнения производственной программы.

 

 

Тема 4. Качество и конкурентоспособность продукции предприятия

 

Понятие качества и конкурентоспособности продукции предприятия. Оценка качества продукции. Показатели качества и методы их определения. Опыт зарубежных стран в оценке качества продукции.

Управление качеством продукции. Сертификация продукции. Международная стандартизация продукции.

Условия обеспечения конкурентоспособности продукции.

Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции предприятия: качество, цена, уникальность, особенности дизайна, своевременность поставок, организация послепродажного обслуживания и др. Способы обеспечения конкурентоспособности продукции.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...