Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормы, регулирующие обязанности представителей правоохранительных органов




Комиссия считает, что полиция должна руководствоваться конституционным принципом приоритетности права граждан собираться мирно. Инструкции, определяющие порядок действий сотрудников на публичных массовых мероприятиях общественно-политического характера, обучение, тренинг сотрудников – все это должно быть направлено на обеспечение гарантий права граждан собираться мирно и выражать свое мнение.

Полиция должна быть абсолютно нейтральна по отношению к общественно-политическому содержанию собраний. Участники мирных собраний должны чувствовать себя комфортно, понимая, что полиция стремится создать этот комфорт.

Власть обязана сформировать атмосферу доверия к полиции как государственной машине правоохраны, направленной на защиту человеческого достоинства и прав человека вне зависимости от отношения тех или иных людей к действующей власти.

Действующее законодательство (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», последняя ред. от 05.04.2013 № 37-ФЗ) содержит нормы, реализация которых должна обеспечивать защиту прав граждан в ходе проведения публичных мероприятий. К ним относятся, в частности нормы:

Статья 1. Назначение полиции

«1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности»

Cтатья 2. Основные направления деятельности полиции

«1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах»

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

«1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом»

Статья 6. Законность

«1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции»

Статья 7. Беспристрастность

«1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от … убеждений, принадлежности к общественным объединениям…»

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

«1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан»

Статья 12. Обязанности полиции

«1. На полицию возлагаются следующие обязанности:

6) обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее - массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий»

Статья 14. Задержание

«1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании»

Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов

«1. Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:

1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;

2) при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

3. При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность»

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

«1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы)»

Статья 20. Применение физической силы

«1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия»

Статья 21. Применение специальных средств

«1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные – в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи»

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств

«1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца»

Установленные факты

Заявка организаторов, ход переговоров, согласование с городскими властями; время и место проведения публичного мероприятия, периметр места публичного мероприятия; ход переговоров по вопросу обеспечения правопорядка, достигнутые договоренности и их реализация

Заявителями шествия и митинга 6 мая 2012 года стали Е. Лукьянова, С. Удальцов, Н. Митюшкина, И. Бакиров, С. Давидис. Заявка была подана в соответствии с законодательством за две недели до даты мероприятия в понедельник 23 апреля 2012 года.

В Уведомлении организаторов-заявителей от 23 апреля 2012 года указывался маршрут: по Тверской улице с 15:00 – шествие от Триумфальной до Манежной площади, с последующим митингом.

25 апреля состоялась встреча заявителей Марша с руководителем Департамента региональной безопасности Правительства Москвы Алексеем Майоровым,

Согласно Положению о Департаменте региональной безопасности города Москвы Департамент «рассматривает поступающие в Правительство Москвы уведомления о проведении публичных мероприятий и подготавливает проекты поручений заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по координации и работе с правоохранительными органами по данным мероприятиям. Осуществляет координацию деятельности префектур административных округов города Москвы по вопросам рассмотрения уведомлений о проведении публичных мероприятий и принятия соответствующих решений» http://drbez.mos.ru/about/polozhenie_o_departamente/

который официально, от имени Правительства города сообщил, что власти не могут согласовать шествие по Тверской улице и митинг на Манежной площади, так как 6 мая будет проводиться генеральная репетиция Парада Победы, и все площади, прилегающие к Кремлю, будут закрыты. В свою очередь, Майоров предложил провести шествие по Фрунзенской набережной и митинг в Лужниках. Соответствующее письменное предложение заявители получили на руки 26 апреля.

В тот же день заявители акции направили в Правительство Москвы свой ответ, в котором указали, что проведение акции в Лужниках для них неприемлемо, и предложили властям подыскать какой-либо маршрут в пределах Садового кольца. Во время переговоров с Алексеем Майоровым звучали такие варианты альтернативных мест проведения Марша: шествие от Калужской площади по Якиманке и митинг на Болотной площади; шествие по бульварам и митинг на Пушкинской площади; митинг у метро «Улица 1905 года» (с перекрытием проезжей части), митинг на проспекте Сахарова.

 

Вечером 26 апреля на рабочем совещании организаторов майских акций протеста при участии заявителей акции было принято решение добиваться от городских властей согласования шествия и митинга в центральной части города (начало акции было запланировано на 15.00 6 мая).

Представители Правительства Москвы обещали закончить процедуру согласования до вечера 28 апреля, однако не давали ответа вплоть до 4 мая (обычная тактика городских властей по затягиванию согласования, которая лишает организаторов акций возможности предоставить потенциальным участникам информацию о точном времени, формате и месте проведения акции).

Официальное уведомление о согласовании было выдано 4 мая 2012 года, т.е. за два дня до начала мероприятия. Уведомление информировало организаторов «о согласовании проведения 6 мая 2012 года с 16-00 демонстрации от Калужской площади по улицам Б.Якиманка, Б.Полянка до Болотной площади и митинга до 19-30 на Болотной площади с целью – «Выразить протест против злоупотреблений и фальсификаций в ходе выборов в Государственную Думу РФ и Президента РФ…» с количеством участников до 5 000 человек». При этом и организаторам, и городским властям было очевидно, что число участников будет значительно больше. Согласование подписано руководителем Департамента региональной безопасности города Москвы А.В. Майоровым (приложение № 1 к разделу 4.2.1). Столь позднее согласование акции само по себе является серьезным нарушением прав граждан на проведение мирных собраний.

5 мая 2012 года в мэрии состоялось совещание, в котором со стороны заявителей митинга принял участие С. Давидис. Как он утверждает (рассказ участника событий № 14), обычно на таких технических совещаниях согласовываются схема прохода колонн, место расположения рамок, сцены, полицейских сил. Однако 5 мая ничего этого сделано не было. А. Майоров лишь объявил, что схема движения колонн, организация пространства митинга и схема обеспечения безопасности будут точно такими же, как 4 февраля 2012 года в ходе соответствующих шествия и митинга (приложение № 2 к разделу 4.2.1).

За два дня до акции на сайте РИА-Новости была опубликована схема, полностью повторяющая схему 4 февраля http://ria.ru/infografika/20120201/553956909.html (приложение № 3 к разделу 4.2.1). Сходная схема появилась также и на сайте ГУВД Москвы. Из приведенных схем очевидно, что в зону проведения согласованного мероприятия вошли в полном объеме и сквер Болотной площади, и весь участок местности, расположенный между д. 2 по улице Серафимовича и д. 14 по Болотной улице, вдоль улицы Серафимовича между Большим Каменным мостом и Малым Каменным мостом, Болотной набережной и Болотной площадью. Необходимо подчеркнуть, что все насильственные действия участников мероприятия, провокаторов и полицейских производились внутри периметра согласованного места его проведения.

На практике оказалось, что власти, не предупредив заявителей, самовольно и незаконно существенным образом изменили схему и маршрут движения, отступив от принципиальной схемы 4 февраля 2012 года. Об этом свидетельствует документ «Об исполнении поручения» (приложение № 5 к разделу 4.2.1) от 15 августа 2012 года за подписью заместителя начальника ГУ МВД по Москве – начальника столичной полиции генерал-майора О.В. Баранова:

«Учитывая, что согласование маршрута демонстрации и места проведения митинга были согласованы на вышеуказанном совещании в 21.00 час 4 мая 2012 года, план обеспечения общественного порядка и безопасности и картографическое решение готовились в максимально сжатые сроки (в ночь с 4 на 5 мая с.г.), после чего утверждены руководством ГУ МВД России по г. Москве 5 мая 2012 года.

С организаторами публичного мероприятия картографическое решение и план обеспечения общественного порядка и безопасности в городе Москве 6 мая 2012 года УОП ГУ МВД России по г. Москве не согласовывались, до общественности и участников мероприятия не доводились, т.к. эти документы носят служебный характер, в них отражены количество и расстановка сил полиции, технических и специальных средств полиции, а также определены особые задачи нарядам полиции».

В отличие от 4 февраля 2012 года сквер на Болотной площади был закрыт металлическими барьерами и полицейскими силами (тем самым значительная часть Болотной площади фактически была выведена из зоны согласованного мероприятия). Открыто было лишь узкое пространство Болотной набережной (приложение № 4 к разделу 4.2.1). Кроме того, на входе к месту проведения митинга был установлен дополнительный ряд рамок металлоискателей не для пропуска граждан, которые предпочли ограничить свое участие в мероприятии только участием в митинге (как это было 4 февраля 2012 года), а для совершенно необоснованного повторного пропуска и досмотра участников шествия. Дополнительных рамок было меньше, чем на входе на шествие, т.е. явно недостаточно для беспрепятственного прохождения участников демонстрации в зону проведения митинга.

4 февраля никаких полицейских заграждений в сквере не было, а 6 мая сквер фактически был оцеплен усиленными вооруженными отрядами полиции. Как сообщила Надежда Митюшкина (рассказ участника событий № 585), полицейские боялись, что демонстранты установят в сквере палатки и тщательно обыскивали транспорт, принадлежащий организаторам.

Мэрия изначально выделила организаторам лишь 4 часа для установки сцены, мотивируя это тем, что на Болотной площади до 13:00 стояла техника, задействованная на репетициях парада.

Полиция в течение нескольких часов не пропускала машину с дополнительными барьерами, которые нужны были для обеспечения безопасности сцены.

Впервые сотрудники полиции запретили проезд автомашин с «тарелками» для освещения мероприятия. На территорию за сценой, которой формально распоряжаются организаторы массового мероприятия, была пропущена только машина телеканала Россия-24.

Существенным обстоятельством является и тот факт, что городское правительство так и не направило организаторам письменное распоряжение о назначении уполномоченного представителя городских властей, который согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона № 54 обязан оказывать организатору мероприятия содействие в его проведении. Нарушение закона в части неоказания организатору публичного мероприятия содействия в его проведении было допущено не только городским правительством, но и начальником УВД города Москвы (В. Колокольцев). В. Колокольцев по предложению правительства города обязан был своим распоряжением назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 54).

В итоге отсутствовали официально назначенные правительством города и руководством ГУВД уполномоченные лица, обязанные оказывать содействие организаторам в проведении акции. Результатом этого явилось, в свою очередь, отсутствие постоянного оперативного контакта между организаторами акции и такими уполномоченными лицами. Все это способствовало возникновению взаимного непонимания между силами полиции и участниками акции, а также затрудняло разрешение возникающих конфликтных ситуаций.

В зоне запланированного митинга на Болотной площади находилась Надежда Митюшкина, которая в течение всего дня 6 мая безуспешно пыталась установить через сотрудников полиции фамилию и должность представителя ГУВД, который отвечал бы за безопасность и правопорядок на мероприятии. В зоне начала шествия на Калужской площади появился сотрудник ОВД по центральному округу подполковник полиции А. Махонин, который представился представителям организаторов в качестве ответственного за безопасность в ходе демонстрации. При этом А. Махонин дал понять, что проведение митинга на Болотной площади находится вне его компетенции. На Калужской площади перед началом демонстрации подполковник Махонин вручил представителям организаторов предупреждение об ответственности за возможные нарушения закона в ходе мероприятия.

Лишь спустя несколько недель после 6 мая 2012 года появилась информация, что за обеспечение безопасности на Болотной площади 6 мая якобы отвечал полковник полиции Ю. Здоренко (по непроверенным данным, он фигурирует в материалах уголовного дела в качестве ответственного за безопасность непосредственно на Болотной площади).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...