Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Мой конспект: понятие экономические школы
Мой конспект: понятия товар. услуга.
Понятие
| Родовой признак
| Видовой признак
| товар
|
|
| услуга
|
|
| Экономика как наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.
Мой конспект: понятие экономика как наука
Понятие
| Родовой признак
| Видовой признак
| экономика как наука
|
|
|
Основная задача экономики
| Предмет исследования экономики
| Особенность экономики как науки
| • Поиск путей эффективного ведения хозяйства
• Поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей
| Экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики
Поведение человека применительно к ключевым вопросам хозяйственной жизни, связанным с производством товаров и услуг
| Основной акцент делается на функциональных, анена причинно-следственных связях
|
Мой конспект: заполнить таблицу экономика как наука
Основная задача экономики
| Предмет исследования экономики
| Особенность экономики как науки
|
|
|
| Экономическая теория (экономика), как и любая другая научная дисциплина, выполняет присущие ей функции.
Функции экономической теории
Наименование функции
| Ее сущность
| Познаватель
ная
| Познание, исследование и объяснение сущности и результатов процессов и явлений, происходящих в экономической жизни общества на всех его уровнях
| Методологи
ческая
| Определение методов, средств и научных инструментов исследовательских работ в смежных дисциплинах экономической науки. Определение закономерностей экономического развития
| Практическая (прагматическая)
| Использование результатов анализа экономической теории в хозяйственной политике: выработка определенной экономической или стратегической политики на данный момент или на перспективу, а также построение микро- или макроэкономических моделей, установление научных прогнозов на любом экономическом уровне
| Образова
тельная
| Предоставление человеку возможности получить системные знания о состоянии важнейшей сферы общественной жизни — экономики — и своих перспективах в ней
| Идеологи
ческая
| Обоснование смысла глобальных политических идей и целей развития общества (государства)
| |
Мой конспект: заполнить таблицу Функции экономической теории
Наименование функции
| Ее сущность
| Познавательная
|
| Методологическая
|
| Практическая (прагматическая)
|
| Образова
тельная
|
| Идеологическая
|
|
Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.
В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический.
Макроэкономика (гр. mak- ros — длинный, большой)
| Микроэкономика (гр. mikros — малый)
| Это наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира
| Это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях
| Исследует вопросы о том, как быстро развивается экономика, каков объем произведенного продукта и совокупного дохода, то, что характеризует общенациональные и международные экономические явления
| Исследует причинно-следственные и функциональные связи, которые влияют на принятие решений как отдельными людьми, так и фирмами, предприятиями
| Имеет дело с такими проблемами, как повышение занятости, увеличение объемов производства, эко- номическийрост, преодоление инфляции, безработицы, кризисов и т. д.
| Имеет дело с такими проблемами, как ограниченность, выбор, альтернативная стоимость, цена и ее влияние на отдельные элементы хозяйства, а также с процессами производства и потребления, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.
| Стремится к стабильности
| Стремится к динамике, росту
| Подчиняется принципу социального эффекта
| Подчиняется принципу рыночной целесообразности
| Действуют три субъекта: фирма, домохозяйство и государство
| Действуют два субъекта: фирма и домохозяйство
|
Мой конспект: заполнить таблицу два уровня анализа:макроэкономический и микроэкономический.
Макроэкономика (гр. mak- ros — длинный, большой)
| Микроэкономика (гр. mikros — малый)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экономическая наука прошла долгий путь развития, опираясь на теоретические изыскания ведущих экономических школ.
Экономические школы — системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основоположников и последователей, обосновывают собственную концепцию, пытаются объяснить законы экономического развития общества и предложить основные направления дальнейшего его развития.
Мой конспект: понятие экономические школы
Понятие
| Родовой признак
| Видовой признак
| экономические школы
|
|
| Этапы становления и развития экономической теории
Основные экономические школы
| Представители экономических школ
| Время
возникно
вения
| Сущность
экономических школ
| Меркантилизм (от ит. mercante — торговец)
| А. Монкреть- ен, У. Стаффорд,
Ж. Б. Кольбер,
А.Л. Ордин- Нащокин,
И. Т. Посошков, Петр I
| XVI— XVIII вв.
| Богатство — это прежде всего золото, на которое можно все купить. Его приносит торговля, главным образом внешняя. Значит,следует его ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения.
| • Ранний меркантилизм — монетаризм
|
| XVI— XVII вв.
| Идеализация серебра и золота как единственной формы богатства и запрещение вывоза денег из страны
| • Поздний меркантилизм — протекционизм (от лат. pro- tectio — покровительство, защита)
|
| XVII— XVIII вв.
| Увеличение экспорта промышленных товаров, обложение иностранных товаров высокими пошлинами, покровительство национальной экономике
| Физиократы
(от гр. phy- sis — природа, kratos — власть)
| Ф. Кенэ
| Вторая половина XVIII в.
| Основной источник богатства страны — сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство
| Классическая политическая экономия
| А. Смит,
Д. Рикардо
| Конец
XVIII —
начало
XIX в.
| Впервые обосновали идею главенствующей роли сферы производства в создании общественного богатства.
|
Основные экономические школы
| Представители экономических школ
| Время
возникно
вения
| Сущность
экономических школ
| Классическая политическая экономия
|
|
| Раскрыли значение труда как основы и меры ценности всех товаров.
Доказали, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны. Выявили источники доходов всех слоев общества
| Марксизм
| К. Маркс
| Вторая половина XIX в.
| Развил трудовую теорию стоимости и впервые создал учение о прибавочной стоимости, в котором утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства
| Маржина- лизм (от фр. marginal — предельный)
| К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас
| 70-е гг. XIX в.
| Видели задачу политической экономии в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.
Понятие ценности товара и проблема формирования его цены связывали прежде всего с его полезностью и редкостью
|
Основные экономические школы
| Представители экономических школ
| Время
возникно
вения
| Сущность
экономических школ
| Кейнсиан
ство
| Дж. Кейнс
| XX в.
| Рассматривал вопросы государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин. Предмет анализа — народное хозяйство в целом
| Институционализм (от лат. institu- tum — установление, institutio — обычай)
| Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер,
Д. Гелбрейт и др.
| С конца XIX в.
| Характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов: фирмы, профсоюзы, государство, законы, указы, постановления, обычаи, навыки, традиции и т. д.
|
|