Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Территориальные конфликты в странах ШОС.




Однозначной и общепризнанной трактовки феномена сепаратизма не существует. В общем случае понятие "сепаратизм" входит в более широкое понятие "территориальный конфликт".

Признаки сепаратизма как конфликта проявляются в столкновении сил, сторон, интересов. В качестве объекта конфликта может выступать как фрагмент материальной, социально-политической или духовной реальности, так и территория, земля, ее недра, социальный статус, распределение власти, язык и культурные особенности. В первом случае формируется социальный конфликт, во втором - территориальный. Сепаратизм, развиваясь на основе различии в материальной культуре, социально-политическом статусе, этнической и конфессиональной идентичности, в конечном счете представляет собой стремление к выделению территории из границ существующего государственного пространства.

Сепаратизм данного региона обусловлен многими этноконфессиональными противоречиями доколониального характера, возродившимися после получения независимости. Терроризм носит системный и масштабный характер, хотя и ограничен границами сепаратистских конфликтов;

С 1947 года между Индией и Пакистаном продолжается территориальный конфликт за регион Кашмир площадью 222 тыс. кв. км на северо-западе полуострова Индостан.

С начала индо-пакистанского конфликта за принадлежность Кашмира выделяются три крупные войны, в результате которых погибло более 20 тыс. человек. Еще одна война за контроль над частью Кашмира в 1962 году прошла между Индией и Китаем, в ней погибло более 2 тыс. человек.

Индия претендует на сохранение под ее контролем 101 тыс. кв. км в кашмирском регионе, а также на области, переданные Пакистаном Китаю в 1963 году,— в частности, на район Аксайчин площадью 43 тыс. кв. км. Пакистан претендует на весь Кашмир, кроме территорий, контролируемых Китаем.

Китай также требует признать за собой регион Южный Тибет, на территории которого располагается индийский штат Аруначал-Прадеш площадью 84 тыс. кв. км.

КитайскаяНародная Республика сегодня – многонациональное государство. Из более чем 1,3 млрд. его населения (оценка 2007 года) около 92% составляют ханьцы (китайцы), но оставшиеся 8% – это еще 55 национальностей, из которых тибетцев около 5,5 млн. Для наиболее многочисленных национальностей Китая созданы пять автономных районов: Тибетский, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский и Внутренняя Монголия. Но не все тибетцы, а лишь немногим более половины их живут в Тибетском автономном районе, остальные же – в более мелких национальных образованиях, входящих в ближайшие провинции КНР. Так произошло потому, что около половины исторического Тибета не входит в состав ТАР.
Главным политическим «партнером» Тибета (а стало быть, и главной угрозой его суверенитету) всегда оставался Китай.

При этом сложно составить однозначное мнение о том, как эти государства взаимодействовали в контексте истории; так, современные китайские историки утверждают, что уже с 13 века Тибет был районом Китая, непосредственно подчиняющимся центральному правительству династии Юань, в то время как западные историки с про-тибетскими взглядами считают, что Тибет и Китай оставались двумя независимыми административными единицами в составе Монгольской Империи. При этом не вызывает сомнений, что с заката независимого Тибетского царства до 18 века гораздо большее влияние на Тибет оказывали монголы.

Придя к власти в 1949 году, лидеры КПК решили восстановить власть над Тибетом. Однако они предпочли сделать это без применения военной силы: в 1951 году представители тибетского правительства подписали в Пекине соглашение «О мерах по мирному освобождению Тибета». Согласно 17 пунктам этого документа, Тибету предоставлялась автономия во внутренних делах и сохранялась прежняя система управления во главе с далай-ламой, а центральное правительство получало право держать в Тибете войска, охранять внешнюю границу и вести внешнюю политику.
Первое время соглашение соблюдалось, однако вскоре коммунистические реформы докатились до населенных тибетцами соседних китайских провинций. Возмущенные нарушением векового уклада жизни, они начали бороться против нововведений. Постепенно волнения перекинулись на территории, находившиеся под властью Лхасы. Отношения между Пекином и Лхасой стали крайне напряженными.

В 1965 году был создан Тибетский автономный район.
Существуют 2 точки зрения по тому, как должен развиваться Тибет. Сторонники установления независимости Тибета, указывают на то, что причиной конфликта, как отмечают наблюдатели является недовольство тибетцев политикой окитаивания, разрушения их традиций, подавления религии, навязывания социализма и модернизации
Но есть и другая точка зрения. Она гласит, что сегодня главная проблема Тибета заключается в споре, какая должна превалировать власть: светская или духовная. На сегодняшний день она светская. Монахи, по-видимому, хотят вернуться в прошлое.

Приграничные конфликты между Киргизией и Узбекистаном начались после распада СССР. Из 1378 км границы двух стран спорными являются более 50 участков общей протяженностью до 370 км. За последние несколько лет на границе произошли десятки инцидентов с применением оружия.

Остро стоит проблема восьми приграничных анклавов (четырех узбекских и двух таджикских) в Ферганской долине площадью около 300 тыс. кв. км, где неоднократно вспыхивали межэтнические беспорядки. На территории долины частично претендуют Узбекистан, Киргизия и Таджикистан.

Более 450 км (из 987 км) госграницы Таджикистана и Киргизии не утверждены и являются спорными, из-за чего в приграничных районах регулярно возникают конфликты.

С 1992 года Китай претендовал на 28,5 тыс. кв. км Таджикистана (около 20% территории страны). В 2011 году было подписано соглашение о передаче Китаю 1 тыс. кв. км на Восточном Памире.

Казахстан, Россия, Иран, Азербайджан и Туркмения ведут спор из-за разграничения Каспийского моря площадью 371 тыс. кв. км. Нефтяные ресурсы Каспия оцениваются в 10 млрд тонн.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...