Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Насилие в семье в отношении женщин




Насилие в отношении женщин в России

Теневой доклад

В работе над текстом Доклада принимали участие: Марина Писклакова-Паркер, Андрей Синельников, Елена Золотилова, Лариса Понарина, Надежда Кокшарова, Наталия Войкова, Наталия Васильева, Людмила Ермакова.

Введение

 

 

Права женщин также стали неотъемлемой частью международного права в области прав человека. А насилие в отношении женщин – прямое нарушение этих прав. Поэтому правительства и государственные органы обязаны предпринимать шаги для борьбы с насилием, даже если оно совершается в семейном кругу. Поддерживая такую ситуацию, при которой мужчины-обидчики спокойно могут уйти от ответственности за избиение женщин, не реагируя должным образом на жалобы женщин, государство соучаствует в насилии. Государство несет ответственность – и за свои действия, и за свое бездействие.

В соответствии с нормами международного права, на все государства, в том числе и на Российскую Федерацию, возложены конкретные и четкие обязанности - принимать меры по борьбе с насилием в отношении женщин, совершаемым как представителями государства, так и негосударственными субъектами. Неспособность призвать виновников к ответу не только создает почву для новых преступлений и ощущения безнаказанности, но и служит для общества сигналом того, что насилие в отношении женщин — это приемлемое явление.

 

Основной международный документ, напрямую касающийся прав женщин, подписанный и ратифицированный Российской Федерацией, - это Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая обязывает государства:

 

а) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;

b) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;


c) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;


d) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;

е) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;


f) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;

g) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.

 

Можно заметить, что насилие в отношении женщин не упоминается эксплицитно (отдельно) в тексте данной Конвенции. Тем не менее, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, уполномоченный интерпретировать Конвенцию и осуществлять надзор за выполнением взятых на себя обязательств государствами-участниками, разъяснил в своей рекомендации общего характера № 19 (1992 г.), что понятие дискриминации включает в себя и проблему насилия в отношении женщин. Следовательно, все государства-участники Конвенции обязаны принимать все надлежащие меры, включая законодательные, для ликвидации насилия в отношении женщин.

 

Настоящий Доклад подготовлен Национальной независимой комиссией по правам женщин и насилию в отношении женщин (Комиссией), основанной в 2008 году на базе Национального центра по предотвращению насилия «АННА». В Комиссию вошли российские эксперты, представители неправительственных организаций, имеющие как опыт практической работы с пострадавшими от насилия женщинами, так и обладающие специальными знаниями по вопросам, связанным с гендерным равенством и правами человека женщин. Основные цели Комиссии включают в себя:

 

  • Мониторинг и сбор данных с применением методов, разработанных Комиссией;
  • Анализ собранных данных и сравнение их с требованиями существующего законодательства и международных стандартов относительно обязательств России в рамках подписанных и ратифицированных международных договоров;
  • Выявление главных причин нарушений прав человека в сфере насилия на гендерной почве и разработка рекомендаций для улучшения существующей системы реагирования на случаи насилия;
  • подготовка и публикация Доклада по результатам мониторинга;
  • создание системы постоянного мониторинга нарушений прав человека женщин в сфере насилия на гендерной почве;
  • повышение осведомленности о нарушении прав человека женщин в сфере насилия на гендерной почве через средства массовой информации.

 

Настоящий Доклад является в некотором роде уникальным документом. Прежде всего, Доклад – первый документ о правах женщин и проблеме насилия в отношении женщин, подготовленный силами только российских экспертов, без привлечения какой-либо помощи со стороны западных специалистов. В Докладе рассматриваются четыре типа нарушений прав женщин, выявленных Комиссией в процессе мониторинга: домашнее насилие, сексуальное насилие, торговля женщинами и насильственные преступления против женщин как часть национальных обычаев.

 

Мониторинг проводился в России в течение 2008-2010 года по модели, разработанной Комиссией. В основу модели легла структура мониторинга, созданная Хельсинским фондом по правам человека. Также отправной точкой методологии стала подписанная и ратифицированная Российской Федерацией Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

 

Результаты проведенного Комиссией мониторинга не претендуют на статус всеохватывающего исследования, но, тем не менее, представляют общую оценку ситуации, выявляют основные проблемы и тенденции, рассматривают предпринимаемые действия по их решению, а также включают в себя анализ существующих барьеров. Перечень включенных в Доклад случаев насилия не является ни исчерпывающим, ни репрезентативным, но служит яркой иллюстрацией характера и масштабов насилия, совершаемого в отношении женщин в России.

 

Комиссия также провела работу по оценке государственной системы реагирования на случаи насилия в отношении женщин. Именно поэтому большое внимание в Докладе уделялось анализу существующего законодательства и практики его применения.

 

В результате мониторинга Комиссия выявила ряд тревожных фактов. Несмотря на то, что за последние двадцать лет в России была проведена большая работа по противодействию насилию в отношении женщин, до сих пор на государственном уровне отсутствует системный подход к ее решению. Комиссия глубоко встревожена высоким уровнем насилия, которому подвергаются женщины в семье, количеством убийств женщин и латентностью фактов сексуального насилия. В этой связи мы очень обеспокоены тем, что сотрудники правоохранительных органов все еще рассматривают такое насилие не как серьезное преступление, а как частный вопрос супружеских взаимоотношений и отношений между членами семьи, или же как частную проблему конкретной женщины. Основная причина этого – отсутствие специального законодательства, посвященного борьбе с насилием в отношении женщин. В настоящее время в 89 государствах имеются те или иные законодательные положения, непосредственно направленные на борьбу с насилием в семье, а в 90 государствах имеются те или иные нормы закона, направленные против сексуальных домогательств. В некоторых государствах приняты комплексные законы о насилии в отношении женщин, предусматривающие целый ряд видов правовой защиты. Во некоторых бывших республиках СССР – Украине, Кыргызстане, Молдове, Грузии - также уже приняты законы, направленные на борьбу с насилием.

 

Таким образом, как демонстрирует мировой опыт, наиболее эффективным оружием в противодействии насилию в отношении женщин является открытая демонстрация политической решимости государства, подтверждаемая практическими действиями, например, принятием специальных законов или государственных планов действий. Однако в России на федеральном уровне представители государства еще не осознали важность такой работы. Недостаточные действия государства начинает замечать и население России: согласно результатам опроса Gallup (Gallup World Poll, 2008), 73,3 процента опрошенных заявили, что государство не предпринимает необходимых мер для борьбы с насилием в семье. Комиссия настоятельно призывает правительство Российской Федерации уделять должное внимание мерам по устранению проблемы насилия в отношении женщин в семье и обществе и принять законы и программы на федеральном уровне в соответствии с рекомендацией общего характера № 19 Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, в которой указывается, что понятие дискриминации включает и проблему насилия в отношении женщин, и Декларацией Организации Объединенных Наций о насилии в отношении женщин.

 

Мы посвящаем Доклад памяти российских женщин, погибших в результате насилия.




Часть I.

Насилие в семье в отношении женщин

 

Домашнее насилие в отношении женщин – это не только частная трагедия женщины. Это нарушение прав человека и акт дискриминации по отношению к женщинам. Согласно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Российская Федерация обязана «принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия» и «принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин». Также Конвенция требует от государства «изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин».

 

Статья 16 Конвенции обязывает государства-участников принимать «все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений».

 

Масштаб проблемы

На сегодняшний день, существующая в России статистика по преступлениям в отношении женщин, связанных с домашним насилием, фрагментарна, труднодоступна, а зачастую попросту отсутствует. Тем не менее, по отдельным проведенным исследованиям и выступлениям представителей государственных структур мы можем представить общий масштаб данной проблемы. Так, например, в интервью Исполняющего обязанности начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России генерал-­лейтенанта милиции Михаила Артамошкина (2008) прозвучали следующие цифры[1]:

 

  • насилие в той или иной форме наблюдается почти в каждой четвертой семье;
  • две трети умышленных убийств обусловлены семейно­-бытовыми мотивами;
  • ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких;
  • до 40 процентов всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях.

 

Данные по процентному количеству убийств в семье подтверждаются и статистикой из других регионов. Так, по свидетельству Министра общественной безопасности Пермского края Игоря Орлова, более 70% всех убийств происходят в быту[2]. От насилия в семье российские женщины страдают в три раза чаще, чем от насилия со стороны незнакомых людей[3].

 

По официальным данным МВД РФ на декабрь 2008 года на учётах в милиции стоит 212,7 тыс. семейных дебоширов[4].

 

Как свидетельствуют данные о совершенных преступлениях, все чаще жертвами домашних тиранов становятся не только женщины, но и дети. Только за 2008 года Комиссия обнаружила несколько случаев убийств детей с целью мести, подобных трагедии, произошедшей в Татарстане:

 

3 июня 2008 года в республике Татарстан 37-летний Александр Григорьев убил своего 5-летнего сына Алексея с целью мести своей жене, которую убийца подозревал в измене. Придя вечером, Григорьев спросил у сына, почему дома нет матери. На вопрос отца мальчик ответил, что в его отсутствие в гости к маме "приходил какой-то дядя". Желая отомстить жене, отец решил зарезать пятилетнего сына. Схватив на кухне нож, мужчина, по меньшей мере, четыре раза ударил сына в живот. Мальчик скончался на месте. По факту сотрудники Зареченского межрайонного отдела следственного управления по Татарстану возбудили уголовное дело по ст.105 УК РФ (умышленное убийство лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии).[5]

 

Другая тенденция, которую демонстрирует нам статистика, – это рост числа преступлений, связанных со случаями насилия по отношению к женщинам, особенно преступлениям, совершенным в семье: только за 2002 ­- 2006 годы показывает, что общее количество «домашних» преступлений увеличилось в полтора раза[6].

 

       Постоянный рост числа зарегистрированных преступлений подтверждается и нашим исследованием, проводившимся Комиссией в регионах России. Так, на территории Удмуртской Республики в 2008 году зарегистрировано преступлений на бытовой почве на 47 процентов больше аналогичного периода 2007 года [7].

 

Как свидетельствуют данные по Удмуртии, полученные в результате работы Комиссии, семейные преступления все чаще становятся вооруженными: с применением огнестрельного оружия совершается 7% убийств, холодного – 28%, предметов, используемых в качестве оружия, - 50%. Получают распространение такие способы убийства, как утопление в ванной, отравление, а особенно – удушение.

 

Между тем, при рассмотрении статистики, нужно учитывать то, что не все потерпевшие обращаются в милицию. По данным исследований Центра «Теплый дом», 60-70% женщин, страдающих от насилия в семье, не обращаются за помощью в органы внутренних дел.

 

В городах, где мы проводили исследование, женщины – жертвы домашнего насилия, неоднократно подчеркивали и тот факт, что им крайне трудно добиться от милиции отклика на просьбу о помощи. Активистки женского движения и сотрудники общественных организаций рассказывали членам Комиссии о том, как милиция отказывается реагировать на жалобы о насилии в семье.

 

Таким образом, Комиссия заявляет, что подобные представления отражают нежелание государства со всей серьезностью подойти к проблеме домашнего насилия.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...