Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Национальная образовательная кампания




 

Комплексная работа с проблемой насилия в отношении женщин в России началась в 1990-х годах. Первый специализированный телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье, был создан в 1993 году в Москве при центре АННА. Постепенно, накапливая опыт, Центр АННА начал работать не только в качестве кризисного центра, оказывающего практическую помощь пострадавшим, но также стал ресурсно-тренинговым центром для других организаций, начинающих работу в этой сфере. Будучи признанным лидером в области противодействия насилию, центр «АННА» также стал объединяющим началом для движения против насилия в отношении женщин в России.

 

Национальная образовательная кампания «Домашнему насилию оправданий – нет!», которую Центр «АННА» начал при поддержке Фонда Форда в России с 1998 г., явилась одним из ключевых компонентов в изменении отношения общества к проблеме домашнего насилия. Эта кампания состояла из двух основных составляющих:

(А) Национальная образовательная кампания против насилия в семье;

(В) Национальная образовательная инициатива для различных профессиональных групп.

 

В рамках первого компонента кампании впервые в России были разработаны и изданы просветительские материалы: плакаты, буклеты, наклейки, карточки безопасности для женщин, а также сувенирная продукция. За время проведения кампании было распространено более трех миллионов образовательных материалов, которые использовались во время просветительских мероприятиях практически во всех городах России.

Национальная кампания продемонстрировала насколько эффективно могут работать образовательные механизмы, подкрепленные энтузиазмом сотрудниц региональных общественных организаций. Во многих регионах, где проводилась кампания, количество телефонных звонков в местные кризисные центры увеличилось более чем в два раза. Многие представители региональных организаций подчеркивали, что успех кампании на местах во многих случаях был обеспечен и ее общероссийским статусом.

 

Проведение Национальной образовательной кампании способствовало значительному повышению уровня осведомленности населения о проблеме насилия в отношении женщин.

 

Если еще в начале 1990-х годов практически отсутствовала терминология, при помощи которой можно было наиболее точно описать проблему, то сейчас ситуация изменилась. Сам термин «домашнее насилие», который в России прозвучал впервые, в связи с созданием специализированного телефона доверия, а затем стал широко применяться в главном слогане кампании («Домашнему насилию оправданий нет!»), теперь активно используется как населением, так и представителями различных профессиональных групп для описания данной проблемы. 

 

Результатом активной просветительской работы стали изменения, которые произошли в общественном мнении по отношению к насильственным преступлениям в отношении женщин. Согласно исследованию 2006 года, 87 процентов опрошенных признали проблему домашнего насилия актуальной для России[8].

 

В 1990-х годах общественное мнение считало насилие в семье «частным делом», в которое не следует вмешиваться посторонним: «милые бранятся – только тешатся». Согласно исследованию Gallup World Poll, проведенному в 2008 году в сотрудничестве с центром «АННА», сегодня ситуация изменилась и все больше людей понимают и негативные последствия данной проблемы, и необходимость ее решения.

 

Если еще в 2002 году 43% респондентов, принимавших участие в российском исследовании, утверждали, что избиение жены мужем – частное дело, в которое никто не должен вмешиваться[9], то уже в 2008 году только чуть более одного процента опрошенных заявили, что государство не должно вмешиваться в семьи, где существует насилие. 

 

       Благодаря просветительской деятельности, общество также осознало комплексную природу насилия в отношении женщин. Так, опрос Gallup 2008 года показал, что 87% респондентов согласились с утверждением, что насилие по отношению к женщине со стороны мужа также оказывает крайне негативное воздействие на детей, являющихся «просто» свидетелями.

 

Результатом возросшего уровня осведомленности стало увеличение числа обращений пострадавших от насилия женщин за помощью в правоохранительные органы. При этом, как демонстрирует статистика, обращающиеся за помощью женщины настаивают на регистрации их заявлений. Как мы уже отмечали, анализ состояния криминальной обстановки только за пятилетие (2002 ­- 2006 годы) показывает, что общее количество зарегистрированных преступлений увеличилось на 52,6 процента[10].

 

       Сегодня тема насилия активно освещается в российских средствах массовой информации. Если в 1990-х – начале 2000-х данная тема преподносилась тенденциозно, зачастую в материалах выдвигались обвинения в провокации насилия в адрес пострадавших, то сейчас практически во всех публикациях и телевизионных сюжетах преобладает объективный подход к рассмотрению проблемы насилия. По мнению россиян, к 2006 году по сравнению с 2002-м в СМИ стало появляться все больше информации о домашнем насилии. Наиболее заметно усилилось внимание к данной проблеме со стороны телевидения и радио[11]. 

 

Все это наглядно демонстрирует, что просветительская деятельность, активно ведущаяся с 1998 года, достигла своей цели.

 

Образовательные семинары для представителей различных профессиональных групп

Национальная образовательная инициатива для различных профессиональных групп (как компонент просветительской кампании) – был сфокусирован на разработке образовательных моделей для представителей тех государственных структур, чьей непосредственной задачей является реагирование на проблему насилия в отношении женщин.

 

За прошедшие 15 лет были созданы и реализованы следующие образовательные программы:

  • Национальная инициатива в области здравоохранения
  • Образовательная программа для сотрудников МВД
  • Образовательная программа для мировых судей
  • Образовательная программа для прокуроров
  • Образовательная программа для социальных работников

Эффективность данных программ достаточно высока. Согласно проведенному нами исследованию эффективности образовательной программы для мировых судей в Свердловской области на основе анализа данных судебной статистики, после проведения обучения снизился процент прекращаемостимировыми судьями уголовных дел частного обвинения, в том числе в связи с примирением сторон. Если в 2004 году, до реализации программы, только 18% дел завершались вынесением судебного решения и наказанием обидчика, то в 2007 году их количество увеличилось более чем в два раза – до 42%.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...