Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Миграционные процессы в странах ШОС.




Доклад эксперта Совета Глав государств

«Обеспечение безопасности внутренних границ в странах ШОС»

 

 

Содержание:

 

Введение ..................................................................................................................3 Определение понятия «безопасность».......................................................................................................3Миграционные процессы в странах ШОС.........................................................................................................................4Территориальные конфликты в странах ШОС.........................................................................................................................9Роль ШОС в урегулировании вопроса безопасности..........................................................................................................12Заключение.............................................................................................................14

Источники..............................................................................................................14

 

 

Введение

 

Данный доклад посвящен теме «Обеспечения безопасности внутренних границ в странах ШОС».

В наши дни все больше привлекает внимание мировой общественности вопрос безопасности внутренних границ в странах ШОС. Актуальность исследуемой темы продиктована новой геополитической ситуацией, возникшей после распада Советского Союза.

Распад Советского Союза и формирование новых независимых государственных образований в Евразии явились фактором дестабилизации системы глобальных и региональных связей. Этому способствует образование вакуума политического влияния, повлекшего за собой обострение ситуации в регионе и возникновение новых конфликтов, в свою очередь приведшим к миграциям и появлению новых очагов сепаратизма. Данные явления стали серьезно угрожать безопасности и стабильности всех стран, сказываются на мире и развитии региона.

Террористическая активность, рост экстремизма и сепаратизма потребовали оперативного решения. События 11 сентября 2001 года также стали поводом для обращения внимания на регион и его проблемы. Соседство с Афганистаном стало дестабилизирующим фактором для безопасности стран ШОС.

Попытка стабилизировать обстановку в данном регионе была сделана образованием Шанхайской Организацией Сотрудничества. Как подчеркивается в Совместной Декларации России и Китая, подписанной в Пекине 2 декабря 2002 года, Шанхайская Организация Сотрудничества «становится важным фактором поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе, одним из опорных элементов конструкции многополярного мира». Регион выдвинул перед образовавшейся Шанхайской организацией не только вопросы безопасности границ, но и проблемы распространения наркотиков, оружия, трансграничной преступности, вопросы охраны окружающей среды, социально-экономического развития, и то, на сколько продуктивно ШОС может решать эти вопросы.

 

Определение понятия «безопасность».

Проблема безопасности является одной из центральных в теории и практике международных отношений, с которой так или иначе связан любой вопрос международной политики. Долгое время война рассматривалась как неотъемлемая часть жизни народов. Однако после первой мировой войны пришло осознание того, что войны стали слишком разрушительными, что международные усилия в первую очередь необходимо направить на предотвращение войн. Термин «безопасность» постепенно начал входить в активный оборот, стал употребляться в документах.

В самом общем виде современное понимание международной безопасности было сформулировано при создании ООН в преамбуле: «Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, … и в этих целях…объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности…»; а также в первой статье Устава: «1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру…».

Широкое распространение понятие «безопасность» получило в США в конце 1940-1950-х гг., когда этим термином стали обозначать комплексную сферу военно-гражданских исследований стратегии, технологий, контроля над вооружениями, когда проблема военного противостояния выдвинулась на передний план. Курсы по международной безопасности стали неотъемлемой частью университетских программ. В настоящее время сфера международной и национальной безопасности является одной из ключевых областей деятельности любого государства, предметом внимания общества, научных исследований.

Чаще всего можно встретить следующее определение международной безопасности: совокупность угроз и средств противодействия им с использованием или вероятностью использования вооруженного насилия, которая касается отношений участников мирового взаимодействия, в первую очередь государств, а также аналогичных внутренних процессов, по своим масштабам и влиянию выходящих за национальные границы государств и способных оказывать влияние на безопасность других государств

 

Миграционные процессы в странах ШОС.

Государства — члены ШОС неравнозначны как по темпам развития экономики, так и по демографическим показателям. На фоне политического и экономического взаимодействия возникает вопрос и о развитии демографического процесса и совместных действиях на миграционной арене. Миграционные потоки между странами ШОС довольно интенсивны, и проблема трудовой миграции приобретает все большую актуальность. Миграционные процессы в границах ШОС характеризуются особенностями, не только отличающимися от миграционных процессов в других регионах мира, но и позволяющими говорить о перемещениях населения между странами ШОС как об особой миграционной системе. Формирование этой системы обусловлено неравномерностью экономического развития в государствах региона, разницей демографических потенциалов, дисбалансом на национальных рынках труда. Важную роль в формировании миграционной системы стран — участниц ШОС играет либерализация миграционных режимов и географическая близость стран. Наиболее тесные и интенсивные миграционные связи сложились между Россией и государствами Центральной Азии.

Общая политическая история и тесные социально-экономические связи предопределили формирование устойчивой миграционной системы именно между постсоветскими государствами. Однако далеко не всегда межгосударственные отношения между странами, входящими в ШОС, носят бесконфликтный характер. Существующие в Центральной Азии этно-территориальные проблемы существенно снижают уровень взаимного доверия в регионе и питают региональную нестабильность. Особую остроту имеют узбекско-таджикские и узбекско-киргизские этнотерриториальные проблемы. До настоящего времени действует визовый режим между Узбекистаном и Таджикистаном, введенный в 2000 г. На этой мере настоял Узбекистан, опасаясь проникновения на территорию республики исламских экстремистов из Таджикистана и Афганистана. По той же причине с 2000 по 2007 гг. действовал визовый режим между Узбекистаном и Киргизией. Его существование Киргизия обосновывала опасностью вторжения исламских террористов и нарастанием наркотрафика, в то время как Узбекистан был озабочен слабостью южных границ Киргизии и хотел обезопасить себя от нелегальной миграции. Между Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном до настоящего времени продолжают сохраняться напряженные отношения. Это связано с реализацией масштабных проектов по строительству ГЭС на территории Таджикистана, чему активно противится Узбекистан, который имеет разногласия с Кыргызстаном по вопросу водораздела водостоков. В то же время для этих государств Центральной Азии является стратегическим ориентиром сохранение безвизового режима с Россией.

Достаточно отметить, что, согласно данным Всемирного банка, доля денежных переводов трудовых мигрантов в 2010 г. составляла 31% национального ВВП в Таджикистане и 21% — в Киргизии. Проблема трудовой миграции для стран — членов ШОС внутри территориального пространства организации является весьма актуальной. При этом, как видно из таблиц 1 и 2, Россия и Казахстан являются «потребителями» трудовых ресурсов, а Узбекистан, Таджикистан и Киргизия — их постоянными «поставщиками». В настоящее время масштабы миграции в Таджикистане беспрецедентны по размеру, социальному и экономическому воздействию на страну. Согласно данным Всемирного Банка, объем трудовой миграции в 2010 г. составил почти 800 тыс. чел. Это — значительная часть населения Таджикистана, насчитывающего 7 млн чел., половина из которых — дети и молодежь до 18 лет. Каждое третье домохозяйство страны имеет, по крайней мере, одного члена, работающего за границей. Несмотря на то что география миграционных потоков из Таджикистана охватывает целый ряд стран (Казахстан, Украина, Китай, ОАЭ, Афганистан, США), трудовая миграция в основном ориентирована на Российскую Федерацию (97% всех мигрантов). Степень воздействия трудовой миграции на все стороны жизни Таджикистана трудно переоценить. За короткий срок миграция стала структурной особенностью экономической и социальной жизни государства. На протяжении 2006–2010 гг. объем денежных средств, переводимых трудовыми мигрантами в Таджикистан, возрос с 1 до 2,7 млрд долл. Экспорт рабочей силы также является ключевой отраслью экономики Киргизии, где каждое четвертое домохозяйство (26%) имеет хотя бы одного трудового мигранта и где объем денежных переводов составляет 1/5 ВВП. Очевидно, что в среднесрочном будущем трудовая миграция продолжит играть важнейшую роль. Это будет касаться как граждан и их домохозяйств, так и экономики страны в целом. Для внешних миграций населения Узбекистана характерно значительное превышение эмиграции над иммиграцией, в результате чего происходит отток населения из Республики. По оценкам Л. П. Максаковой, на Россию приходится более половины общего объема трудовой миграции из Узбекистана, не менее 400–450 тыс. чел. Это обусловлено огромной емкостью российских рынков труда, возможностями получения там относительно высоких заработков, а также происходящей в последнее время либерализацией миграционного законодательства в России.

В последние годы увеличиваются миграции из Узбекистана в Казахстан, который, наряду с Россией, стал принимающей страной. Росту этого миграционного потока способствуют территориальная близость, достаточно емкий казахстанский рынок труда, растущая потребность экономики Казахстана в дополнительной рабочей силе, а также более высокий уровень оплаты труда. Эмиграция из Узбекистана в Казахстан увеличилась по сравнению с началом 1990-х гг. почти в 2 раза. Как уже было сказано выше, на этапе современного развития из Узбекистана отток населения из него происходит только в две страны — в Россию и Казахстан. В результате превышения эмиграции над иммиграцией Узбекистан имеет отрицательное сальдо миграции.

В современных условиях участие титульного населения в миграционных процессах сдерживается рядом факторов, о чем подробно было сказано ранее, в частности, усложнением миграционных связей с государствами СНГ, повышением организационно-правовых, финансовых, языковых барьеров для миграции, переориентацией потенциальных мигрантов на дальние зарубежные страны в условиях высокой конкуренции на мировых рынках труда. Все большее значение приобретают также финансовые стороны миграции. Переезд на новое место жительства даже в пределах своей страны требует немалых средств и становится доступным не многим. Статистика трансграничной миграции в пределах ШОС на постоянное место жительства свидетельствует о том, что Казахстан отдает население почти исключительно России, а получает из Узбекистана и — в меньшей степени — из России. Киргизия имеет незначительный приток населения из России, а отток, в гораздо больших масштабах, также в Россию и — в некоторой степени — в Казахстан. В Россию на постоянное место жительства прибывают в достаточно больших количествах переселенцы из всех без исключения стран Центральной Азии, но первенство держат Узбекистан и Казахстан. Население, выбывающее из России и направляющееся в страны ближнего зарубежья, переезжает преимущественно в Казахстан. Иммиграция в Казахстан состоит преимущественно из репатриантов — этнических казахов (оралманов) из Узбекистана, Туркменистана, Китая, Монголии, возвращение которых на историческую родину стало основным направлением государственной миграционной политики Казахстана с 1991 г. Определенную нишу во внешней миграции занимает трудовая миграция, где основной поток миграции приходится из стран СНГ.

Несмотря на свое лидирующее экономическое положение в регионе, Китай в силу своей перенаселенности, также является «поставщиком» миграционных ресурсов для России и Казахстана. В 2009 г. население КНР превысило 1,331 млрд чел. 150–200 миллионов из них считаются излишней рабочей силой. Это количество превышает суммарное население России и Казахстана. Кроме того, китайская миграция является звеном торгово-промышленной системы Китая, ориентированной в последние годы на «трансграничное хозяйствование». Привлекательность стран — участниц ШОС как региональных рынков сбыта китайских то- варов, заинтересованность КНР в энергоресурсах, в первую очередь, в нефти и газе, готовность вкладывать инвестиции в их разработку и транспортировку углеводородов из Казахстана и Узбекистана, потенциальные возможности территорий центрально-азиатских стран в качестве «транзитных коридоров» для поставок товаров в Европу, а также развития бизнеса и коммуникаций — все эти факторы являются стратегически важными для развития сотрудничества между Китаем и странами ШОС. Китай в плане миграционных контактов, как с центрально-азиатскими государствами, так и с Россией, еще только входит в миграционную систему, сформировавшуюся на постсоветском пространстве. Миграционное движение из России и стран Центральной Азии в Китай связано почти исключительно с краткосрочными туристическими или деловыми поездками. В то же время миграционные потоки из Китая в Россию и Центрально-Азиатский регион, особенно Казахстан, носят гораздо более основательный характер. Китайцы традиционно готовы переносить тяготы повседневной жизни и трудиться на пределе физических возможностей, тяжелые условия жизни создали специфический тип личности — трудолюбивой и терпеливой. Учитывая эту особенность, их можно считать представителями самой конкурентоспособной рабочей силы в мире. Причины китайской миграции во многом связаны со спецификой социально-демографической ситуации в КНР, а также с особенностями политического режима и социально-экономическими процессами.

«Выталкивающие» причины китайской миграции — это демографическое давление, растущая безработица, неудовлетворенность значительной части китайского населения своим жизненным уровнем. В формировании миграционных установок китайского населения на выезд решающую роль играют экономические факторы. Несмотря на высокий темп экономического роста, уровень реального потребления большей части населения остается низким. Стимулирующим фактором в системе «выталкивающих» факторов миграции из КНР являются и геополитические устремления Китая, снятие китайскими властями многих ограничений для выезда своего населения за рубеж. В настоящее время китайская политика в отношении внешней миграции включает два компонента: политику по экспорту рабочей силы и политику по привлечению иностранных экспертов. И та, и другая являются составными частями курса Китая на реформы и открытость. Китай стал экспортировать все больше работников в различные регионы. Китайское правительство поощряет организованный экспорт рабочей силы, осуществляемый уполномоченными фирмами. Одним из главных аспектов глобальной внешнеэкономической стратегии Китая является завоевание значительной (до 10%) доли международного рынка труда (в настоящее время доля Китая составляет 2-3%), что позволит снизить безработицу и повысить уровень жизни китайских граждан. Таким образом, в ближайшие одно-два десятилетия из КНР могут эмигрировать еще несколько десятков миллионов человек. Вопреки предположениям о том, что Китай экспортирует рабочую силу, чтобы решить проблему занятости, экспорт рабочей силы ни в коей мере не может служить значительным выходом для страны с населением в 1,3 млрд чел. Миграционный обмен Китая с другими странами мира приводит к небольшому, по сравнению с общей численностью жителей Китая, чистому оттоку, составляющему около 350 тыс. чел., или 0,03% в год. Таким образом, миграция не оказывает практически никакого сколько-нибудь заметного влияния на численность населения Китая. Однако в динамике миграции из Китая можно увидеть небольшую и неустойчивую тенденцию к росту. Одним из сдерживающих обстоятельств является миграционная политика России, вызванная заботой о территориальной целостности страны. Но есть и другие сдерживающие факторы. Во-первых, уровень жизни в Китае растет быстрее, чем в России. Во-вторых, численность китайской молодежи15–39 лет снижается с 2006 г. В-третьих, в Китаеесть большие возможности для внутренней миграции. В-четвертых, Россия — не самое привлекательное направление миграции с точки зрения качества жизни, особенно для молодежи. Поэтому в миграционном приросте из Китая преобладают люди 35–49 лет. С другой стороны, в пользу России говорят географическая близость, различное соотношение мужчин и женщин на брачном рынке Китая и России, а также складывающиеся миграционные связи. Вопросы, касающееся миграционных процессов, периодически освещаются в рамках заседаний ШОС. Однако, прежде всего, они предстают в ракурсе их связи с угрозами национальной, экономической и общественной безопасности.

Так, например, в Декларации о создании ШОС 2001 г., Санкт-Петербургской декларация (2002 г.), Хартии ШОС (2002 г.) и Астанинской декларации ШОС (2005 г.) миграционные процессы упоминаются только в контексте общей борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Другими словами, миграционные процессы попадают в фокус внимания ШОС, только если речь заходит о проблемах нелегальной миграции, непосредственно связанной с транснациональной преступной деятельностью.

Из этого можно сделать вывод, что именно вопрос трудовой миграции в границах ШОС является одной из основных проблем. Учитывая тот факт, что в миграционном обмене участвуют в первую очередь граждане из стран — членов ШОС, можно заявить, что необходимо больше уделять внимания согласованию миграционной политике в рамках организации. Следует учитывать интересы, как государств — «поставщиков» мигрантов, так и государств-«потребителей» миграционных потоков. Очевидно, что в рамках Совета министров иностранных дел государств — членов ШОС следует создать специальную рабочую группу для обсуждения проблем трудовой миграции. Особенно важным для стран ШОС, являющихся миграционными донорами, представляется китайский опыт государственного регулирования экспорта рабочей силы. Известно, что хаотично покидающие страны исхода работники как умственного, так и физического труда очень часто вынуждены соглашаться на условия, значительно худшие, чем те, на которые они могли бы рассчитывать, исходя из уровня своих знаний, умений, квалификации. Их законные права и интересы за рубежом практически никак не защищены. В этом отношении было бы весьма полезно как следует проанализировать китайскую практику, в особенности касающуюся деятельности государственных фирм, агентств по экспорту и импорту рабочей силы. Благодаря этой деятельности в выигрыше оказываются как государство, имеющее миллиардные доходы от этого вида экспорта, так и сами работники, получающие оптимальную цену за свой труд и чувствующие за своей спиной поддержку государства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...