Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рекомендации Комиссии по изменению законодательства, связанного со свободой собраний
Комиссия полностью разделяет позицию российских правозащитников и экспертов Венецианской комиссии Совета Европы, которые неоднократно обращали внимание российских властей на то, что российское законодательство не гарантирует должным образом реализацию конституционного права граждан на свободу мирных собраний. Тем не менее, отсутствие таких гарантий в российском законодательстве не отменяет необходимость действовать согласно международным обязательствам, вытекающим из международных договоров РФ, которые являются частью российской правовой системы и имеют приоритет в случае, если российское законодательство им противоречит. Венецианская комиссия Совета Европы в своем документе, опубликованном 20 марта 2012 г. «Opinion on the Federal Law No.54-FZ of 19 june 2004 on assemblies, meetings, demonstrations, marches and picketings of the Russian Federation», сформулировала ряд рекомендаций в адрес российских властей по изменению законодательства (эти рекомендации полностью отражают позицию Комиссии): *в законе должны быть четко прописаны презумпция в пользу проведения собраний, а также принципы пропорциональности и неприменения дискриминации[1]; * исходя из этого, должен быть пересмотрен в пользу организаторов режим предварительного уведомления, как он изложен в п. 5 ст. 5, ст. 7 и ст. 12 Федерального закона № 54 П. 5 ст. 5 № 54-ФЗ «Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия» Статья 7 № 54-ФЗ «Уведомление о проведении публичного мероприятия 1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. 2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации. 3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: 1) цель публичного мероприятия; 2) форма публичного мероприятия; 3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников; 4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия; 5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия; 6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия. 4. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению». ст. 12 № 54-ФЗ «Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления 1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: 1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; 2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона; 3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия; 4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия; 5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи; 6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются; 7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны. 2. В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке» * сотрудничество между организаторами и властями, как оно изложено в ст. 12 Федерального закона № 54, должно осуществляться на добровольной основе с учетом автономности собрания и без лишения организаторов права на проведение собрания на основании невозможности согласования изменений в формате собрания или на основе нарушения сроков подачи уведомления о проведении общественной акции; право исполнительной власти изменять формат мероприятия должно быть однозначно ограничено случаями, которые подпадают под категорию ограничений согласно ст. 11 п. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ст. 11 п. 2 Конвенции «Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства» в соответствии с принципами пропорциональности и недискриминационности, а также презумпции в пользу собраний; * необходимо зафиксировать право оспаривать решения властей, препятствующие проведению мероприятия, в судебном порядке ст. 19 № 54-ФЗ «Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» таким образом, чтобы судебное решение принималось до намеченной даты проведения мероприятия; * должны быть обеспечены возможности проведения срочных и спонтанных собраний, а также параллельных акций и контр-демонстраций, если они носят мирный характер и не представляют прямой угрозы насилия и серьезной опасности для общественного порядка; * перечень оснований для применения ограничений собраний должен быть сужен таким образом, чтобы обеспечить принцип пропорциональности согласно ст. 11 п. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, приостановление или прекращение собрания должны быть позволены только по соображениям общественной безопасности и угрозы насилия; * обязательства организаторов, как они отражены в ст. 5 п. 4 Федерального закона № 54 должны быть сокращены; ответственность организаторов за поддержание общественного порядка должна быть ограничена обязательством принимать возможные меры; Ст. 5 п. 4 № 54-ФЗ «Организатор публичного мероприятия обязан: 1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; 2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; 3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления; 4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия; 5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования; 6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий; 7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия; 8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия; 9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия; 10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак. 5. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия» * должны быть сужены все ограничения общего порядка по времени и месту проведения собраний. Последние изменения в законодательстве о митингах (Федеральный закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»», далее – Федеральный закон № 65) значительно ухудшили дело с состоянием гарантий свободы собраний. Это отмечено и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. № 4-П по делу о проверке конституционности ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко (необходимо подчеркнуть, что Конституционный суд сделал это непоследовательно и не в полной мере). Намного более определенно это отражено в Мнении Венецианской комиссии Совета Европы от 11 марта 2013 года (Opinion on Federal Law No. 65-FZ of 8 June 2012 of the Russian Federation – документ CDL-AD(2013)003). В итоговой части документа по оценке этих изменений Венецианская комиссия выражает сожаление, что власти РФ ничего не предприняли в части реализации ее предложений от марта 2012 года, а также выразила убежденность в том, что июньские 2012 года изменения в законодательстве являются серьезным шагом назад в деле защиты свободы собраний в РФ (мы полностью разделяем эти оценки). В Мнении Венецианской комиссии Совета Европы от 11 марта 2013 года предложено: a. пересмотреть нововведенный п. 2.1.1 ст. 5 Федерального закона № 54 п. 2.1.1 ст. 5 № 54-ФЗ в ред. № 65-ФЗ: «лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 – 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию» и ликвидировать запрет на организацию общественных акций целыми группами граждан, которые были подвергнуты наказанию не только за уголовные, но и административные правонарушения, вне зависимости от их тяжести; b. дополнить ст. 5 п. 3 пп. 6 Федерального закона № 54: «организатор публичного мероприятия имеет право <…> требовать от уполномоченного представителя органа внутренних дел удалить с места проведения публичного мероприятия лиц, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия» положением о том, что отсутствие возможности потребовать вмешательства сотрудников правоохранительных органов не должно повлечь за собой каких-либо негативных последствий для организатора мероприятия; с. пересмотреть ст. 5 п. 4.3 и 4.7.1 Федерального закона № 54 ст. 5 п. 4.3 № 54-ФЗ «организатор публичного мероприятия обязан <…> обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления» ст. 5 п. 4.7.1 № 54-ФЗ «…принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу» с тем, чтобы исключить ответственность со стороны организатора за численность участников общественной акции; d. ограничить в ст. 5 п. 6 Федерального закона № 54 ответственность организатора за причиненный ущерб обязанностью по возможности поддерживать общественный порядок ст. 5 п. 6 № 54-ФЗ «Организатор публичного мероприятия в случае неисполнения им обязанностей, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия. Возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства»; e. пересмотреть запрет на ношение масок и аналогичных атрибутов; f. ограничить ответственность пикетчиков случаями реальной угрозы общественному порядку и безопасности; g. пересмотреть временные рамки для проведения общественных акций, установленные в ст. 9 Федерального закона № 54 ст. 9 № 54-ФЗ «Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания текущего дня по местному времени»; h. пересмотреть ограничение на время начала предварительной агитации о готовящейся акции «с момента согласования» в ст. 10 Федерального закона № 54 ст. 10 № 54-ФЗ «Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии» i. пересмотреть положение о специально отведенных местах для общественных акций, где они должны проводиться «как правило» в ст. 8 Федерального закона № 54: ст. 8 № 54-ФЗ в ред. №-65 ФЗ «Места проведения публичного мероприятия 1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. 1.1. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек. (часть 1.1. введена Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ) 1.2. При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. (часть 1.2 введена Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ) 2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов. 2.1. После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона. (часть 2.1 введена Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ) 2.2. В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. (часть 2.2 введена Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ) 3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона. 3.1. Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. (часть 3.1 введена Федеральным законом от 08.12.2010 N 344-ФЗ) 4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации» j. удалить п. 3 ст. 12 Федерального закона № 54 п. 3 ст. 12 № 54-ФЗ «Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается» k. пересмотреть и существенно снизить строгость наказания за возможное нарушение закона Федерального закона № 54; l. пересмотреть ст. 20 п. 2 пп. 2 Федерального закона № 65 ст. 20 п. 2 пп. 2 № 65-ФЗ"Кодекс об административных правонарушениях, Статья 20.22. Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка 1. Организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов; на должностных лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Примечание. Организатором не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах для целей настоящей статьи признается лицо, фактически выполнявшее организационно-распорядительные функции по организации или проведению не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах» m. обеспечить, чтобы гарантии фундаментальных прав, обозначенные в законе, распространялись не только на граждан страны, но и на всех людей. Комиссия по Общественному расследованию событий 6 мая 2012 года на Болотной площади считает, что все перечисленные предложения по изменению российского законодательства о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетах, должны стать одним из основных требований демократической общественности к действующей власти. Судебная практика Следует отметить, что суды также вносят свою лепту в общую атмосферу произвола по отношению к базовым конституционным ценностям, штампуя бесконечные решения об административных нарушениях участников «несогласованных» (и даже согласованных!) акций. При принятии этих решений судьи опираются исключительно на показания и свидетельства сотрудников полиции, априорно презюмируя их приоритетность перед показаниями и свидетельствами обычных граждан. При этом судьи никогда не сомневаются в объективности и бесспорности показаний сотрудников полиции, не допуская с их стороны возможность ошибки и намеренного искажения информации об обстоятельствах реальных событий. Представляется очевидной политическая избирательность применения произвольной и жесткой трактовки судами законодательных ограничений права граждан собираться мирно, без оружия. Судебная практика показывает, что суды не руководствуются принципами прямого действия Конституции РФ и приоритета международных обязательств, вытекающих из международных договоров, вступивших в силу на территории РФ. Возникающие коллизии между буквой российских законов и смыслом правовых норм, содержащихся в Конституции РФ и международных договорах (а таких коллизий, как это явствует из замечаний Венецианской комиссии СЕ, очень много), суды постоянно разрешают в пользу буквы российских законов. К сожалению, при рассмотрении вопросов защиты базовых прав человека (свобода собраний, свобода ассоциаций, честные и свободные выборы и т.д.) дух Верховенства Права чужд российским судам. Комиссия считает, что без принципиального изменения подхода судей к вопросу защиты фундаментальных прав человека и основных свобод в сторону понимания судьями приоритетности этих прав и максимально узкой трактовки возможных ограничений, налагаемых на эти права государством, добиться реальной свободы собраний будет чрезвычайно затруднительно. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 260. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |