Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экологическое образование, просвещение и воспитание




Особое внимание уделяется экологическому образованию обучающихся в образовательных школах Омской области. В образовательном процессе школ муниципальных районов экология представлена и как самостоятельный учебный предмет, и как модуль в учебных предметах «Биология», «География», «ОБЖ», «Физическая культура».

В целях обеспечения образовательного процесса издано учебное пособие «География Омской области» тиражом 2630 экземпляров, разработана и реализована образовательная программа «Омское Прииртышье». В разработке программы приняли участие специалисты Министерства образования Омской области, сотрудники Института развития образования Омской области, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, социальные партнеры – вузы Омской области, Омское региональное отделение русского географического общества, Омский краеведческий музей, издательства. В настоящее время издан учебно-методический комплект «Омское Прииртышье», включающий в себя образовательную программу и 14 хрестоматий.

Реализация программы «Омское Прииртышье» и использование хрестоматий инициировали использование проектных и исследовательских методов на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, внеклассной работе, способствовали повышению информационной грамотности учителя, изменению отношения к региону как со стороны учителей, так и со стороны обучающихся.

Ежегодно в октябре-феврале проводится школьный, муниципальный, региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников по экологии. В 2010 году на региональном этапе олимпиады выявлено 3 победителя и 9 призеров. Победители приняли участие в заключительном этапе олимпиады в городе Ульяновске с 24 по 30 апреля 2010 года. Для юных экологов-омичей перед поездкой на базе Омского государственного педагогического университета им. М. Горького организованы учебно-тренировочные сборы.

Ежегодно в апреле Министерством образования Омской области организуется работа секции «Экология» в рамках проведения региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области «НОУ «Поиск». В 2009 году было представлено 60 работ, выявлено 18 лауреатов конференции.

В рамках реализации программы «Омское Прииртышье» инициировано конкурсное движение, в 2009 году проведен заочный областной конкурс «Знатоки Омского Прииртышья», в котором приняло участие 220 человек из 25 районов области и города Омска: учителей – 80, учащихся – 140. Лидерами по количеству побед были 3 муниципальных района: Седельниковский, Знаменский, Нижнеомский. Для награждения были привлечены социальные партнеры: ООО «Сфера», издательский центр «Вентана-Граф», ООО «Центр-Книга», Омское отделение РГО, ГУК Омской области «Государственный центр народного творчества», Омский литературный музей им. Ф.М. Достоевского, Омский областной музей изобразительных искусств, Омский государственный историко-краеведческий музей, ФГУ «ТФИ по СибФО», АНО «Региональный центр экономического образования», ОАО «ОмскВодоканал».

В перспективе предполагается широкое применение в общеобразовательных учреждениях Омской области образовательной программы «Омское Прииртышье», учебника «География Омской области». Продолжится работа по организации работы секции «Экология» в рамках проведения региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области «НОУ «Поиск», проведения школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

Экологическая составляющая играет заметную роль в процессе профессионального образования. Актуальность проблемы формирования экологической культуры и ее значимости для успешной профессиональной деятельности выпускников учреждений профессионального образования является очевидной. Сформированности этого профессионального важного качества уделяется особое внимание при изучении предметов профессионального цикла, производственного обучения и производственной практики.

Курс «Биология, основы экологии» в учреждениях начального профессионального образования не только осуществляет междисциплинарную связь между указанными предметами, но и дает возможность обсудить вопросы социальной экологии и экологии человека. Студенты учреждений среднего профессионального образования проходят спецкурс «Экологические основы природопользования», содержание которого формирует понимание ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности; развивает способности к анализу экологической ситуации и альтернативное мышление.

Взаимодействие между преподавателями экологии и преподавателями спецдисциплин ведет к тому, что у студентов и обучающихся формируется профессионально значимая экологическая компетентность. Наполняемость экологическим содержанием действующих программ по спецдисциплинам и производственному обучению в учреждениях начального и среднего профессионального образования связана с проблемами конкретных отраслей.

Экологическое воспитание обучающихся является основной частью непрерывного экологического образования обучающихся Омской области.

Важное значение в экологическом воспитании детей имеет дополнительное образование. На сегодняшний день у детей есть возможность выбора наиболее привлекательных для них видов и форм обучения, это – клубы, кружки, студии, школы, экологические театры, научное общество учащихся, в летний период – экологические экспедиции, летний экологический лагерь.

В Омской области в детских объединениях эколого-биологической направленности занимаются около 8 тыс. обучающихся. В общеобразовательных учреждениях области организованы и действуют экологические дружины, школьные лесничества, ученические производственные бригады, учебно-опытные участки. В муниципальных районах Омской области действует более 283 экологических дружин с общим количеством обучающихся в них 16 567 юных экологов. Работа в экологических дружинах ведется в трех направлениях: проведение экологических мероприятий, пропагандистская работа и практическая деятельность обучающихся.

В ряде муниципальных районов (Знаменский, Исилькульский, Крутинский, Муромцевский, Москаленский, Нижнеомский, Называевский, Павлоградский, Тюкалинский, Черлакский) организованы школьные лесничества, целью которых является привлечение внимания школьников к проблемам сохранения и восстановления лесных богатств и охраны окружающей среды, оказание практической помощи лесхозам и лесничествам в деле воспроизводства, охраны и защиты лесов, рационального использования лесных ресурсов. Всего в этих лесничествах в 2009 году действовало 21 звено, объединяющее более 480 школьников. В связи с высоким процентом поражения энцефалитным клещом лесов Омской области большинство школ не могут развернуть работу школьных лесничеств.

В 2009 году в Омской области функционировало 355 ученических производственных бригад. В их составе – 869 производственных звеньев. Количество обучающихся, занятых в работе бригад, составило 20 144 человека. Природоохранная деятельность входит в практику ученических производственных бригад. Так, звенья лесоводов оказывают помощь лесхозам в выращивании посадочного материала, обеспечивают уход за лесами, собирают семена древесных и кустарниковых растений, лекарственное сырье.

Одним из направлений деятельности по экологическому обучению и воспитанию являются научные сообщества учащихся, которые действуют в каждой школе Омской области. Учебно-исследовательская работа проводится не только в соответствии со школьной программой, но и по заданию агрономических служб акционерных обществ, местных хозяйств. Опыты проводятся по сортоизучению, агротехнике выращивания овощных и полевых культур.

В Омской области 732 школы имеют учебно-опытные участки, которые обеспечивают практическую направленность преподавания естественно-научных дисциплин, осуществление межпредметных связей. Они служат базой для знакомства обучающихся с новыми технологиями в области сельского хозяйства, современными методиками исследовательской работы, способствуют реализации образовательных программ по биологии, географии, физике, химии, рисованию, черчению и другим предметам, ведению экскурсионной работы, организации летней производственной практики.

В большинстве школ области функционируют теплицы, что позволяет выращивать рассаду, проводить практические работы по биологии.

Большое значение в воспитании подрастающего поколения уделяется областным массовым мероприятиям, которые призваны активизировать творческую познавательную деятельность, привлечь внимание обучающихся к проблемам экологии.

Министерство образования Омской области совместно с государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Омская областная станция юных натуралистов» (далее – станция) организует и проводит областные массовые мероприятия с обучающимися: слёт юных экологов, слёт ученических производственных бригад, научно-практическую конференцию «Исследователи природы», конкурс юных флористов «Цветочная мозаика», фестиваль-конкурс детского творчества «Красота спасет мир», заочный конкурс экологических плакатов и проектов «Сохраним природу – сохраним планету», выставку продукции юных растениеводов «Урожай года», заочный конкурс «Моя малая Родина». Победители областных мероприятий принимают участие во всероссийских конкурсах и фестивалях.

Большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов, их профессиональному росту.

На базе станции регулярно проводятся семинары, консультации, спецкурсы по вопросам подготовки к областным мероприятиям, инновационным направлениям в работе.

Кроме того, подготовка учителей к реализации экологического образования осуществляется сотрудниками Института развития образования Омской области в рамках курсов повышения квалификации, выездных семинаров-практикумов, на которых учителя знакомятся с педагогическим опытом по проблемам экологического образования. В 2009 году на выездных семинарах, проводимых на базе Горьковского, Калачинского, Москаленского муниципальных районов, где освещались вопросы проведения практических работ на местности по географии, биологии и экологии, изучались уникальные объекты природы, растения Красной книги Омской области.

К перспективным направлениям развития экологического воспитания обучающихся Омской области можно отнести: привлечение обучающихся начального и среднего профессионального образования, детских домов к работе объединений эколого-биологической направленности, совершенствование форм информационно-методического сопровождения организационно-массовых мероприятий (методические пособия на электронных носителях, дистанционное обучение, создание Интернет-сайтов в учреждениях дополнительного образования детей), совершенствование форм взаимодействия с другими регионами, проведение межрегиональных и всероссийских мероприятий, увеличение количества участников всероссийских и международных мероприятий.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области в рамках Закона Омской области от 26 декабря 2007 года № 1000-ОЗ «О целевой программе Омской области «Развитие системы образования Омской области до 2010 года» (далее – Программа) в течение 2009 года реализовано 18 мероприятий по разным направлениям, в том числе: тематический семинар по основным направлениям охраны окружающей среды, региональная экологическая экспедиция «Мир природы – Камышловский лог», 2 акции, 2 региональных конкурса по проблемам обращения с отходами, 3 конкурса, 2 региональных экологических фестиваля по сохранению биоразнообразия Омской области, мастер-классы «Изделия из природного материала», разработка и тиражирование научно-энциклопедических изданий по особо охраняемым природным территориям регионального значения, научно-практические мероприятия на особо охраняемых природных территориях регионального значения по направлениям: восстановление, сохранение, изучение, мероприятие по обеспечению населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории Омской области, в том числе распространение экологических знаний через средства массовой информации, подготовка и размещение плакатов наружной рекламы по эколого-просветительской тематике на щитах в общественных местах, организация и проведение.

К исполнению мероприятий привлечены следующие организации: детско-юношеская общественная организация «Экологический центр», Тарская районная молодежная общественная организация «Истоки», Исилькульская городская детская общественная организация «Детский эколого-эстетический центр», некоммерческая организация «Экологический фонд «Амринская балка», Омская региональная общественная организация «Общество охраны природы Сибири», Омская региональная молодежная общественная организация «Экологическая вахта Сибири», закрытое акционерное общество «Манифест», закрытое акционерное общество «Производственная фирма «СТА-дизайн».

Результатом реализации мероприятий является повышение уровня экологического образования и просвещения населения Омской области, привлечение внимания учащихся образовательных учреждений, экологических дружин, работников учреждений дополнительного образования, студентов высших учебных заведений, общественных объединений, населения к проблемам охраны окружающей среды Омского региона.

В связи с неполной реализацией перечня мероприятий Программы и эпидемиологическим сезоном по гриппу на территории Омской области в 2009 году количество граждан, проживающих на территории Омской области, участвующих в мероприятиях по экологическому образованию и просвещению населения Омской области, составило более 160 000 человек, что является 8% от населения Омской области.

Кроме того, в 2009 году Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области совместно с Центром образовательных инициатив Омского государственного педагогического университета в целях повышения экологического образования населения Омской области проведено обучение более 60 человек (представители промышленных предприятий и предприятий жилищно-коммунального хозяйства г. Омска и муниципальных районов Омской области) по программе «Профессиональная подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности». По окончании занятий выдано удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Выполнение мероприятий в сфере экологического образования и просвещения населения Омской области позволяет:

– реализовать комплексный подход в сфере экологического образования и просвещения населения Омской области;

– использовать ресурсы населения Омской области для решения экологических задач и задач охраны окружающей среды;

– создать благоприятные условия для формирования общественного экологического сознания, постоянного повышения уровня экологической культуры населения;

– повысить жизненный уровень и качество жизни населения Омской области;

– создать и развить действенную систему экологического образования, воспитания и просвещения жителей.

Вместе с тем, несмотря на достигнутые положительные результаты, некоторые проблемы в данной сфере остаются нерешенными.

В целях комплексного решения вопроса, направленного на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Омской области Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области с участием Минпрома Омской области, Минздрава Омской области и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработана долгосрочная целевая программа Омской области «Об охране окружающей среды в Омской области (2010–2015 гг.)», утвержденная постановлением Правительства Омской области от 14.09.2009 № 167-п.

Природоохранные мероприятия долгосрочной целевой программы направлены на формирование благоприятных экологических условий проживания и отдыха населения, улучшение экологической обстановки, предотвращение возможных экологических угроз и стихийных бедствий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...