Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Трудовая миграция в рамках Шанхайской организации сотрудничества




В Шанхайской организации сотрудничества можно проследить взаимозависимость между странами-донорами, поставщикам трудовых ресурсов (Китай, Индия, Пакистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан) и странами-реципиентами, которые активно принимают трудовых мигрантов (Россия, Казахстан).

Внутренние миграционные потоки в ШОС в основном направлены в Российскую Федерацию. Абсолютное большинство трудовых мигрантов из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана (более 80 %), направляются именно в Россию, значительная часть остальных – в Казахстан.

Российская Федерация является основным миграционным партнером стран Центральной Азии и крупнейшей страной импортером рабочей силы. Более половины всех мигрантов составляют выходцы из стран Азии. Согласно данным статистики в 2017 году, в России работает более 1 миллиона трудовых мигрантов из Таджикистана, около 2 миллионов — из Узбекистана, от 300 до 500 тыс. человек из Кыргызстана, около 45 тысяч – из Казахстана. Миграция из Китая составляет около 0,3 млн. человек [11].

Легальная иммиграция в Российскую Федерацию с целью проживания, обучения или работы на территории России учитывается статистикой и контролируется государством. Однако легальные мигранты составляют лишь небольшую долю в общем миграционном потоке. Наиболее значительные масштабы имеет нерегулируемая, стихийная миграция. В ноябре 2014 года, по данным ФМС России, на территории РФ нелегально находилось около 3 млн. иностранных граждан, значительно превысивших срок законного пребывания на территории РФ (90 дней). Незаконная миграция не регулируется государством и не учитывается в статистических исследованиях. Предположительно, доля нерегулируемых миграций из Узбекистана в Россию составляет от 50 до 65 %. Чуть выше уровень нерегулируемой миграции из Кыргызстана, в Таджикистане он составляет более 90% [12].

Существует ряд тенденций, характерных для миграции из стран Центральной Азии в РФ: Во-первых, увеличивается число сезонных рабочих – трудовая миграция приспосабливается к российскому рынку труда. Во-вторых, возрастает число женщин-мигрантов, поскольку экономика России нуждается в работниках сферы обслуживания и торговли, где традиционно занята преимущественно женская часть экономически-активного населения.

Другой принимающей страной в рамках Шанхайской организации сотрудничества является Казахстан. Эта страна обладает значительным экономическим потенциалом, большой территорией и относительно небольшим населением.

В настоящее время Казахстан постепенно превращается в крупнейшего регионального импортера рабочей силы. В этой стране работают около 500 тыс. трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, в том числе 15 % всех трудовых мигрантов из Узбекистана, треть — из Кыргызстана, 1 % — из Таджикистана. По данным МВД, от 100 до 300 тысяч работают нелегально. По миграционному статусу Казахстан является страной исхода, приема и транзита мигрантов. Основные миграционные тренды из Казахстана — это выезд на постоянное место жительства в Россию и небольшой поток трудовой эмиграции. Так жекак и в других странах постсоветского пространства, нерегулируемая трудовая эмиграция из Казахстана превышает легальную. Выезжают в основном квалифицированные рабочие или специалисты (по этническому составу — русские, татары) для работы на предприятиях Сибири. Распространена коммерческая, или «челночная», миграция, увеличился выезд в страны дальнего зарубежья для работы по найму, но, по оценке экспертов, численность трудовых эмигрантов из Казахстана значительно меньше по сравнению с другими странам Центральной Азии. Основную часть миграционного потока в Казахстан составляют выходцы из Узбекистана и Кыргызстана.

Главными экспортерами рабочей силы в рамках ШОС являются Китай, Индия, Пакистан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Эти страны имеют относительно высокую плотность населения, низкий ВВП на душу населения. Наблюдается высокий уровень безработицы и, как следствие, масштабная трудовая эмиграция.

Кыргызстан экспортирует рабочую силу в основном в Российскую Федерацию, меньшая часть миграционного потока направлена в Казахстан, причем в Россию переезжает, в основном, городская интеллигенция, а в Казахстан – сельская. Основной вид деятельности за рубежом — это торговля, бизнес, строительство, сфера услуг и сельскохозяйственные работы.

Таджикистан за последние годы стал типичным экспортером рабочей силы. Трудовая миграция охватывает более 1 млн. его граждан, что составляет 10-12% населения страны. Трудовая миграция стала одной из основных структурных особенностей экономики Таджикистан входит в число стран, чья экономика наиболее зависит от миграции.

Узбекистан отправляет до 2 млн. мигрантов, которые работают в основном в России, Казахстане, Южной Корее, небольшое число мигрантов трудятся в США, Канаде, Европейском союзе, Южной Корее, ОАР, Турции.

Китай поставляет рабочую силу в США и Канаду, страны Западной Европы и Юго-Восточную Азию. Данные о численности трудовых мигрантов из КНР в странах ШОС разнятся. По официальным данным ФМС России, в 2015 году на территории РФ находилось около 260 тыс. граждан КНР. Присутствует как законная, так и нелегальная миграция.

Индия и Пакистан традиционно являются крупными поставщиками рабочей силы. Однако основные миграционные потоки из этих государств направлены в США, Западную Европу и сраны Персидского залива.

На данный момент в странах ШОС отсутствует общий рынок рабочей силы, нет и совместимой нормативной базы. Государства, исключая Китай, Таджикистан и Кыргызстан, до сих пор не выработали ясной миграционной политики [13].

Трудовая миграция в Россию и Казахстан принципиально отличается от миграции в Европейский Союз. Трудовые мигранты покидают свои страны не для получения социального обеспечения, а с целью заработка. Однако в странах, принимающих мигрантов (Россия, Казахстан), всё равно сохраняется страх перед ними.

Проблема борьбы с нерегулируемой трудовой миграцией на пространстве ШОС чрезвычайно актуальна. Поскольку значительная часть трудовых мигрантов находится на нелегальном положении, они попадают в зависимость от работодателей. Права рабочих повсеместно нарушаются: их содержат в антисанитарных условиях, часто на мигрантов оказывается психологическое давление. Также нередки случаи нарушения техники безопасности на производстве, что приводит к несчастным случаям и человеческим жертвам.

Мигранты часто не проходят официальных процедур регистрации, чтобы избежать бюрократии. Нелегальное трудоустройство не предполагает получения специальных документов, дающих разрешение на работу в принимающей стране, лицензии. Это зачастую сказывается на качестве производимой продукции или услуг. Работодатели получают от найма нелегальных мигрантов большие преимущества: издержки на оплату труда таких работников значительно ниже, и открывает возможность для фактически ничем не ограниченной эксплуатации мигрантов на производстве. Кроме того, нелегальная трудовая миграция наносит значительный ущерб экономике, ведь в казну не поступают налоги с доходов мигрантов и их работодателей.

Сегодня на пространстве ШОС необходима единая, экономически эффективная, рациональная политика в сфере регулирования трудовой миграции. Только совместными усилиями государств-членов ШОС возможно решать проблему нерегулируемого перемещения трудовых мигрантов.

Заключение

За последние десятилетия миграционные процессы приняли глобальный характер. Это порождает необходимость по-новому реагировать на развитие миграционного процесса. Основной задачей становится поиск такого вектора регулирования миграции, который позволит максимально увеличить её положительный эффект и свести к минимуму реальные и потенциальные негативные последствия. Необходимо постоянное взаимодействие государств-членов ШОС в сфере регулирования миграционных процессов и пограничного сотрудничества. Преодоление проблемы нелегальной миграции – одно из актуальных направлений совместной работы на пространстве ШОС.

Шанхайская организация сотрудничества обладает высоким потенциалом в сфере миграционного взаимодействия. Тот факт, что в настоящее время в Организации вопросам миграции уделяется всё большее влияние – безусловно, положительная тенденция. Но сотрудничество в рамках ШОС будет эффективным лишь в том случае, если государства-участники Организации смогут выработать общий подход к решению проблем, связанных с миграцией. Только единая политика в сфере миграционного регулирования принесет положительные результаты.

Использованные источники:

1. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года, 2015

2. International Migration Report 2017 (Highlights), ST/ESA/SER.A/404, Department of Economic and Social Affairs of the United Nations http://www.un.org/en/development/desa/population/migration/publications/migrationreport/docs/MigrationReport2017_Highlights.pdf

3. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества

4. Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, 07 июня 2002

5. Соглашение "О сотрудничестве и взаимодействии государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по пограничным вопросам", 10 июля 2015 года

6. https://regnum.ru/news/1150249.html

7. Ивахнюк И. Евразийская миграционная система: теория и политика. Москва: ТЕИС, 2008. - 190 с.

8. Информационный журнал о Шанхайской организации сотрудничества «ИНФОШОС», №10, июнь 2017

9. http://ruskline.ru/opp/2017/aprel/27/terroristicheskaya_emigraciya_iz_srednej_azii_rastyot/

10. http://vb.kg/society-kg/eksperty-schitaut-neobhodimym-ysilenie-sotrydnichestva-stran-shos-v-borbe-s-tremia-silami-zla.html

11. http://center-yf.ru/data/stat/migraciya-2017.php

12. Официальные статистические данные ФМС России http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/

13. Мирзеханов В. С.,Проблемы перемещения трудовых ресурсов в рамках Шанхайской организации сотрудничества, 16 марта 2013

14. Чесноков А. С., Миграционные тренды и их регулирование в странах ШОС

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...