Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные миграционные процессы в некоторых странах ШОС. Влияние миграции на социально-экономическое развитие стран.




По данным ООН, количество мигрантов во всем мире с 2000 года увеличилось практически на 50%. По состоянию на декабрь 2017 года численность мигрантов составляла порядка 258 миллионов человек[2].

В Докладе ООНо ситуации в сфере мировой миграции (2017) в числе лидеров по динамике миграционных процессов оказались некоторые страны Шанхайской организации сотрудничества. Так, например, Россия находится на 4 месте в списке стран, где проживает наибольшее число мигрантов. По данным ООН, в РФ проживает 11,7 млн мигрантов. Индия является лидером по количеству эмигрантов за рубеж. Россия в этом списке оказалась на 3 месте. По данным ООН, численность мигрантов из России в других странах составляет 10,6 млн человек. В октябре МВД РФ оценило численность нелегальных мигрантов в России в 2,6 млн человек. 

 

Влияние миграционных процессов на развитие стран-доноров и стран-реципиентов разнообразно. Миграция имеет положительные последствия:

· При проведении соответствующей государственной политики, миграция способствует всестороннему и устойчивому экономическому росту, развитию как в странах, поставляющих мигрантов, так и в обществах, которые их принимают.

· Страны-реципиенты выигрывают от миграции, поскольку легальные трудовые мигранты заполняют пробелы в рабочей силе, создают рабочие места в качестве предпринимателей и платят налоги и взносы на социальное страхование.

· Происходят изменения в демографической структуре населения. Данный процесс характерен как для страны-донора, так и для реципиента. Миграционные процессы уменьшают количество безработного трудоспособного населения (преимущественно молодежи) в развивающихся странах – представители этой группы мигрируют в поисках трудоустройства. Пополняется демографический потенциал принимающей страны.

· Во взаимодействии коренного населения и мигрантов происходит взаимное культурное обогащение

Но нелегальная миграция имеет ряд негативных последствий:

· Мигранты, которые живут и работают в стране незаконно, не платят налогов, что наносит ущерб экономике принимающей стороны.

· Значительное количество нелегальных рабочих-мигрантов в стране приводит к снижению заработной платы её коренных жителей. За аналогичный труд работодатель может выплачивать мигранту меньшее денежное вознаграждение, поэтому коренному экономически активному населению сложно конкурировать с рабочими-мигрантами на рынке труда.

· Нередко между мигрантами и коренным населением возникают конфликты на почве национальной розни или различий в мировоззрении, менталитете. Таким образом, миграции влекут рост социальной напряженности.

· Миграционные процессы способствуют оттоку трудоспособного и квалифицированного населения в странах-донорах – так называемой «утечке мозгов»

· Мигрантам свойствен низкий уровень жизни и социальных стандартов.

· Нелегальная миграция влечет криминализацию экономики, ведет к росту преступности в обществе.

Кроме того, нерегулируемая миграция обостряет ряд важнейших проблем, решение которых может быть достигнуто только при условии активного сотрудничества государств в сфере миграционной политики.

Проблема торговли людьми.Одним из проявлений нелегальной миграции на пространстве ШОС является торговля людьми. Эта проблема неоднократно обсуждалась в рамкахОрганизации. Например, вопрос торговли людьми затрагивали в 2009 г. в Москве на Седьмом заседании генеральных прокуроров государств- членов ШОС. По словам Рашитжона Кадырова, генерального прокурора Республики Узбекистан, доход от торговли людьми в государствах-участниках Шанхайской Организации Сотрудничества составил в 2009 году около 12 миллиардов долларов.

Это явление носит трансграничный характер: поскольку при совершении преступлений в этой сфере используются поддельные документы, происходит и рост нелегальной миграции. Всё это негативно сказывается на экономике стран-участниц ШОС.

Генеральный прокурор РФ Ю. Я. Чайка заявил, что борьбу с фактами торговли людьми осложняет отсутствие действенных механизмов обмена информацией между государственными структурами, в том числе между прокуратурами государств-участников ШОС.[6].

Проблема не теряет актуальности и сегодня. Торговля людьми в современном мире - серьёзный дестабилизирующий фактор. Этот глобальный вызов представляет угрозу интересам как отдельной личности, так и всего общества в целом. Совместная борьба с проблемой торговли людьми является одним из приоритетов ШОС в области обеспечения региональной безопасности и стабильности. Данное направление сотрудничества было обозначено в Стратегии развития ШОС.

Миграционные процессы и нелегальный оборот наркотических средств.Незаконная миграция зачастую тесно связана с проблемой нелегального оборота наркотиков. Часто государственные органы не способны контролировать ситуацию. Особенно ярко это проявляется в нестабильных регионах. Это наблюдается, например, в Таджикистане, который является одним из центров производства и транзита наркотиков из Афганистана в страны Центральной Азии. Здесь выращиваются опиумный мак и индийская конопля. Конфликт в Таджикистане и миграция способствовали росту наркобизнеса. По данным МВД Республики Таджикистан, ежегодно через территорию Таджикистана транспортируется более 200 тонн наркотиков, при этом органами правопорядка задерживается лишь часть из них [7].

Поток наркотиков, а вместе с ними – и нелегальных мигрантов идет в Кыргызстан, а оттуда в Казахстан, Россию и другие государства ШОС и СНГ. Наркотические вещества производятся в Кыргызстане. Крупной базой по производству, переработке и транспортировке наркотиков является и Казахстан, через который идет поток наркотиков из Китая.

Вступление в ШОС Индии и Пакистана, которые присоединились к Организации в июле 2017 года, открыло новые возможности для борьбы с наркотрафиком и сопровождающей его нелегальной миграцией. Именно через эти государства проходит южный маршрут распространения героина из Афганистана, и участие Индии и Пакистана в перспективе сделает антинаркотическое сотрудничество государств ШОС более эффективным.

Государства-члены ШОС предпринимают последовательные усилия в борьбе с незаконным оборотом наркотикови в регионе, и в мире в целом.  Основные подходы членов ШОС к решению данной проблемы отражены вСоглашении о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которое было подписано еще в 2004 году. Были разработаны Антинаркотическая стратегия государств-членов ШОС на 2011-2016 годы и программа действий по ее выполнению. Создан проект новой Антинаркотической Стратегии государств-членов ШОС на 2017-2022 годы.  ШОС активно сотрудничает с ООН в деле решения проблемы нелегального оборота наркотических средств[8].

Регулирование миграционных процессов и борьба с международным терроризмом.Сегодня миграция играет заметную роль в системе угроз национальной безопасности государств-членов ШОС. Одним из последствий нерегулируемого миграционного процесса является проникновение на территорию стран террористов и экстремистов, связь мигрантов с преступными группировками и террористическими организациями.

Происходят попытки расширения влияния террористических группировок через вовлечение в них нелегальных мигрантов. Эта группа наиболее доступна для воздействия, поскольку в отношении мигрантов наиболее действенными являются финансовые механизмы вербовки. Наблюдаются тяжелое социально-экономическое положение эмигрировавшего населения. Отсутствие законных оснований для пребывания на территории страны влечет разнообразные проблемы: мигранты не имеют социальных и материальных гарантий безопасности своего существования, подвергаются эксплуатации, дискриминации. Всё это является факторами, способствующими распространению склонности к терроризму и экстремизму в среде мигрантов.

Выходцы из Центральной Азии всё чаще фигурируют сообщениях о подготовке и совершении террористических актов. Они нередко пополняют ряды боевиков запрещенной в России организации «Исламское государство». В России, по данным ФСБ, костяк террористических групп составляют экстремисты из числа трудовых мигрантов из стран СНГ и ШОС, в том числе - Центральной Азии. Среди боевиков много этнических узбеков, преимущественно уроженцев Ферганской долины, где в первой половине 1990-х гг. бурно развивались радикальные группы.

Остро стоит и проблема выезда представителей среднеазиатских государств на Ближний Восток для участия в джихаде. По данным на 2017 год, из Таджикистана в Сирию и Ирак выехало около 1100 человек, из Кыргызстана – 600 человек, из Казахстана – более 300 человек. Точных данных по Узбекистану и Туркменистану нет, по примерным прикидкам, оттуда в Сирию и Ирак выехало до 2000 человек. В 2016 г. наиболее активный поток боевиков шел из Таджикистана, где после попытки переворота и запрета Партии исламского возрождения начался рост террористической активности. Увеличивается вовлеченность молодёжи азиатских стран в террористические организации.

На мигрантов, не имеющих легального статуса в принимающей стране, невозможно оказывать организованное воздействие со стороны государства. Следовательно, для преодоления террористической угрозы необходимо в первую очередь решить проблемы нелегальной миграции [9].

Совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях является одной из ключевых задач Шанхайской организации сотрудничества с момента её создания и по сей день.

В 2001 году одновременно с Декларацией о создании Шанхайской организации сотрудничества была подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а в 2004 – создана Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС). Цель РАТС – эффективное сотрудничество государств-членов ШОС в борьбе с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Страны ШОС тесно сотрудничают в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. 9 июня 2017 года была подписана новая Конвенция ШОС по противодействию экстремизму.

В марте 2018 В штаб-квартире Исполкома РАТС ШОС прошло очередное заседание группы экспертов пограничных служб государств-членов ШОС, где участники обсудили специальную пограничную операцию «Единство-2018», направленную на пресечение противоправной деятельности в пограничных пространствах государств-членов ШОС. Участники экспертной встречи дали положительную оценку результатам совместной работы в 2017 году, заявили о необходимости усиливать координацию действий по пограничным вопросам и в сфере противодействия терроризму [10].










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...